Методики выявления и оценки способностей
ребенка
В связи с теоретическим и практическим
расширением понятия "одаренный ребенок” и
проблемой распознавания одаренных и талантливых
детей в самых разных группах и слоях населения
возникает необходимость усовершенствования
традиционно используемых методик выявления юных
дарований. Традиционное применение тестов на
интеллектуальные и творческие способности
детей, а также гестов на оценку их успеваемости
(достижений) может и должно быть дополнено
использованием оценочных шкал, заполняемых
учителями, сведениями от родителей, данными
наблюдений и критериально-ориентированного
тестирования. При проведении практических
исследований необходимо учитывать, что
выявление одаренных и талантливых детей –
достаточно продолжительный процесс, связанный с
динамикой их развития, и его эффективное
осуществление невозможно посредством какой-либо
одноразовой процедуры тестирования.
Стандартизированные методы измерения
интеллекта
В настоящее время стандартизированные методы
измерения интеллекта составляют наиболее широко
применяемые способы выявления одаренных детей.
Тесты могут быть направлены на определение как
вербальных, так и невербальных способностей.
Следует отметить, что наибольшим предпочтением
пользуются методы, которые позволяют определить
уровень когнитивного и речевого развития
ребенка. В данном случае по сумме контрольных или
квалификационных баллов выделяется 7% наиболее
способных дошкольников из среды их сверстников.
Шкала интеллекта Станфорд-Бине.
Шкала Станфорд-Бине является индивидуальным
тестом, направленным на измерение умственных
способностей как у детей, начиная с 2-летнего
возраста, так и у взрослых. В принципе, в заданиях
теста делается упор на вербальную сферу, однако
вместе с тем многие задания для младшего
возраста требуют точных двигательных реакцией.
Этот тест позволяет определить умственный
возраст испытуемою (МА) и IQ (среднее значение IQ
равно 100, МA-mental age, в переводе "умственный
возраст”). Измерительная система шкалы
Станфорд-Бине предполагает, что для того, чтобы
квалифицировать ребенка как одаренного, его IQ
должен составить 124 балла или выше. Следует
добавить, что существуют методики, позволяющие
проанализировать оценки мыслительных
способностей детей, полученные по системе
Станфорд-Бине, исходя из модели структуры
интеллекта, разработанной Гилфордом.
Векслеровская шкала интеллекта для
дошкольников и младших школьников (WPPSI).
Тест "WPPSI” так же является индивидуальным и
применяется для измерения общих умственных
способностей. Шкала Векслера состоит из двух
частей вербальной шкалы, содержащей 6 субтестов.
Субтесты вербальной шкалы включают задания на
осведомленность, понимание, арифметические
задания, нахождение сходства, словарный запас,
оперативная память на цифры. Шкалу действия
образуют субтесты на недостающие детали,
последовательные картинки, кубики Коса,
складывание фигур, шифровка, лабиринты.
Тест Слоссона измерения интеллекта детей и
взрослых ("SIT”)
Тест Слоссона разработан для индивидуального
измерения вербального интеллекта как у взрослых,
так и у детей. Характерно, что, как правило, все
задания теста предполагают устные ответы.
Исключение составляют несколько заданий для
маленьких детей, которые требуют двигательной
реакции (с использованием бумаги и карандаша).
Этот тест позволяет определить умственный
возраст и IQ испытуемых. Квалифицированным
результатом в данном случае является цифра 120 и
выше.
Колумбийская шкала умственной зрелости ("CMMS”)
Колумбийская шкала ("CMMS”) предназначена для
индивидуального обследования детей, имеющих
сенсорные, двигательные или речевые нарушения.
Согласно условиям теста, испытуемым
предлагается найти различия в 92 предъявляемых
рисунках. Испытуемые в данном случае должны
жестом указать на те рисунки, которые по их
мнению, отличаются от других. При помощи этого
теста измеряется уровень общих аналитических
способностей детей, проявляющихся в умении
различать цвета, формы, числа, размеры, символы и
т.п. Тест включает задания на перцептивную
классификацию, а также абстрактное оперирование
символическими понятиями.
Рисуночный тест на интеллект
Тест предназначен для измерения общих
умственных способностей детей от 3 до 8 лет, в том
числе имеющих сенсорные или физические
недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов
на определение объема словарного запаса,
понимание, установление сходства, знаний величин
и чисел, память. По условиям теста в качестве
ответа от ребенка требуется лишь указать на тот
или иной из имеющихся вариантов. Полученные
таким образом предварительные результаты
преобразуются в показатели умственного
возраста, который в свою очередь переводится в
показатель отклонения. Показателем общего
умственного развития служит индекс общего
познания.
Стандартизированные тесты достижений для
дошкольников
Стандартизированные тесты достижений
предназначены для выявления детей, имеющих
исключительные способности в таких основных
учебных дисциплинах, как чтение, математика и
естествознание. Несмотря на то, что анализ
достижения в учебных предметах у детей
дошкольного возраста может показаться несколько
преждевременным он абсолютно необходим, если
ставиться задача раннего выявления детей,
имеющих уникальные для своего возраста
способностей.
Непосредственно для выявления творческой
одаренности Дж. Гилфордом в университете штата
Калифорния были разработаны тесты выявляющие
такие особенности дивергентного мышления как
легкости гибкости и точности. К задачам
образования адоптировал южнокалифорнийские
тесты Э. Торранс.
Тесты творческого мышления Торренса
12 тестов творческого мышления Торренса
сгруппированы в вербальную, изобразительную и
звуковую батареи. Первая батарея обозначается
как словесное творческое мышления, вторая –
изобразительное творческое мышление, третья –
словесно-звуковое творческое мышление. С тем
чтобы избежать беспокойства испытуемых и
создать благоприятную психологическую
атмосферу, тесты называются занятиями и как все
время подчеркивается в инструкциях, занятиями
веселыми. Тесты предназначены для использования
в детскому саду и во всех классах школы, хотя до IV
класса их нужно предъявлять индивидуально и
устно. (8)
Заключение
Литературные источники и практический опыт
показывает, что для развития таланта, одаренные
дети должны свободно распоряжаться временем и
пространством, обучаться по обширному плану и
чувствовать индивидуальную заботу и внимание со
стороны учителя. Во многих странах идет поиск
способов идентификации одаренных детей. Эти
вопросы рассматриваются как общенациональные
задачи.
Список литературы
1. Мартынов С. "Хочу, чтобы мой ребенок
был вундеркиндом”. Ж. "Дошкольное воспитание”.
№ 8. 1994, с. 77–80.
2. Белова Е. "Одаренные дети”. Ж.
"Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75.
3. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. "Одаренные
дети”. М., Прогресс, 1991.
4. Лейтес Н. "Легко ли быть одаренным?”. Ж.
"Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в
детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для
учителя. М., Просвещение, 1991.\
6. Лейтес Н.С. Умственные способности и
возраст. М., Педагогика, 1971.
7. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М.,
Знание, 1991.
8. Аннастази А. Психологическое
тестирование. Кн. 2. М., Педагогика, 1982, с. 32–35.
9. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж. "Семья и
школа”. № 12, 1990.
|