Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога
Педагогу-психологу необходимо знать свои
индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определенной
стадии профессионального развития. Эти знания нужны для того, чтобы
оценить, на какие сильные стороны личности следует опираться в работе в
тот или иной период времени, какие качества необходимо развивать, что
нужно делать, чтобы избежать перегрузок, в том числе и нервных, в
работе.
Процесс профессионального развития
представителей различных профессий, в том числе и педагога-психолога, -
это специальная область изучения в педагогике и психологии, что связано с
большой теоретической и, главное, практической значимостью данного
вопроса. Голландский исследователь Дж.Х. Вонк выделил следующие фазы
профессионального развития педагога:
· предпрофессиональная фаза (период первоначального обучения в вузе или колледже);
• предварительная фаза (первый год работы);
• фаза вхождения в профессию (второй - пятый год работы);
• первая профессиональная фаза (продолжается обычно до достижения учителем 40-летнего возраста);
• фаза переориентации в профессии (кризис середины жизни и последующие за ним годы);
• фаза инерции (начинается обычно за три года до ухода на пенсию).
На предпрофессиональной фазе молодой
педагог получает теоретические знания и частично приобретает опыт работы
(в ходе учебных практик). Для нормального профессионального развития
одинаково важны общекультурные знания (философия, естествознание,
культурология и др.), общие теоретические знания в области психологии и
педагогики, методические знания и навыки. Только в этом случае студент
сформируется как всесторонне развитый и профессионально грамотный
специалист.
Как показывает опыт, наибольшие
трудности в работе, в поиске своего «Я» учителя и психологи испытывают
на второй и третьей фазах. На предварительной фазе вырабатывается
собственный стиль в работе, система действий, которая потом будет
пополняться в процессе профессионального развития. Вторая фаза очень
важна и для самих начинающих педагогов, и для школы, так как позволяет
избежать ненужных конфликтов и неудовлетворительной работы в будущем.
Успешное начало влияет на способности учителя и желание работать.
Существует десять основных проблемных областей, с которыми сталкиваются молодые педагоги:
• содержание преподаваемого предмета;
• дисциплина в классе;
• мотивация учеников (их индивидуальная направленность);
• оценка работы учащихся;
• работа с родителями;
• работа с классом;
• работа с одаренными детьми;
• работа с отстающими;
• развитие учителя как личности в процессе работы;
• адаптация в школьном окружении.
Остановимся подробнее на некоторых из этих трудностей.
1. Содержание преподаваемого предмета.
Начав работать, молодые
педагоги-психологи очень скоро понимают, что не могут сразу приспособить
имеющиеся у них академические знания к школьному уровню. Исследования
показывают, что очень большое количество времени в течение первых двух
лет работы тратится на переориентацию на школьный уровень. Этот процесс
облегчается в том случае, если специалист обладает глубокими знаниями по
своему предмету, имеет общий широкий кругозор, стремится найти
индивидуальный подход к каждому ученику, использует игровые ситуации,
опыты, современные методы преподавания.
2. Работа с классом и поддержание дисциплины в классе. Педагог-психолог, как и любой учитель, проводит занятия в разных классах.
Исследования показывают, что множество
начинающих учителей не умеют работать с классом, т. е. не могут
организовать урок так, чтобы каждый из учеников выполнял свое задание, и
не в состоянии поддерживать в классе рабочую обстановку. У молодых
педагогов возникают проблемы с дисциплиной во время занятий. Учителя,
кроме того, не знают, как поступить с теми, кто мешает им и пытается
сорвать урок. Работа с классом - едва ли не самая сложная часть процесса
обучения, поскольку в этой ситуации педагог оказывается один на один с
двадцатью и более учениками и должен найти занятие для каждого в
соответствии с их индивидуальными особенностями. Эта деятельность должна
находиться в строгом согласовании с учебным планом и иметь результатом
усвоение материала.
Для выполнения этой задачи необходимы следующие умения:
• работать в нескольких направлениях: на
уроке учитель занимается преподаванием, проверкой, помогает, наблюдает
за дисциплиной и др.;
• осуществлять несколько действий одновременно;
• быстро реагировать на действия и слова учащихся (в частности, нарушителей дисциплины);
• импровизировать - многое на уроке
происходит неожиданно, и учитель должен немедленно заставить любые
обстоятельства работать в пользу процесса обучения;
• работать на публику - действия начинающего педагога всегда обсуждаются в преподавательских и ученических кругах;
• знать и использовать в своих целях особенности и традиции класса.
3. Работа с одаренными и отстающими детьми.
Эти две трудности можно объединить,
поскольку они связаны с проблемой индивидуализации обучения. Молодые
педагоги-психологи должны подобрать особые приемы обучения для каждого
учащегося. Зачастую бывает так, что в первые месяцы работы начинающие не
видят каждого ребенка в отдельности. Ситуацию, в которую попадает
новичок, можно назвать трудноконтролируемой. Для тех начинающих, кто
одновременно работает в нескольких классах, еще труднее сохранять
спокойствие и адекватно реагировать на события в классе. Тем не менее,
выделение групп учеников в зависимости от успеваемости и
индивидуализация работы с ними (например, путем индивидуальных
письменных и домашних заданий) поможет молодому педагогу быстрее
завоевать авторитет у учеников, повысить их заинтересованность и
самостоятельность в обучении.
4. Развитие педагога-психолога как личности в процессе работы и его адаптация в школьном окружении.
Часто молодые специалисты воспринимают
себя в роли учителя с недоверием и даже со страхом, поскольку многие из
них находятся на пути к зрелости и для них учительская профессия связана
именно с ее достижением. Им приходится учиться воспринимать себя в
новой роли не ученика или студента, а педагога и, следовательно, учиться
развивать нужные для этой роли профессиональные и личностные качества.
Молодого педагога-психолога ожидают:
• новые обязанности (с самого первого дня он несет ту же ответственность, как и специалисты со стажем);
• специфическая школьная среда (особые обычаи и неписаные законы, которые новичку не объясняются);
• ожидания, возложенные администрацией школы и коллегами (иногда начинающие и сами точно не знают, чего именно от них ждут);
• совмещение роли педагога и ученика
(являясь учителем, он должен одновременно войти в роль ученика и
прислушиваться к советам более опытных коллег).
Очень часто начинающие испытывают шок от
столкновения с реальностью. Облегчить вхождение в профессию может
собственная активная позиция педагога-психолога. Чем быстрее он
установит контакт и найдет общий язык с другими учителями, активнее
будет участвовать в делах школы, тем быстрее сформирует широкий набор
своих профессиональных действий, творчески будет его использовать и
более позитивно относиться к своей деятельности. На первых порах могут
помочь специальные программы работы с молодыми учителями, существующие в
школе, и система традиций школы (профессиональные школьные праздники,
например «Молодой учитель», «Начал о учебного года», «Окончание года» и
т. д.).
Выделяются три пути адаптации молодого педагога-психолога:
1. Простое и беспрекословное принятие системы традиций и правил.
2. Целенаправленное изучение и
последующее принятие школьного образа жизни для того, чтобы сразу
показать коллегам и ученикам свое умение приспосабливаться к
обстоятельствам, не меняя при этом своих взглядов на процесс обучения.
3. Стойкое неприятие системы правил (эта
стратегия возможна лишь при достаточно высоком уровне независимости
педагога-психолога и терпимости окружающих).
По каким же признакам можно определить,
что начинающий преподаватель начал устойчивый процесс накопления
педагогического мастерства и что процесс первичной адаптации завершен?
Такими признаками являются:
1. Ощущение, что педагог принят своими учениками в качестве учителя.
2. Ощущение правильности выбора профессии.
3. Понимание своего предмета и умение преподнести его на понятном для детей уровне.
4. Выработка особого подхода к каждому классу.
5. Умение дать правильную и своевременную самооценку.
В целом, это выражается в ощущении себя частью большой и сложной семьи, понимании и принятии ее традиций и культуры.
Формирование устойчивого интереса к
работе и своего стиля происходит на первой профессиональной фазе. Именно
педагоги-психологи 25-40-летнего возраста, как правило, являются
наиболее активными и профессионально мыслящими. Переход к фазе
переориентации в профессии обычно связан с так называемым «кризисом
середины жизни». В этом возрасте появляются желание и потребность
передавать свой опыт молодым (так нелюбимое подростками желание «учить
жизни»), материнские нотки в общении, большая независимость от
обстоятельств и мнения других людей. Если учитель или психолог не
останавливался в своем развитии, у него открывается «второе дыхание» в
работе, прилив творчества. Если же профессиональное развитие было
остановлено, педагог как бы «застывает» , начинает использовать знания и
методы работы, не соотнося их с изменяющейся ситуацией, превращается в
демагога. На последней фазе человек не работает, а «дорабатывает», что
проявляется даже в его речи. Он не в состоянии усвоить принципиально
новые знания, но зато обычную работу выполняет кропотливо и полно.
|