Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 19:01

НеПотеряйка

Меню сайта
Категории раздела
Эволюция Российского образования [8]
Рабочая концепция одаренности [10]
Социально-психологические аспекты детской одаренности [2]
Формирование профессиональной компетентности педагогов [6]
Семья как развивающая среда для одаренного ребенка [0]
Олимпиадное движение [1]
Эффективные технологии в работе с одаренными детьми [0]
Индивидуальный образовательный маршрут [3]
Система работы с одаренными детьми в инновационных учреждениях Ставропольского края [0]
Одаренный учитель - одаренный ученик [2]
Профильная подготовка [1]
ИКТ [10]
Наш опрос
Что для Вас "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Курсы повышения квалификации » Формирование профессиональной компетентности педагогов

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА
Конференции » Материалы к III Всероссийской научно-практической конференции » Ушаков А.А., СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
07.12.2011 14:07

Ушаков А.А., СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обеспечение качества образования является комплексной социальной и педагогической проблемой. Качество образования - синтетическая категория, включающая различные компоненты и аспекты системы образования. В структуру качества образования входит качество образовательных систем, учебного процесса, образовательных достижений обучающихся, научной и инновационной деятельности, управления образовательными системами. При анализе качества образовательного процесса необходимо выделять и оценивать субъекты образования, мотивы и качество их деятельности, цели и содержание образования, образовательные технологии, материально-техническую базу учебного заведения, информационные и финансовые ресурсы.

Анализ современных тенденций в области развития среднего профессионального образования позволяет определить основные направления деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие качественную подготовку специалистов:

- подготовка выпускников как квалифицированных компетентных специалистов, свободно владеющих своей профессией на уровне передовых технологий, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к осуществлению профессиональной деятельности в различных условиях и постоянному росту;

- создание как традиции системы достижения высоких результатов деятельности;

- расширение спектра направлений подготовки с учетом потребностей региональной экономики, развитие системы непрерывного образования и дополнительной профессиональной подготовки;

- активизация деятельности по развитию социального партнерства, повышению инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности образовательного учреждения, привлечение работодателей к организации учебного процесса, реализация единых требований к подготовке специалистов, гибкой организации и качественному содержанию профессионального образования с учетом специфики и потребностей предприятий;

- использование новых форм и механизмов внутренней и внешней оценки качества предоставления образовательных услуг;

- организация исследовательской деятельности как способа реализации творческого потенциала педагогов и студентов.

При различных аспектах решения проблемы обеспечения качества среднего профессионального образования, развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, а также формирование личности студента определяются, прежде всего,  личностью самого педагога и уровнем его профессионализма. В связи с этим актуализируются вопросы определения сущности и становления профессионализма педагога системы среднего профессионального образования, оценки уровня его компетентности и перспектив профессионального роста.

Профессионализм в различных видах трудовой деятельности как многомерное явление является предметом исследования в философии, психологии, педагогике, социологии, культурологии, экономике, этике. Профессионализм как  социальная характеристика личности и качества трудовой деятельности, является не только психолого-педагогической, но и социально-философской, этической проблемой. Понимание профессиональной деятельности как одной из форм практически-преобразовательного отношения человека к действительности является логическим следствием диалектики сознания и деятельности. Профессионализм как полиструктурный феномен рассматривается в культурно-личностном и социально-функциональном аспекте. С позиций социальной философии, призванной выявить единый закон существования человеческого общества, познание феномена профессионализма определяется динамикой социальной жизни общества и реальными потребностями в поиске современных мировоззренческих ориентиров, регулирующих деятельность человека. С этической точки зрения, профессионализм состоит в способности личности обеспечить гармонию профессиональной деятельности, ее нравственной мотивации и оценки, готовность к достойным поступкам в любых профессиональных ситуациях.

В психолого-педагогических исследованиях, а также в рамках активно развивающейся в последние годы акмеологии различные вопросы  профессионализма педагога достаточно глубоко и всесторонне изучены и отражены в работах А.А. Деркача, С.А. Дружилова, В.Г. Зазыкина, Э.Ф. Зеера, И.Ф. Исаева, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова и других ученых. Рассматривая сущность профессионализма педагога, необходимо уточнить соотношение данного понятия с категориями «квалификация» и «профессиональная компетентность». Квалификация (англ. qualification) - готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, и во втором значении, официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности [2, с. 8]. Квалифицированный специалист должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональная компетентность является необходимой составляющей профессионализма педагога. В понимании В.А. Бодрова, профессионализм можно представить в виде вершины пирамиды, в основании которой находятся профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность.

Профессионализм в широком смысле определяется как качество, свидетельствующее о высоком уровне владения умениями, необходимыми при выполнении какой-либо работы. В этом же контексте о профессионализме иногда говорят как о высокой марке, качестве какого-либо специалиста, как о профессиональном качестве, высоком статусе специалиста. Профессионализм трактуется как комплексное явление, выражающееся в способности человека не только к творческому выполнению профессиональных обязанностей, но и в реализации собственных сущностных сил в профессиональной деятельности, в гармоничном сочетании высокопрофессиональных умений и навыков с широким мировоззренческим подходом к анализу и решению проблем. Понятие «профессионализм» употребляется в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности». Профессионализм деятельности – это качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных умений и навыков, владение способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности – это качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации. С точки зрения С.А. Дружилова, личность человека-профессионала, прошедшего достаточно длительный период теоретического обучения и последующей адаптации к практической деятельности, приобретшего необходимый профессиональный  опыт, следует рассматривать как профессионально обусловленную, профессионализм не сводится к совокупности признаков и представляет собой системное свойство личности, систему определенным образом организованных компонентов [1].

В исследовании с целью изучения профессионально важных качеств педагога приняли участие преподаватели и студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования социально-экономического, технического и естественнонаучного профилей (всего 350 респондентов). Для проведения исследования в соответствии с функциональными компонентами педагогической деятельности выделены профессионально важные качества педагога системы среднего профессионального образования. Оценка данных качеств педагогами и студентами осуществлялась по 5-балльной шкале: 1 балл – качество не имеет значения в работе преподавателя, 2 балла – качество маловажно в педагогической деятельности, 3 балла – качество необходимо в удовлетворительной степени, 4 балла – качество играет большую роль в работе педагога, 5 баллов – важнейшее качество в работе преподавателя. Результаты проведенного исследования представлены на рис. 1.

 

ushakov1

 

Рис. 1. Результаты исследования профессионально важных качеств педагога системы среднего профессионального образования (средний балл).

Анализ результатов исследования показывает, что наиболее востребованными являются когнитивные, технологические, коммуникативные и гуманистические профессионально важные качества педагога:

- умение преподавать, объяснять учебный материал в доступной форме;

- справедливость;

- знание преподаваемой дисциплины;

- владение навыками правильной грамотной речи;

- уважение человеческого достоинства, прав и свободы человека.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием Х-критерия Ван-дер-Вардена. Достоверных различий в оценке профессионально важных качеств педагога системы среднего профессионального образования студентами, обучающимися по различным профилям, не выявлено. Результаты проведенного исследования позволяют осуществлять организацию процесса становления и развития профессионализма педагога с учетом приоритетности профессионально важных качеств.

Профессионализм – акмеологическая категория (греч. «акме» - точка, расцвет, зрелость, лучшая пора). Становление профессионализма педагога системы профессионального образования должно быть основано на закономерностях самореализации творческого потенциала в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям, с учетом объективных и субъективных факторов, содействующих и препятствующих саморазвитию. Данное положение согласуется с идеями личностно ориентированного образования, цель которого Т.И. Шамовой трактуется  как поддержка, развитие человека в человеке, «включение» и «запуск» механизмов его самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимых для становления самобытной личности и достойной человеческой жизни, для диалогичного общения с людьми, взаимодействия с природой, культурой, цивилизацией. Становление и развитие профессионализма педагога – циклический процесс, осуществляемый в следующей последовательности: формирование внутренней мотивации – исполнительские действия – оценка достижений (рефлексия) – корректировочные действия. Технологические этапы развития профессионально важных качеств педагога в условиях образовательного учреждения системы среднего профессионального образования представлены в таблице 1.

Таблица.

Технологические этапы развития профессионально важных качеств педагога в условиях образовательного учреждения системы среднего профессионального образования

Этапы

Определение целей

Основное содержание

Диагностический этап

В чем затрудняется педагог в своей образовательной деятельности, чему необходимо обучить?

1. Проведение анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям подготовки преподаватели хотели бы усовершенствовать свои знания, каким формам повышения квалификации отдали бы предпочтение, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности.

2. Составление плана индивидуальной работы преподавателя на учебный год.

Учебно-практический этап

Как развивать профессионально важные качества педагога?

1. Школа педагогического мастерства по актуальным направлениям повышения квалификации (организация учебно-исследовательской деятельности студентов, проблемно-поисковые ситуации в обучении, анализ и самоанализ учебного занятия, активизация студентов в обучении).

2. Цикл обучающих методических семинаров, тематика которых определяется в соответствии с образовательными запросами педагогов: современные технологии обучения; проектирование как одно из условий развития творческого потенциала субъектов образовательного процесса; методы и средства педагогического контроля и др.

3. Взаимопосещения учебных занятий с целью обмена опытом работы.

4. Проведение серии открытых учебных занятий «Мой лучший урок» (в течение всего учебного года).

5. Участие в различных формах научно-методической деятельности: фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, методические выставки, руководство учебно-исследовательскими работами студентов, разработка проектов, учебно-методических пособий.

Аналитический этап

Как оценить уровень профессионализма педагога?

1. Проведение мониторинга роста профессионального мастерства педагогов.

2. Оформление педагогического портфолио, где отражаются личные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития студентов, вклад педагога в развитие системы образования.

3. Осуществление рейтинговой системы оценки качества образовательной деятельности как инструмента развития и саморазвития преподавателей.

 

В исследовании профессионализма педагога системы среднего профессионального образования недостаточно полно представлены работы, учитывающие гендерный аспект. Гендер является одной из базовых характеристик личности, которая оказывает влияние на другие характеристики личности, в том числе на профессиональное становление и особенности процесса самоактуализации. Перспективы исследования проблемы становления и развития профессионализма педагога системы среднего профессионального образования связаны с изучением самоактуализации личности с позиций гендерного подхода, позволяющего рассматривать особенности профессионализма  с учетом социокультурного понимания гендера.

Литература

1. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк, 2005. С. 26-44.

2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. М.: ФИРО, 2010. 19 с.

Категория: Формирование профессиональной компетентности педагогов | Добавил: i_elf (12.04.2012)
Просмотров: 5887 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по сайту
Google Scholar

Мои сайты
  • Создать сайт
  • Творческий учитель
  • Сайт ООАКМР
  • Школьный сайт
  • Информатика учебник (будет)
  • Математические основы информатики
  • РоЖдЕнИе ИдЕи
  • ВиРтУаЛьНыЙ мУзЕй
  • О тебе и обо мне

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz