Урок как основная форма реализации требований ФГОС Требования к современному уроку 2
Современный урок должен содержать что-то, что вызовет
удивление, то, что ребята будут помнить. Я применяю такие приёмы как -
интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих
учащихся.
ИТАК,
·
Современный урок направлен на формирование и развитие УУД,
·
на достижение личностных результатов;
·
Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
·
Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную
задачу;
·
Проектировать пути их реализации;
·
Контролировать и оценивать свои достижения.
Учитель, его отношение к УП, его творчество и
профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка –
это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут
реализованы!
Какие требования предъявляются к современному уроку:
·
хорошо
организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало
и хорошее окончание.
·
учитель
должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
·
урок должен
быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с
учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и
одноклассниками;
·
учитель
организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
·
вывод делают
сами учащиеся;
·
минимум
репродукции и максимум творчества и сотворчества;
·
времясбережение
и здоровьесбережение;
·
в центре
внимания урока - дети;
·
учет уровня
и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса,
стремление учащихся, настроение детей;
·
умение
демонстрировать методическое искусство учителя;
·
планирование
обратной связи;
·
урок должен
быть добрым
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика,
который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику.
Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель
рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно,
прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,
продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от
жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной
информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих
универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск
дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление
спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед
аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если
сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы,
когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный
опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие
учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать
живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети
так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно
что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок
за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся
состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того,
практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок
может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в
проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это
урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение
урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них
внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция,
экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа,
собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в
новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет
целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр
знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и
навыками.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под
которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети
с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая
разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или
предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми
требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные
ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь
переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться
приемы:
·
предъявить
противоречивые факты, теории;
·
обнажить
житейское представление и предъявить научный факт;
·
использовать
приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить:
таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по
определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного
текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как
материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые
действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит
орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные
для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными
познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной,
с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную
деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в
нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к
своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения
результата образования:
·
проблемы, с
которыми столкнулись учителя: неумение детей самостоятельно решать поставленные
перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении,
заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника школы.
·
если ученик
будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено,
сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса,
самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
·
таким
образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные
изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса,
которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности
в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его
творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка
– вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к
организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от
уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для
нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых
условиях он сможет в более сжатые сроки.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличается урок в традиционной
форме от урока соответствующего требованиям ФГОС ООО?
2. Что такое учебная ситуация и какова
цель ее создания на уроке?
3. Каковы этапы подготовки учителя к
современному уроку?
4.
Литература:
1.
Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
[электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
2.Гришова,
Е.А. Современный урок в условиях введения
ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
3.
Гурьянова О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС.// Материалы XII
Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки"ИTO-Ростов-2012" [режим доступа: http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/200/95181/]
4. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в
соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора
школы, №10, 2012 г.
|