Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 18:36

НеПотеряйка

Меню сайта
Категории раздела
Эволюция Российского образования [8]
Рабочая концепция одаренности [10]
Социально-психологические аспекты детской одаренности [2]
Формирование профессиональной компетентности педагогов [6]
Семья как развивающая среда для одаренного ребенка [0]
Олимпиадное движение [1]
Эффективные технологии в работе с одаренными детьми [0]
Индивидуальный образовательный маршрут [3]
Система работы с одаренными детьми в инновационных учреждениях Ставропольского края [0]
Одаренный учитель - одаренный ученик [2]
Профильная подготовка [1]
ИКТ [10]
Наш опрос
Что для Вас "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Курсы повышения квалификации » Формирование профессиональной компетентности педагогов

Диагностика опыта
2. Диагностика опыта.
Для изучения особенностей своего опыта (знаний, навыков, форм и методов работы) учитель может применять и диагностические методики, и рефлексию. О рефлексии подробнее будет сказано далее.
Важным способом работы по диагностике и развитию подструктуры опыта является участие специалиста в работе методических объединений и различных формах повышения квалификации.
3. Диагностика форм отражения.
Для диагностики особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления существует огромное количество методик. Применяя их, важно понимать, как вы будете использовать полученные результаты.
4. Диагностика направленности.
Данная подструктура наиболее сложна для изучения, поскольку она затрагивает наиболее глубинные и важные для человека особенности личности. Кроме психодиагностических методик, хорошо использовать технику на самоописание и рефлексию. Например, можно использовать методику «Я через десять лет».
Инструкция: Выберите спокойное время и место, где вас никто и ничто не может потревожить. Представьте, что прошло десять лет. Как вы выглядите? Где вы живете (в городе или деревне, в какой части Земли, в каком жилище и т. д.)? Кто вас окружает (представьте конкретных людей или опишите характеры людей, которых вы еще не знаете в реальности)? Какие слова и образы лучше всего отражают вашу личность? Опишите свою работу. Какими словами можно описать ее? Для чего вы работаете? Цепь вопросов можно продолжить.
Не расстраивайтесь, если сначала у вас ничего не получится или возникающие образы абсолютно нереальны. Данную технику можно выполнять в несколько этапов, обсуждая полученные образы с людьми, которым вы доверяете. Для выяснения направленности важнее всего последние вопросы, поэтому постарайтесь конкретизировать возникающие образы.
Существенное влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности оказывают приемы стимулирования самоутверждения и приемы стимулирования самореализации. Приемы стимулирования самоутверждения направлены на преодоление психологических барьеров, которые связаны с неуверенностью в своих силах и сформированы еще в детстве. Чаще всего они возникают при организации творческой работы и, соответственно, легче всего преодолеваются также в ходе творческой деятельности. Приемы стимулирования самореализации должны быть направлены на то, чтобы вызвать у специалиста, уже включенного в рабочий процесс, стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Приемы предполагают прежде всего создание необходимых условий для свободного выбора способов решения задач, для внесения в процесс творчества чего-то своего, индивидуального.
Интегративным показателем эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является профессиональная творческая активность учителя. Творчество - свойственная человеку целенаправленная работа, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, который бы способствовал творческой работе педагогов и психологов. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой; стимулирование включения в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов педагогов. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнение следующих правил отношений:
- отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;
- совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления сложностей и достижения цели;
- должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критической оценке своих возможностей;

· необходимо стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей.

Итак, занимаясь выработкой индивидуального стиля деятельности, необходимо помнить:

· поскольку индивидуальный стиль деятельности является выражением индивидуальности человека в конкретной работе, то он не может быть ошибочным;

· индивидуальный стиль вырабатывается под влиянием общих целей деятельности и представлений субъекта о ее успешности;

· наибольшая успешность деятельности обеспечивается благодаря выработанному индивидуальному стилю деятельности.

Предпосылками выработки индивидуального стиля являются:
а) наличие зоны неопределенности деятельности, благодаря чему одна и та же деятельность может выполняться по-разному;
б) желание человека сделать свою деятельность более успешной;
в) желание человека сделать свою деятельность более приятной, приносящей эмоциональное удовлетворение.
Индивидуальный стиль вырабатывается на протяжении длительного времени. Скорость его формирования у разных людей может быть разной, но в целом надо учитывать общие закономерности формирования индивидуального стиля. Например, по данным, полученным в рамках возрастной психологии, стабилизация в карьере, предполагающая стабилизацию собственных стилей работы, происходит с 27 до 32 лет.
Таким образом, индивидуальный стиль любой деятельности, в том числе и педагогической, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям деятельности.
Основные пути формирования индивидуального стиля могут заключаться:
а) в максимальном использовании профессионально важных качеств человека и их структур;
б) в компенсации нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности проявлений личностных факторов.
В заключение несколько советов по практической организации самостоятельной работы, способствующей выработке индивидуального стиля деятельности:
1. При анализе профессионального педагогического развития следует сделать акцент на глубоком осмыслении двух процессов - передачи знаний и усвоения их детьми (важно и то, что педагог-психолог говорит ученику, и то, что ученик запоминает) - и понимании детей, с которыми работает педагог-психолог.
2. В профессиональном развитии педагог-психолог всегда выступает в двух ролях: обучающего и ученика. В своем развитии не останавливается только тот, кто постоянно учится сам. Важно прочувствовать обе роли, только тогда формирование профессионала будет эффективным.
3. В основе развития лежит собственная активность специалистов, их самостоятельность в приобретении нового опыта, знаний и включения их в свою практику.
4. Эффективнее развивается педагог-психолог, имеющий не одну, а несколько возможностей для этого (например, совершенствование в нескольких методических приемах, различных дидактических и воспитательных технологиях и др.). С одной стороны, не найдя в какой-то момент источников информации или коллег-единомышленников для развития в одном направлении, он может переключиться на другое. С другой стороны, развитие в одной области поможет быстрейшему развитию в другой.
5. Огромную помощь оказывает кооперирование с коллегами при приобретении нового опыта. Только при объединении с другими педагогами-психологами возможно быстрое и эффективное приобретение новых знаний и внедрение их в практику. Рефлексия, неизбежно возникающая при обсуждении с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, и она быстрее способствует изменению «профессионального мировоззрения».
6. Последнее правило - немедленная тренировка или апробирование на практике новых знаний и приемов. Прежде чем испытать новое в классе, следует провести «тренировку» в группе коллег. Побывав на такой «тренировке» в роли ученика, педагог-психолог сможет лучше понять реакцию реальных детей на изменения в методах или содержании образования.

 

 

Профессиональное саморазвитие. Саморегуляция

 

В современном мире полное обновление содержания профессии происходит в среднем за десять лет. Это значит, что если педагог-психолог не хочет отстать от своих коллег и намерен использовать современные формы и методы работы, он должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Обучение и воспитание представляет собой систему, в которой традиционное и современное тесно переплетены и взаимосвязаны. Педагогу-психологу приходится находить баланс между традиционными, незыблемыми аспектами и постоянно меняющимися современными веяниями и тенденциями.

В профессиональном саморазвитии педагога-психолога можно выделить три основные направления:

а) приобретение новых знаний;

б) рефлексию;

в) приобретение и использование навыков саморегуляции.

Основными источниками новых знаний являются психологическая и педагогическая литература, журналы по специальности, методические пособия и рекомендации, нормативные акты и иная документация (законы, указы, программы развития образования и др.), газетные статьи, теле- и аудиопрограммы, видеоматериалы. С распространением сети Интернет в ней появляется все больше сайтов, затрагивающих проблемы детей, подростков и молодежи, работы с ними, различные аспекты воспитания и обучения. Важным для педагога-психолога является пополнение общекультурного багажа (знания истории, литературы, культуры), понимание социальных и политических тенденций в обществе. Новые знания можно приобретать как индивидуально, так и посещая курсы повышения квалификации, лектории и иные формы занятий.

Один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта — педагогическая рефлексия. Рефлексия (в переводе с латинского - «обращение назад») - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Философское понятие рефлексии означает процесс размышления человека о происходящем в его состоянии, способность сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Но рефлексия - это не просто понимание человеком самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к работе, другим людям, того, что происходит в процессе общения. Это еще и выяснение того, как он воспринимается и оценивается другими, как другие видят его личностные и когнитивные особенности, эмоциональные реакции.

В ходе работы педагог-психолог наблюдает за тем, что происходит, решает возникающие проблемы, облекает свои наблюдения в определенную форму и таким образом набирается опыта. Затем он приводит свои наблюдения в систему, и они становятся частью его знаний, которые он использует в работе. Даже если педагог-психолог не извлекает никаких уроков из своего опыта, он всегда может повторить ситуацию, которая привела его к успеху, и избежать той, которая закончилась неудачей. Подобный способ базируется на методе проб и ошибок и ведет к выработке защитной реакции. Система действий при работе этим способом не может быть гибкой и приспособляемой. Для разработки гибкой системы необходимо анализировать и собственный опыт, и опыт своих коллег, извлекать из него все полезное и нужное, стараться понимать, почему тот или иной прием работает хорошо и почему то, что прекрасно сработало в одном случае, ничего не дало в другом, т. е. заниматься рефлексивным анализом. Набираясь опыта на основе рефлексии, педагог-психолог вырабатывает для себя гибкую систему действий, умений и навыков и приобретает солидную научную и практическую базу. Высший уровень педагогической рефлексии - размышления о себе в профессии.

Существует несколько основных способов рефлексивного анализа:

- индивидуальная рефлексия (самостоятельный анализ событий дня, своих поступков, действий и реакций учеников);

- обращение к помощи наставника - более опытного коллеги;

- рефлексия в группе равных по уровню квалификации коллег.

В ходе рефлексии происходит двойное зеркальное взаимоотражение людьми друг друга (я в своих глазах, я в глазах другого), результатом чего становится понимание человеком того, каков же он на самом деле.

Приведем примерный перечень вопросов, на которые необходимо найти ответы в ходе рефлексии:

- что я думаю о своей работе;

- что я думаю о детях, как я их воспринимаю;

- каковы мои особенности (личностные, эмоциональные, когнитивные) и как они проявляются в работе;

- как я воспринимаю себя в профессии и др.

Анализ себя должен восприниматься каждым педагогом и психологом независимо от опыта и стажа работы, как нормальное повседневное занятие. При наличии даже небольшого навыка он не будет занимать много времени, но польза от него будет несомненной. Например, анализ, проведенный после урока или консультации, поможет педагогу-психологу не только прояснить свое поведение в их ходе, положительные и негативные моменты, но и «поставить точку». Эмоции и мысли от одной встречи с классом после «точки» не перенесутся на следующую, что снизит усталость специалиста и возможность попадания в стрессовую ситуацию.

В ходе рефлексии следует соблюдать ряд правил:

- сосредоточенность - не допускать никаких посторонних мыслей и не уходить по пути возникающих ассоциаций;

- самоуглубленность - никто и ничто не должно отвлекать;

- акцент на свои действия и свои эмоции.

Эмоции и чувства - обязательный элемент рефлексии. Необходимо обдумывать или обсуждать с другими не только действия (свои и учеников), но и эмоции, которые были ими вызваны.

Для большей результативности можно проводить рефлексию наличия или отсутствия в работе педагога-психолога заранее определенных параметров. Например, в работе с классом можно выделить такие параметры, как планирование учебного материала, индивидуальный подход к ученикам, знание основ воспитательной работы, эмоциональное поведение учителя, активизация работы учеников, анализ и оценка своего поведения. Каждый из перечисленных параметров имеет свои характеристики. К примеру, в описании индивидуального подхода к ученикам можно выделить следующие:

Педагог-психолог с высоким уровнем профессионального развития:

- понимает и поощряет индивидуальные различия;

- строит свою работу с учетом индивидуальных различий учеников;

- ежедневно развивает и поощряет успешность всех учеников;

- основывает свою работу на теории обучения и новейших научных исследованиях;

- в ходе работы группирует учеников и дает им задание, соответствующее стилю их обучения, интересам, уровню знаний и т. д.;

- постоянно развивает свои знания об индивидуальных особенностях людей;

- знает сильные и слабые стороны учеников и эффективно работает с другими учителями.

Специалист с уровнем профессионального развития выше среднего:

- осознает индивидуальные различия учеников;

- планирует большинство видов работы с учетом индивидуальных различий;

- создает определенные условия для учеников, чтобы они развивались в соответствии со своим стилем обучения;

- периодически обсуждает с другими учителями индивидуальные особенности учеников, чтобы оказывать им помощь в обучении;

- изучает индивидуальные особенности людей, но не всегда использует их в своей повседневной работе;

- создает необходимые условия для развития всех учеников.

Учитель со средним уровнем профессионального развития:

- осознает явно выделяющиеся и наиболее часто встречающиеся различия между учениками;

- иногда варьирует задания и группирует учеников;

- иногда создает необходимые условия для работы всех учеников в классе;

- когда возникают проблемы в воспитании, использует знания об индивидуальных различиях.

Специалист с низким уровнем профессионального развития:

- работает с «целым классом»;

- крайне редко делает различия между учениками;

- демонстрирует отсутствие интереса к индивидуальным различиям между людьми;

- при планировании работы не учитывает потребности учеников и их различные стили обучения.

Подобные «списки» можно разработать для всех характеристик работы педагога-психолога. В случае их использования педагоги определяют, на каком уровне развития они находятся, и намечают пути профессионального совершенствования.

Приобретение и использование навыков саморегуляции — третий главный фактор профессионального роста педагога-психолога. Для представителей всех профессий, объектом которых является человек (педагоги, врачи, психологи и др.), периодически характерно состояние так называемого «профессионального выгорания». Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники.

«Управлять» - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок. Схематично это можно выразить следующим образом.

 Управление собственным состоянием 

Нервное напряжение, злость, досада, обида, невысказанное раздражение имеют свойство накапливаться и препятствовать проявлению положительных эмоций. Признанный авторитет в области изучения стрессов Ганс Селье считает, что стрессы - неотъемлемая сторона нашей жизни. Люди не должны избегать их, более того, можно использовать стрессы и наслаждаться ими, если выработать соответствующую философию жизни. По определению Г. Селье, стресс - это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Иными словами, это реакция, с помощью которой организм человека пытается приспособиться к происходящим в нем и вокруг него изменениям. Чувство голода и жажды, радость и печаль, помимо специфических реакций (изменений обмена веществ, теплообмена, мышечных реакций, гормонального обмена и др.), всегда сопровождаются общей, неспецифической для всех изменений реакцией -адаптацией организма к возникшим трудностям.

Если стресс помогает приспособиться к изменениям, то почему же принято считать, что стресс - это плохо? Не много найдется людей, желающих вести жизнь тепличного растения. От бесцельности и скуки люди страдают не меньше, чем от нервных перегрузок. Чем больших целей достигает человек, тем выше степень удовольствия и счастья, которые он испытывает. Недаром уже цитированный нами Г. Селье пишет, что «стресс -это аромат и вкус жизни».

Все дело в «пороге». Порогом в психологии называют величину раздражителя, при которой происходят качественные изменения ощущений или реакций. В случае стресса все, что находится до «порога», идет во благо человеку, все, что после него, - во вред. Граница у каждого человека своя. Люди, умеющие управлять стрессом, не дающие ему выйти за «порог», способны достигать очень многого в своей жизни.

Уровень «порога» определяют три основных группы факторов:

1. Биологически обусловленные факторы: сила и устойчивость нервной системы (выражающиеся в типе темперамента), пол, возраст и др.

2. Социально обусловленные факторы: воспитание (определяющее волю, умения по принятию решений и саморегуляции, общий жизненный настрой и др.), самовоспитание, социальное и экономическое положение человека и общества в целом и т. д.

3. Количество событий, требующих длительной адаптации, происшедших за короткий промежуток времени. Целый ряд жизненных событий вызывают длительную адаптацию (например, крупные ссоры и конфликты, экзаменационная сессия требуют адаптации до 2-4 месяцев; переезд на новое место жительства или смена места работы - до 1 года; изменение семейного статуса - до 2 лет и т. д.). В случае, когда несколько таких событий совершаются за короткий промежуток времени, способность человека к адаптации в других ситуациях понижается и он становится более уязвим для стрессовых воздействий.

Чем быстрее человек адаптируется к изменяющимся условиям, тем легче он справляется со стрессовыми ситуациями. Приспособляемость и адаптация - это те механизмы, которые на протяжении веков давали биологическим организмам возможность выжить и развиваться. В них же заключается и способность человека регулировать свое состояние. Чем больше развиты у педагога-психолога эти механизмы, тем легче и радостнее ему работать. Деятельность педагога-психолога невозможна без нервных «встрясок», невыраженных отрицательных эмоций, поэтому более эффективно не ругать детей за то, что они не дают ему спокойно жить, а развивать в себе способность быстро приспосабливаться к изменениям.

Каковы же способы повышения стрессоустойчивости?

1. Основной из них заключается в развитии способности переключаться, создавая для этого специальные условия. Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующее объекту ощущение и состояние организма. Например, сильное волнение или злость можно снять, представив себя в приятном месте (на пляже, в лесу, на берегу реки и т. д.).

2. Способность к адаптации прямо зависит от умения расслаблять мышцы. Нервное напряжение всегда сопровождается мышечным. Механизм очень прост: в ситуации опасности в мышцы поступают нервные импульсы, активизирующие их и побуждающие готовиться к атаке или ее отражению, но когда ситуация опасности заканчивается, мышцы автоматически не расслабляются, а продолжают оставаться в напряжении.

3. Переключением может стать изменение отношения к миру. Несколько советов о том, как это сделать, дает Г. Селье:

- развивайте в себе положительные чувства - это любовь в самом широком смысле, включающая в себя благодарность, уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством, -все эти чувства усиливают дружеское расположение и доброжелательность;

- старайтесь возбудить к себе такую любовь других людей;

- старайтесь избегать даже самых мягких форм бессмысленного мщения, контролируйте свои отрицательные чувства: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, ревность, ибо они вызывают только ответную жестокость;

- изберите себе такое окружение (супруга/супругу, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, найдите работу, которую вы можете любить;

- постарайтесь придать своей жизни определенную направленность и смысл, сформулировав для себя возвышенную цель. Она должна непременно иметь две черты: требовать упорного труда, но плоды этого труда не должны быть мимолетными, а непременно накапливаться в течение жизни.


Путь к мастерству лежит через самосовершенствование, осознание себя как творца в педагогическом процессе. Каждый специалист проходит этот путь, опираясь на свои индивидуальные особенности. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности», - писал знаменитый психолог Б.М. Теплов. В данном случае речь идет об индивидуальном стиле работы. Что же это такое?
Обобщенной характеристикой индивидуально-психологических особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в его работе, является индивидуальный стиль деятельности. Если мы хотим выявить индивидуальный стиль (ИС) работы педагога или психолога, то прежде всего необходимо изучить индивидуальную структуру личности. Современная психология уделяет много внимания изучению отдельных подструктур личности, которые определяют индивидуальность человека. Чаще всего выделяют две категории черт: биологически обусловленные, т. е. те, с которыми человек рождается и которые прослеживаются на протяжении всей его жизни, и социально обусловленные, т. е. те, которые он приобретает в процессе своего социального развития (общения, деятельности).
К.К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности:
1. Подструктуру направленности, включающую в себя те идеалы и ценности, сквозь призму которых учитель подходит к своей работе и детям, отношения и моральные черты личности. Педагогу важно осознавать идеалы и ценности, которые лежат в основе его работы, и уметь опираться на них в общении с учащимися. О людях, осознанно использующих идеалы и ценности в жизни и работе, говорят: «целостная личность, сильный человек». В развитии и воспитании детей эти особенности выходят на первое место. Данная подструктура не включает в себя, по мнению автора, непосредственных природных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание.
2. Подструктуру опыта, включающую знания, умения и привычки, приобретенные личностью. Действительно, знания, которые накапливает в течение жизни специалист, привычки, которые у него формируются, формы и методы, которые он использует в работе, являются непосредственным отражением особенностей его личности. Немалую роль при этом играют биологически обусловленные темперамент и черты характера.
3. Подструктуру форм отражения, представляющую собой индивидуальные особенности отдельных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, особенностей мышления и способностей. Она формируется путем упражнения и связана с биологически обусловленными особенностями. Для формирования индивидуального стиля работы педагогам и психологам следует обратить особое внимание на изучение своих способностей. Успешность работы во многом зависит от наличия целого ряда способностей:

· коммуникативных - общительности, взаимодействия с детьми в классе, доброжелательности и расположенности в общении;

· организаторских - способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, способности к волевому действию и убеждению, владению собой;

· творческих - чувства новизны, критичности мышления, способности преобразовывать структуру объекта, направленности на творчество, интереса к педагогическому творчеству, стремления к лидерству и к получению высокой оценки со стороны как учащихся, так и коллег;

· гностических, дающих педагогам и психологам возможность приобретать знания и умения, в том числе и на основе анализа собственного опыта;

· конструктивных, позволяющих выработать стратегическую линию в работе с классом, решать повседневные задачи с учетом общих целей, устанавливать необходимые взаимосвязи с задачами воспитания и уровнем развития ребенка.

4. Биологически обусловленную подструктуру, включающую в себя типологические свойства личности, важнейшим из которых является темперамент, половые и возрастные особенности, которые в основном обусловлены природными свойствами человека.
Таким образом, структуру личности, лежащую в основе выработки индивидуального стиля, можно представить в виде иерархической пирамиды.

Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля

 

Как и в любой иерархии, особенности низшего уровня влияют на поведение человека больше, чем подструктуры высших уровней. В любой ситуации, особенно требующей быстрой реакции или решения, действия педагога импульсивно будут отражать особенности его темперамента и биологически обусловленные черты. И лишь по мере анализа или размышления он будет руководствоваться подструктурами высших уровней: вспомнит, как действовал в аналогичных случаях в прошлом, перепроверит свои действия, будет использовать накопленные знания и опыт, анализировать ситуацию, исходить из направленности и т. д. Так обычно происходит у педагогов, не достигших высокого уровня профессионального развития.
Опытные и профессионально грамотные учителя и психологи, знающие и использующие особенности индивидуального стиля, не находятся в столь полной зависимости от особенностей своего темперамента. Например, они могут проанализировать возможный исход события задолго до его возникновения или спрогнозировать направления развития какой-либо ситуации. В результате их реакции становятся менее спонтанными и они больше опираются в работе на высшие подструктуры.
Понимание своих особенностей дает опытным педагогам возможность компенсировать нежелательные личностные особенности за счет использования других свойств личности. Например, учитель или психолог знает, что он - натура увлекающаяся и стремится все дела выполнять сам. Эти качества мешают ему формировать у детей самостоятельность и ответственность. Зная за собой такую особенность, он может скомпенсировать ее за счет развития конструктивных и организаторских способностей, развития коллективистской и воспитательной направленности.
Следует отметить, что природные и сформированные в течение жизни свойства личности образуют сложные динамические структуры. Именно благодаря им человек может регулировать свое поведение и не находиться в полной зависимости от биологически обусловленных особенностей. Также благодаря им каждый человек обладает глубоко индивидуальной личностной структурой, что проявляется в его поведении и работе.
Как определять индивидуальный стиль? Вопрос этот непростой, и ответов на него существует множество. При всем многообразии ответы можно свести к одному слову - «диагностика». Возникает следующий вопрос: «Как разобраться в огромном море диагностических методик?» Действительно, даже для специалистов выбрать методики, простые в применении и наиболее точно отвечающие на поставленные вопросы, — трудная задача. Еще более сложной может оказаться задача применения полученных результатов в жизни и работе. Поэтому диагностику лучше проводить постепенно, каждый раз увязывая полученный итог с реальной жизнью и находя ответ на вопрос: «Как это помогает или мешает мне в работе?»
1. Диагностика биологически обусловленных особенностей. С этой целью можно использовать методику Г. Айзенка. Описание получившегося в результате диагностики типа темперамента можно найти в книге P.M. Грановской «Элементы практической психологии»
2. Диагностика опыта.
Для изучения особенностей своего опыта (знаний, навыков, форм и методов работы) учитель может применять и диагностические методики, и рефлексию. О рефлексии подробнее будет сказано далее.
Важным способом работы по диагностике и развитию подструктуры опыта является участие специалиста в работе методических объединений и различных формах повышения квалификации.
3. Диагностика форм отражения.
Для диагностики особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления существует огромное количество методик. Применяя их, важно понимать, как вы будете использовать полученные результаты.
4. Диагностика направленности.
Данная подструктура наиболее сложна для изучения, поскольку она затрагивает наиболее глубинные и важные для человека особенности личности. Кроме психодиагностических методик, хорошо использовать технику на самоописание и рефлексию. Например, можно использовать методику «Я через десять лет».
Инструкция: Выберите спокойное время и место, где вас никто и ничто не может потревожить. Представьте, что прошло десять лет. Как вы выглядите? Где вы живете (в городе или деревне, в какой части Земли, в каком жилище и т. д.)? Кто вас окружает (представьте конкретных людей или опишите характеры людей, которых вы еще не знаете в реальности)? Какие слова и образы лучше всего отражают вашу личность? Опишите свою работу. Какими словами можно описать ее? Для чего вы работаете? Цепь вопросов можно продолжить.
Не расстраивайтесь, если сначала у вас ничего не получится или возникающие образы абсолютно нереальны. Данную технику можно выполнять в несколько этапов, обсуждая полученные образы с людьми, которым вы доверяете. Для выяснения направленности важнее всего последние вопросы, поэтому постарайтесь конкретизировать возникающие образы.
Существенное влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности оказывают приемы стимулирования самоутверждения и приемы стимулирования самореализации. Приемы стимулирования самоутверждения направлены на преодоление психологических барьеров, которые связаны с неуверенностью в своих силах и сформированы еще в детстве. Чаще всего они возникают при организации творческой работы и, соответственно, легче всего преодолеваются также в ходе творческой деятельности. Приемы стимулирования самореализации должны быть направлены на то, чтобы вызвать у специалиста, уже включенного в рабочий процесс, стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Приемы предполагают прежде всего создание необходимых условий для свободного выбора способов решения задач, для внесения в процесс творчества чего-то своего, индивидуального.
Интегративным показателем эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является профессиональная творческая активность учителя. Творчество - свойственная человеку целенаправленная работа, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, который бы способствовал творческой работе педагогов и психологов. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой; стимулирование включения в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов педагогов. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнение следующих правил отношений:
- отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;
- совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления сложностей и достижения цели;
- должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критической оценке своих возможностей;

· необходимо стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей.

Итак, занимаясь выработкой индивидуального стиля деятельности, необходимо помнить:

· поскольку индивидуальный стиль деятельности является выражением индивидуальности человека в конкретной работе, то он не может быть ошибочным;

· индивидуальный стиль вырабатывается под влиянием общих целей деятельности и представлений субъекта о ее успешности;

· наибольшая успешность деятельности обеспечивается благодаря выработанному индивидуальному стилю деятельности.

Предпосылками выработки индивидуального стиля являются:
а) наличие зоны неопределенности деятельности, благодаря чему одна и та же деятельность может выполняться по-разному;
б) желание человека сделать свою деятельность более успешной;
в) желание человека сделать свою деятельность более приятной, приносящей эмоциональное удовлетворение.
Индивидуальный стиль вырабатывается на протяжении длительного времени. Скорость его формирования у разных людей может быть разной, но в целом надо учитывать общие закономерности формирования индивидуального стиля. Например, по данным, полученным в рамках возрастной психологии, стабилизация в карьере, предполагающая стабилизацию собственных стилей работы, происходит с 27 до 32 лет.
Таким образом, индивидуальный стиль любой деятельности, в том числе и педагогической, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям деятельности.
Основные пути формирования индивидуального стиля могут заключаться:
а) в максимальном использовании профессионально важных качеств человека и их структур;
б) в компенсации нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности проявлений личностных факторов.
В заключение несколько советов по практической организации самостоятельной работы, способствующей выработке индивидуального стиля деятельности:
1. При анализе профессионального педагогического развития следует сделать акцент на глубоком осмыслении двух процессов - передачи знаний и усвоения их детьми (важно и то, что педагог-психолог говорит ученику, и то, что ученик запоминает) - и понимании детей, с которыми работает педагог-психолог.
2. В профессиональном развитии педагог-психолог всегда выступает в двух ролях: обучающего и ученика. В своем развитии не останавливается только тот, кто постоянно учится сам. Важно прочувствовать обе роли, только тогда формирование профессионала будет эффективным.
3. В основе развития лежит собственная активность специалистов, их самостоятельность в приобретении нового опыта, знаний и включения их в свою практику.
4. Эффективнее развивается педагог-психолог, имеющий не одну, а несколько возможностей для этого (например, совершенствование в нескольких методических приемах, различных дидактических и воспитательных технологиях и др.). С одной стороны, не найдя в какой-то момент источников информации или коллег-единомышленников для развития в одном направлении, он может переключиться на другое. С другой стороны, развитие в одной области поможет быстрейшему развитию в другой.
5. Огромную помощь оказывает кооперирование с коллегами при приобретении нового опыта. Только при объединении с другими педагогами-психологами возможно быстрое и эффективное приобретение новых знаний и внедрение их в практику. Рефлексия, неизбежно возникающая при обсуждении с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, и она быстрее способствует изменению «профессионального мировоззрения».
6. Последнее правило - немедленная тренировка или апробирование на практике новых знаний и приемов. Прежде чем испытать новое в классе, следует провести «тренировку» в группе коллег. Побывав на такой «тренировке» в роли ученика, педагог-психолог сможет лучше понять реакцию реальных детей на изменения в методах или содержании образования.

 

 

Профессиональное саморазвитие. Саморегуляция

 

В современном мире полное обновление содержания профессии происходит в среднем за десять лет. Это значит, что если педагог-психолог не хочет отстать от своих коллег и намерен использовать современные формы и методы работы, он должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Обучение и воспитание представляет собой систему, в которой традиционное и современное тесно переплетены и взаимосвязаны. Педагогу-психологу приходится находить баланс между традиционными, незыблемыми аспектами и постоянно меняющимися современными веяниями и тенденциями.

В профессиональном саморазвитии педагога-психолога можно выделить три основные направления:

а) приобретение новых знаний;

б) рефлексию;

в) приобретение и использование навыков саморегуляции.

Основными источниками новых знаний являются психологическая и педагогическая литература, журналы по специальности, методические пособия и рекомендации, нормативные акты и иная документация (законы, указы, программы развития образования и др.), газетные статьи, теле- и аудиопрограммы, видеоматериалы. С распространением сети Интернет в ней появляется все больше сайтов, затрагивающих проблемы детей, подростков и молодежи, работы с ними, различные аспекты воспитания и обучения. Важным для педагога-психолога является пополнение общекультурного багажа (знания истории, литературы, культуры), понимание социальных и политических тенденций в обществе. Новые знания можно приобретать как индивидуально, так и посещая курсы повышения квалификации, лектории и иные формы занятий.

Один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта — педагогическая рефлексия. Рефлексия (в переводе с латинского - «обращение назад») - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Философское понятие рефлексии означает процесс размышления человека о происходящем в его состоянии, способность сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Но рефлексия - это не просто понимание человеком самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к работе, другим людям, того, что происходит в процессе общения. Это еще и выяснение того, как он воспринимается и оценивается другими, как другие видят его личностные и когнитивные особенности, эмоциональные реакции.

В ходе работы педагог-психолог наблюдает за тем, что происходит, решает возникающие проблемы, облекает свои наблюдения в определенную форму и таким образом набирается опыта. Затем он приводит свои наблюдения в систему, и они становятся частью его знаний, которые он использует в работе. Даже если педагог-психолог не извлекает никаких уроков из своего опыта, он всегда может повторить ситуацию, которая привела его к успеху, и избежать той, которая закончилась неудачей. Подобный способ базируется на методе проб и ошибок и ведет к выработке защитной реакции. Система действий при работе этим способом не может быть гибкой и приспособляемой. Для разработки гибкой системы необходимо анализировать и собственный опыт, и опыт своих коллег, извлекать из него все полезное и нужное, стараться понимать, почему тот или иной прием работает хорошо и почему то, что прекрасно сработало в одном случае, ничего не дало в другом, т. е. заниматься рефлексивным анализом. Набираясь опыта на основе рефлексии, педагог-психолог вырабатывает для себя гибкую систему действий, умений и навыков и приобретает солидную научную и практическую базу. Высший уровень педагогической рефлексии - размышления о себе в профессии.

Существует несколько основных способов рефлексивного анализа:

- индивидуальная рефлексия (самостоятельный анализ событий дня, своих поступков, действий и реакций учеников);

- обращение к помощи наставника - более опытного коллеги;

- рефлексия в группе равных по уровню квалификации коллег.

В ходе рефлексии происходит двойное зеркальное взаимоотражение людьми друг друга (я в своих глазах, я в глазах другого), результатом чего становится понимание человеком того, каков же он на самом деле.

Приведем примерный перечень вопросов, на которые необходимо найти ответы в ходе рефлексии:

- что я думаю о своей работе;

- что я думаю о детях, как я их воспринимаю;

- каковы мои особенности (личностные, эмоциональные, когнитивные) и как они проявляются в работе;

- как я воспринимаю себя в профессии и др.

Анализ себя должен восприниматься каждым педагогом и психологом независимо от опыта и стажа работы, как нормальное повседневное занятие. При наличии даже небольшого навыка он не будет занимать много времени, но польза от него будет несомненной. Например, анализ, проведенный после урока или консультации, поможет педагогу-психологу не только прояснить свое поведение в их ходе, положительные и негативные моменты, но и «поставить точку». Эмоции и мысли от одной встречи с классом после «точки» не перенесутся на следующую, что снизит усталость специалиста и возможность попадания в стрессовую ситуацию.

В ходе рефлексии следует соблюдать ряд правил:

- сосредоточенность - не допускать никаких посторонних мыслей и не уходить по пути возникающих ассоциаций;

- самоуглубленность - никто и ничто не должно отвлекать;

- акцент на свои действия и свои эмоции.

Эмоции и чувства - обязательный элемент рефлексии. Необходимо обдумывать или обсуждать с другими не только действия (свои и учеников), но и эмоции, которые были ими вызваны.

Для большей результативности можно проводить рефлексию наличия или отсутствия в работе педагога-психолога заранее определенных параметров. Например, в работе с классом можно выделить такие параметры, как планирование учебного материала, индивидуальный подход к ученикам, знание основ воспитательной работы, эмоциональное поведение учителя, активизация работы учеников, анализ и оценка своего поведения. Каждый из перечисленных параметров имеет свои характеристики. К примеру, в описании индивидуального подхода к ученикам можно выделить следующие:

Педагог-психолог с высоким уровнем профессионального развития:

- понимает и поощряет индивидуальные различия;

- строит свою работу с учетом индивидуальных различий учеников;

- ежедневно развивает и поощряет успешность всех учеников;

- основывает свою работу на теории обучения и новейших научных исследованиях;

- в ходе работы группирует учеников и дает им задание, соответствующее стилю их обучения, интересам, уровню знаний и т. д.;

- постоянно развивает свои знания об индивидуальных особенностях людей;

- знает сильные и слабые стороны учеников и эффективно работает с другими учителями.

Специалист с уровнем профессионального развития выше среднего:

- осознает индивидуальные различия учеников;

- планирует большинство видов работы с учетом индивидуальных различий;

- создает определенные условия для учеников, чтобы они развивались в соответствии со своим стилем обучения;

- периодически обсуждает с другими учителями индивидуальные особенности учеников, чтобы оказывать им помощь в обучении;

- изучает индивидуальные особенности людей, но не всегда использует их в своей повседневной работе;

- создает необходимые условия для развития всех учеников.

Учитель со средним уровнем профессионального развития:

- осознает явно выделяющиеся и наиболее часто встречающиеся различия между учениками;

- иногда варьирует задания и группирует учеников;

- иногда создает необходимые условия для работы всех учеников в классе;

- когда возникают проблемы в воспитании, использует знания об индивидуальных различиях.

Специалист с низким уровнем профессионального развития:

- работает с «целым классом»;

- крайне редко делает различия между учениками;

- демонстрирует отсутствие интереса к индивидуальным различиям между людьми;

- при планировании работы не учитывает потребности учеников и их различные стили обучения.

Подобные «списки» можно разработать для всех характеристик работы педагога-психолога. В случае их использования педагоги определяют, на каком уровне развития они находятся, и намечают пути профессионального совершенствования.

Приобретение и использование навыков саморегуляции — третий главный фактор профессионального роста педагога-психолога. Для представителей всех профессий, объектом которых является человек (педагоги, врачи, психологи и др.), периодически характерно состояние так называемого «профессионального выгорания». Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники.

«Управлять» - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок. Схематично это можно выразить следующим образом.

Категория: Формирование профессиональной компетентности педагогов | Добавил: i_elf (12.04.2012)
Просмотров: 3141 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по сайту
Google Scholar

Мои сайты
  • Создать сайт
  • Творческий учитель
  • Сайт ООАКМР
  • Школьный сайт
  • Информатика учебник (будет)
  • Математические основы информатики
  • РоЖдЕнИе ИдЕи
  • ВиРтУаЛьНыЙ мУзЕй
  • О тебе и обо мне

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz