Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 20:34

НеПотеряйка

Меню сайта
Категории раздела
Эволюция Российского образования [8]
Рабочая концепция одаренности [10]
Социально-психологические аспекты детской одаренности [2]
Формирование профессиональной компетентности педагогов [6]
Семья как развивающая среда для одаренного ребенка [0]
Олимпиадное движение [1]
Эффективные технологии в работе с одаренными детьми [0]
Индивидуальный образовательный маршрут [3]
Система работы с одаренными детьми в инновационных учреждениях Ставропольского края [0]
Одаренный учитель - одаренный ученик [2]
Профильная подготовка [1]
ИКТ [10]
Наш опрос
Что для Вас "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Курсы повышения квалификации » Эволюция Российского образования

Правовая политика в образовании: есть ли она в современной России?
Правовая политика в образовании: есть ли она в современной России?
19:32:03
 Добавил: marishka
11/Ноя/2011

0 Правовая политика в образовании: есть ли она в современной России? Михайлов Максим Владимирович
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора
формирования нового качества экономики и общества увеличивается
вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система
образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако
произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический
кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во
многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Начало формированию нового российского образовательного законодательства положили Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с нормами международного права, закрепившие новые подходы и стимулировавшие изменения, происходившие в системе образования.
Право на образование, закрепленное в ст.26 Всеобщей декларации прав человека, в ст.28 Конвенции о правах ребенка, являясь одним из естественных прав человека, имеет своей целью удовлетворение потребности лица в знаниях, в приобретении культурных и профессиональных навыков. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования отводит данному праву особое место. В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право граждан на образование в российских вузах для каждого человека, не выделяя гражданство России в качестве ограничивающего или приоритетного признака. На практике права иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования, как правило, уточняют международные договоры или иные нормативные документы.
Конституция Российской Федерации определяет право каждого гражданина на получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Этот тезис может рассматриваться как обязательство для муниципальных образований создавать и финансировать образовательные учреждения. Конституция Российской Федерации устанавливает наличие муниципальных образовательных учреждений с целью обеспечения государственных гарантий личных прав граждан на образование.
Обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на образование может осуществляться путем:
• непосредственного участия Российской Федерации в управлении образовательными организациями (учредитель и собственник имущества, финансирующий деятельность организации, один из учредителей);
• косвенного участия Российской Федерации в управлении (предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на образование, распределение госзаданий на подготовку кадров, закупка необходимых услуг у организаций различных форм собственности);
• реализации Российской Федерацией правоустанавливающих функций и функций надзора в сфере образования, в том числе за использованием имущества образовательных организаций.
Инструментом обеспечения конституционных прав граждан на получение образования является государственная образовательная политика – как направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.д.).
Государственная политика в области образования направлена на развитие и поддержку единого образовательного пространства на территории России. Единство образовательного пространства находит свое выражение в том, что в образовательных учреждениях одинакового уровня используют единые образовательные программы и стандарты, а также предъявляют единые требования к учащимся.
Государственная поддержка и государственное регулирование должны направлять образовательную систему страны на постоянное увеличение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг. Политика государства должна гарантировать соблюдение прав субъектов деятельности в области образования, а также стимулировать и использовать их заинтересованность.
Под государственной политикой в области образования следует понимать целенаправленную деятельность государства по развитию образования, прежде всего через ее нормативно-правовое регулирование.
Отношения в сфере образования регулируются федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В сравнении с ранее действовавшими «Основами законодательства о народном образовании» (в ред. от 27 ноября 1985 г.) существенно изменились цели и принципы государственной политики (ст.2 Закона). Область образования была признана приоритетной (п. 1 ст.1 Закона), что подкреплялось определенными гарантиями со стороны государства, в том числе в финансово-экономической сфере (ст. 40 Закона).
Закон Российской Федерации «Об образовании» гарантирует гражданам «на конкурсное основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые». В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» провозглашается демократический, государственно-общественный характер управления образованием. В законе четко прослеживается три основных положения демократизации образования: во-первых, ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе образования, децентрализацией управления образованием, муниципализацией образования, т.е. участием местной власти и местной общественности в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы; во-вторых, автономность образовательных учреждений, что определяет самостоятельность учебных заведений в выборе стратегии своего развития, целей, содержания и методов работы, а также их юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность; в-третьих, раскрепощенность педагогических отношений, изменение самой их сути, изменением отношений сотрудничества взрослого и ребенка, педагога и управленца, школы, общества и государства.
К основным чертам демократической образовательной системы следует отнести: доступность образования для всех детей; обеспечение материальных возможностей для осуществления права на образование; возможность выбора образовательного учреждения; право учащихся на собственные взгляды; установление стандартов; создание условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала; информирование о состоянии образовательной системы, обеспечивающей возможность общественного контроля за образованием; и публичное обсуждение проблем образования, достижение консенсуса при определении приоритетов в области образования; распределение полномочий по управлению образованием между национальным, региональным и местным уровнями, ориентация на децентрализацию.
В Законе «Об образовании» провозглашены основные принципы государственной политики в сфере образования:
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;
• непрерывность и преемственность процесса образования;
• интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
• конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
• государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования;
• всемерное расширение доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;
• создание условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;
• установление ограничений для развития платных образовательных услуг, которое приводит к вытеснению бесплатного образования платным и др.;
• свобода выбора направлений подготовки (специальностей) для граждан, получающих высшее и послевузовское профессиональное образование в образовательных учреждениях;
• предоставление академических свобод;
• обеспечение права студенчества на участие в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего образования.
Отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования регулирует Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятый в 1996 году. Он устанавливает следующие права граждан: «Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые». Особенностью конкурсов, проводимых при поступлении в вузы, является то, что они проводятся по вторичным признакам и свойствам. Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.
Законодательное обеспечение представляет собой, прежде всего, наличие совершенной системы нормативных правовых актов, которые регулируют отношения в сфере образования. Эта система характеризуется тем, что она включает в себя законы и иные нормативные акты, принятые на основе законов (указы Президента, постановления Правительства, положения, правила, инструкции и т.п., принятые исполнительными органами). В условиях федеративного государства эти акты исходят как от Российской Федерации, так и от ее субъектов. Особенностью системы нормативных актов в сфере образования является то, что она включает в себя специальные акты, принятые для регулирования отношений в области образования, и отдельные правила, содержащиеся в иных актах, которые имеют целью регламентацию отношений в иных сферах - семьи, труда, социальной защиты, бюджетного финансирования, налогового обложения и других.
Принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.), установившая приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, обозначило необходимость модернизации российской системы образования. Актуальность модернизации сферы образования определяется насущной потребностью интеграции в мировое образовательное пространство. Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
В «Национальной доктрине развития образования в России» обозначены основные задачи государства в сфере образования. Этот раздел включает 43 позиции, отражающих широкое разнообразие частичных управленческих целей и задач. Однако все эти задачи не приведены в единую систему и относятся к различным субъектам внутри государства, принадлежащим как к законодательной, так и исполнительной ветвям власти, так и к разным уровням государственной власти и управления. Кроме того, среди этих целевых требований встречаются требования к содержанию и качеству образования в иной редакции по сравнению с теми целями, которые перечислены в других нормативных актах (Закон РФ «Об Образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»)
В 2001 году была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, определяющая:
• основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики;
• обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;
• совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования;
• усиление социальной направленности системы образования;
• всесторонняя поддержка сельских и поселковых школ, их приоритетная информатизация и обеспечение учебным оборудованием, совершенствование их образовательного процесса и материально-технической базы;
• структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда;
• обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений (организаций), инвестиционной привлекательности системы образования путем внесения поправок в законодательство Российской Федерации и другие нормативные акты, стимулирование таким образом юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку;
• повышение социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования;
• принципиальное обновление системы научно-методического обеспечения образования, перестройка организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики, повышение ее роли в поддержке, проектировании, экспертизе образовательных инноваций, в обеспечении непрерывности процессов обновления образования.
• приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации.
В 2004 году приняты Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. В соответствии с ними обозначены ключевые позиции развития отечественного образования:
• повышение качества профессионального образования;
Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.
• обеспечение доступности качественного общего образования;
Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование"), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий.
• развитие современной системы непрерывного профессионального образования;
Непрерывное образования должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.
Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:
обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;
создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;
повысить роль общественных институтов в управлении образованием;
сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;
создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.
• повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:
создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;
создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;
обеспечить введение новых принципов финансирования учреждений профессионального образования и школ;
обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;
создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями.
переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.
В 2005 году была принята Федеральная программа развития образования на 2006-2010 годы в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (2000г.) является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. В соответствии с действующим законодательством Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) призвана конкретизировать государственную политику в сфере образования на среднесрочный период. ФЦПРО определяет своей главной целью «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской федерацией приоритета образования. Программа определяет стратегию и тактику приоритетного развития образовательной сферы и комплекс мер по ее совершенствованию. Основные цели и задачи программы конкретизируются в региональных программах, учитывающих социально-экономические, национально-культурные, демографические, экологические и другие параметры региона, области, края и направлены на решение проблем, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации. В рамках модернизации российского общества программа нацеливает развитие системы образования на основе современных достижений науки и практики.
Федеральная целевая программа развития образования была принята в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования в соответствии с действующим законодательством принята
Она призвана конкретизировать государственную политику в сфере образования на среднесрочный период, и определяет своей главной целью «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Важное средство придания системности нормативным актам - кодификация. Перевод теоретической идеи о кодификации образовательного законодательства в сферу законопроектной деятельности значительно повысит значимость исследований, связанных с разработкой теоретических проблем. Конечно, создание кодекса всех норм, имеющих отношение к образованию, невозможно: значимость их различна, да и принимаются они органами разных уровней, т.е. не только Российской Федерацией, но и ее субъектами. Основные же нормы должны быть сведены в единый кодекс. Благодаря Кодексу РФ об образовании можно решить следующие задачи: завершить процесс формирования массива норм образовательного права в качестве самостоятельной отрасли права, способной осуществлять эффективное нормативно-правовое регулирование общественных отношений в сфере образования; поднять на уровень законодательного регулирования значительную часть отношений в сфере образования, которые еще регулируются преимущественно подзаконными нормативно-правовыми актами; обеспечить нормы Кодекса действенным механизмом их реализации в конкретных отношениях, устранив декларативные предписания, преодолеть многообразие источников федеральных нормативно-правовых актов и устранить пробелы, противоречия и неоправданные повторы отдельных норм в разных нормативно-правовых актах. Принятие Кодекса РФ об образовании обеспечит системное и целенаправленное регулирование собственно образовательных отношений, приведет к выявлению их дополнительных свойств, признаков, что, в свою очередь, потребует образования новых правовых институтов, уточнения метода правового регулирования, создания единого правового режима общественных отношений в сфере образования.
источник http://old.bspu.ru/template/guest/user.php?page=46&base=1156
Категория: Эволюция Российского образования | Добавил: i_elf (11.04.2012)
Просмотров: 2073 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по сайту
Google Scholar

Мои сайты
  • Создать сайт
  • Творческий учитель
  • Сайт ООАКМР
  • Школьный сайт
  • Информатика учебник (будет)
  • Математические основы информатики
  • РоЖдЕнИе ИдЕи
  • ВиРтУаЛьНыЙ мУзЕй
  • О тебе и обо мне

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz