Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 15:48

НеПотеряйка

Меню сайта
Категории раздела
Эволюция Российского образования [8]
Рабочая концепция одаренности [10]
Социально-психологические аспекты детской одаренности [2]
Формирование профессиональной компетентности педагогов [6]
Семья как развивающая среда для одаренного ребенка [0]
Олимпиадное движение [1]
Эффективные технологии в работе с одаренными детьми [0]
Индивидуальный образовательный маршрут [3]
Система работы с одаренными детьми в инновационных учреждениях Ставропольского края [0]
Одаренный учитель - одаренный ученик [2]
Профильная подготовка [1]
ИКТ [10]
Наш опрос
Что для Вас "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Курсы повышения квалификации » Рабочая концепция одаренности

основы работы с одаренными детьми

Организационно-педагогические основы работы с одаренными детьми в условиях региональной системы дополнительного общего образования

Актуальность темы исследования. По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, в роли завершающего фактора его становления выступает «человеческий капитал» - высокообразованные и высококвалифицированные люди. Особое внимание в таком обществе уделяется одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни.

Для института образования чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.

Во-вторых, ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.

В-третьих, в условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, фетишизацию «усредненности», «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую группу населения», в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательных систем.

В-четвертых, учитывая, что одна из задач федеральной программы развития образования - регионализация образовательного пространства и развитие региональных систем образования, решение различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечение системной работы с одаренными детьми в условиях конкретных территорий, приобретает особый смысл и значимость.

Наибольший эффект вышеперечисленные действия могут иметь, если они будут подкреплены соответствующим научным базисом. Определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены понятие одаренности и специфические особенности личности одаренного ребенка (К.Абромс, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева, Е.Н.Задорина, А.Карне, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, Ф.Монкс, В.Панов, К.Перлет, А.Савенков, В.Сиервальд, К.Тэкэс, К.А.Хеллер, Л.Холлингоуорт, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, Р.Стенберг, Дж.Фримэн и др.), предложены способы исследования одаренности (А.Бине, Дж.Гилфорд, Л.Термен, П.Торренс и др.), предприняты попытки создания моделей одаренности (Ф.Монкс, Дж.Рензулли, К.Хеллер и ДР-)

В то же время многие проблемы обучения одаренных детей в системе дополнительного общего образования остаются неисследованными. Так, слабо изученным до сих пор остается вопрос о том, какие особенности когнитивной и мотивационно-личностной сфер умственно одаренного ребенка требуют дополнительных педагогических усилий, какие проблемы обучения и воспитания одаренных детей могут быть решены за счет организации дополнительного общего образования, какие при этом могут использоваться способы диагностики, какие формы и виды образовательных услуг в региональной системе дополнительного образования могут обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми и подростками и др. Выяснение этих и других вопросов, связанных с детской одаренностью, требует организации специального педагогического исследования.

Таким образом, государственная, социальная и образовательная значимость специальной педагогической работы с одаренными детьми, а также необходимость дальнейшей теоретической разработки проблемы детской одаренности и ее практического решения в условиях конкретного региона определили выбор темы нашего исследования - «Организационно-педагогические основы работы с одаренными детьми в условиях региональной системы дополнительного общего образования».

Цель исследования - разработать, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем организационно-педагогическую модель эффективной работы с одаренными детьми в условиях региональной системы дополнительного общего образования.

Объект исследования - региональная система дополнительного общего образования как объект целенаправленной работы с одаренными детьми.

Предмет исследования - организационно-педагогические основы работы с одаренными детьми на примере функционирования учреждения дополнительного общего образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск».

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой эффективность работы с одаренными детьми в специализированном учреждении дополнительного общего образования может быть обеспечена, если:

- система дополнительного общего образования будет ориентирована на потребности государства и общества в интеллектуальной и творческой элите, а также на интересы личности в непрерывном ее совершенствовании;

- она строится на основе анализа потребностей региона в дополнительных образовательных услугах, учета позиций инициаторов, заказчиков и потребителей этих услуг;

- структуры дополнительного общего образования в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия для углубленной работы с одаренными детьми;

- создана и широко применяется в региональной системе образования объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

- разработаны теоретические принципы создания образовательных программ для одаренных школьников и выявлены дидактические особенности процесса их обучения;

- определены и систематизированы организационные и педагогические основы обучения одаренных школьников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы определить понятийно-категориальный аппарат исследования, качественное своеобразие когнитивной деятельности одаренных учащихся, проблемы обучения одаренных школьников в системе дополнительного общего образования.

2. Определить основные теоретические и практические подходы к выявлению одаренных детей и их обучению.

3. Установить принципы разработки образовательных программ для детей высокого умственного развития.

4. Разработать организационно-педагогическую систему обучения одаренных школьников в условиях учреждения дополнительного общего образования и проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теория познания, обобщенные результаты анализа научных исследований по проблемам одаренности, в том числе детской (Г.Айзенк, Б.Г.Ананьев, С.Барт, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, Н.Д.Левитов, Н.С.Лейтес, В.Н.Дружинин, А.Савенков, Б.М.Теплов, Е.Торранс, В.Д.Шадриков, У.Эшби, В.С.Юркевич и др.), системный подход к исследованию социальных и педагогических явлений (Р.Ансофф, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Л.П.Буева, Д.М.Гвишиани, Г.Саймон, Э.Г.Юдин и др.), изучение инновационных процессов в региональном образовании (М.С. Багов, Е.Т.Бурцева, О.П.Гурова, Л.А.Кабанова, Н.А.Кулемин, Л.Г.Панова, В.И.Эйдельнант и др.), теория организации познавательной деятельности (В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.), теории персонализации и развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Б.Б.Блум, Дж.Брунер,

A.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.), концепции проектирования педагогических систем (Н.А.Алексеев, Н.Г.Алексеев, Ю.К.Бабанский, В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, В.К.Заорецкий, Г.Л.Ильин,

B.С.Лазарев, М.Н.Поволяева, М.М.Поташник, В.Е.Радионов, В.И.Слободчиков, И.Д.Чечель и др.), концепция личностно-ориентированного образования (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ различных образовательных систем; моделирование образовательной среды; анкетирование и тестирование учащихся и родителей; педагогическое наблюдение; опытно-экспериментальная работа; математическая обработка данных исследования.

Организация исследования. В качестве базы исследования выбраны образовательные учреждения Ставропольского края (лицеи, гимназии, учебные комплексы), реализующие основные подходы к выявлению одаренных детей и их обучению. Опытно-экспериментальной базой явилось государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск».

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1996-1997 гг.) анализировалось состояние научной разработанности проблемы обучения одаренных детей; определялась теоретическая и эмпирическая база для последующей разработки проблемы - выявлялись методологические предпосылки, определялись цель, объект и предмет исследования, его гипотеза и задачи, разрабатывалась программа и методика исследования.

На втором этапе (1998-1999 гг.) проводился проблемно-ориентированный анализ состояния и перспектив развития региональной системы образования; выявлялись проблемы и затруднения функционирования системы дополнительного общего образования; создавалась концептуальная модель Центра творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей и осуществлялась опытная ее проверка; уточнялся научный аппарат исследования.

На третьем этапе (1999-2001 гг.) проводился полномасштабный эксперимент, целью которого явилось практическое подтверждение эффективности предложенной модели функционирования регионального Центра творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск». Результаты исследования анализировались, на их основе формулировались выводы, обобщались результаты теоретического и экспериментального исследования.

На защиту выносятся:

1. Принципы разработки программ и организации обучения одаренных школьников в системе дополнительного общего образования.

2. Организационно-педагогические основы функционирования регионального образовательного учреждения для одаренных детей.

3. Дидактическая система развития детской одаренности в условиях дополнительного общего образования и результаты ее практической реализации.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они в совокупности содержат решение научной задачи создания и функционирования эффективной модели системы дидактической работы с одаренными детьми в условиях складывающейся в стране структуры дополнительного общего образования.

В диссертации:

1. Выявлены теоретико-методологические предпосылки создания и функционирования новой модели учреждений дополнительного общего образования для одаренных детей.

2. Уточнено представление о ряде понятий: одаренность, детская одаренность, признаки детской одаренности, предпосылки одаренности, умственная одаренность, умственная активность и др.

3. Разработана новая концептуальная модель организации обучения одаренных детей в условиях региональной системы дополнительного общего образования, представляющая собой целостную, последовательную и логически взаимосвязанную систему характеристик, функций и организационных структур.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на решение проблемы повышения эффективности действующих систем образования в регионе, показывают возможности построения нетрадиционных образовательных проектов с принципиально новыми характеристиками опережающего образования одаренных детей.

Разработаны рекомендации по построению и практической реализации модели нового типа учреждения дополнительного образования для одаренных школьников в регионе, которые благодаря предусмотренным в работе механизмам стандартизации педагогической документации могут быть успешно тиражированы и использованы в других регионах России.

Разработаны и апробированы в многолетней педагогической практике образовательные программы и методические рекомендации для управленческих кадров системы дополнительного образования, позволяющие использовать новые подходы к обучению одаренных детей.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена исходными методологическими позициями, комплексом методов, адекватных цели, задачам, логике и объему научной работы, репрезентативностью и статистической значимостью опытных данных, а также контрольным сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования происходила в форме обсуждения материалов промежуточных его этапов в ходе: выступлений автора на координационных совещаниях Министерства образования РФ и Ставропольского края, региональных курсах повышения квалификации работников образования, научных и научно-практических семинарах работников сферы образования (гг. Ставрополь, Москва, С.-Петербург, Ростов, Орел).

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, научно-методических рекомендациях, статьях и докладах, с которыми соискатель выступал на научных и научно-методических конференциях (гг. Ставрополь, Москва, С.-Петербург, Пятигорск, Воронеж) по проблемам организации образовательной деятельности с одаренными детьми в современной системе дополнительного общего образования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Работа содержит 18 рисунков, 20 таблиц. Список литературы включает 234 источника. Общий объем рукописи 185 страниц.

ВЫВОДЫ

1. Образовательная программа Центра «Поиск» - сложная и открытая система компонентов и связей между ними, объединенных приоритетными образовательно-воспитательными целями и взаимообусловленными задачами, содержанием, формами и методами организации педагогического процесса, где каждая позиция обусловливает все другие, что и создает в итоге определенную совокупность педагогических условий для развития умственно одаренного ребенка. Иными словами, образовательная программа показывает, как в данном учреждении с учетом конкретных условий реализуется собственная модель образования одаренных детей.

2. Основными направлениями образовательной деятельности Центра для одаренных детей являются: создание условий для развития мотивации к познанию, творчеству, интеллектуальной и личностной инициативы школьников; мониторинг результативности развития детей; преемственность обучения.

3. Основной моделью организации обучения детей в Центре выступает модель формирования индивидуального ментального опыта ребенка. В качестве психологических требований к организации учебной деятельности одаренного ребенка в Центре избраны: учет психологических особенностей процесса образования понятий; создание условий для развития базовых интеллектуальных качеств личности; формирование метакогнитивной осведомленности как частной формы интеллектуальной рефлексии; обеспечение психологического комфорта режима умственного труда.

4. Дидактическая система развития детской одаренности в Центре включает: психолого-педагогическую диагностику, отбор педагогических кадров, адекватное содержание программ обучения, методы и формы активного обучения, корректирующий контроль и самоконтроль.

5. Как свидетельствуют результаты многолетней опытно-экспериментальной работы, Центр для одаренных детей «Поиск» в региональной системе образования является инновационным типом учреждения, способным достигать чрезвычайно высоких результатов в обучении, воспитании и развитии школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы развития - проблема, требующая специальных исследований. В современной науке накоплены некоторые данные, касающиеся этой проблемы, разработаны первоначальные подходы к ней, однако основная исследовательская работа еще впереди. Особенно это касается деятельности учреждений дополнительного образования. Сохранение и развитие одаренности - это не только научная проблема, но и условие прогресса общества.

При осуществлении педагогической работы с одаренными детьми вырисовываются три основные задачи: 1) способствовать развитию каждой личности; 2) довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; 3) способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Все три задачи тесно взаимосвязаны, но доминирующей все же является первая, поскольку она основывается на фундаментальном этическом правиле для любого профессионала, которому по роду занятий доверена забота о растущем человеке.

Как свидетельствуют многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов, в основе одаренности лежит высокий уровень развития способностей. Способности - это такие психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют, развиваются и проявляются в деятельности. От них зависят успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.

В соответствии с разными видами способностей (общие, специальные) различают и разные виды одаренности. Особым видом одаренности является умственная одаренность. Установлено, что в содержание умственной одаренности входят, с одной стороны, повышенная умственная активность, любознательность, желание решать разнообразные умственные задачи, приобретать новые знания, а, с другой, - сравнительно высокий уровень развития общих умственных способностей, которые подразделяются на познавательные и творческие.

Основная задача системы дополнительного образования детей как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей всех детей. Особое место в этой системе занимают учреждения, содержанием деятельности которых является работа с одаренным ребенком. Основное отличие предлагаемых ими образовательных программ должно состоять в переносе акцента с содержания обучения на его средства. Для развития умственно одаренного ребенка важны не столько знания и навыки (хотя само по себе это, безусловно, значимо), сколько то, каким образом они предъявляются и, естественно, усваиваются.

Итак, психологической основой обучения одаренных детей являются научные представления о природе творчества ребенка, его личностных качествах, определяющих и обусловливающих продуктивную образовательную деятельность.

Как свидетельствует наш опыт работы с одаренными детьми, основным типом обучения их в системе дополнительного образования должно стать эвристическое обучение. Его суть сводится к креативной направленности образования, а реализуемая при этом деятельность приобретает следующие признаки: осуществляется субъектом деятельности на основе его личностного образовательного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов и целей; вызывает субъективные трудности и проблемы, обусловленные недостаточным владением методами, средствами и другими условиями, необходимыми для ее осуществления; приводит к созданию нового для субъекта образовательного продукта, соответствующего типу осуществляемой деятельности.

Категория: Рабочая концепция одаренности | Добавил: i_elf (11.04.2012)
Просмотров: 3803 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по сайту
Google Scholar

Мои сайты
  • Создать сайт
  • Творческий учитель
  • Сайт ООАКМР
  • Школьный сайт
  • Информатика учебник (будет)
  • Математические основы информатики
  • РоЖдЕнИе ИдЕи
  • ВиРтУаЛьНыЙ мУзЕй
  • О тебе и обо мне

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz