Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 19:41

НеПотеряйка

Меню сайта
Категории раздела
Эволюция Российского образования [8]
Рабочая концепция одаренности [10]
Социально-психологические аспекты детской одаренности [2]
Формирование профессиональной компетентности педагогов [6]
Семья как развивающая среда для одаренного ребенка [0]
Олимпиадное движение [1]
Эффективные технологии в работе с одаренными детьми [0]
Индивидуальный образовательный маршрут [3]
Система работы с одаренными детьми в инновационных учреждениях Ставропольского края [0]
Одаренный учитель - одаренный ученик [2]
Профильная подготовка [1]
ИКТ [10]
Наш опрос
Что для Вас "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Курсы повышения квалификации » Социально-психологические аспекты детской одаренности

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми. 

(критерии американской программы «Astor»)

Учитель должен:

1.      быть доброжелательным и чутким;

2.      разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

3.      иметь высокий уровень интеллектуального развития;

4.      иметь широкий круг интересов и умений;

5.      иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

6.      быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

7.      иметь живой и активный характер;

8.      обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

9.      проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

10.  иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

11.  обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

12.  иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

 

Необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком. К профессиональной компетентности мы относим психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности:

·       знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;

·       знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии;

·       знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей;

·       умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности;

·       умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи.

Немало важной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов:

·       высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;

·       внутренний локус контроля;

·       высокая и адекватная самооценка;

·       стремление к личностному росту.

Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в ученике».

 

При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:

ü    комплексный подход к процессу организации сопровождения одаренного ребенка с привлечением всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей);

ü    обязательный учет зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка;

ü    комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка, с использованием  различных источников информации и длительности  наблюдений;

ü    разнообразное включение ребенка в специально-организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям;

ü    тщательная экспертиза продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одаренных детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.).

Соответственно все вышеназванные составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении позволяют сделать вывод, что для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог. Высокие способности — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности.

 

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных -- прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов -- в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Некоторые наиболее  важные способности и умения,

подлежащие развитию у одаренных детей.

 

1.      Познавательные способности и навыки

-         Владение большим объемом информации.

-         Богатый словарный запас.

-         Перенос усвоенного на новый материал.

-         Установление причинно- следственных связей.

-         Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

-         Умение делать выводы.

-         Умение интегрировать и синтезировать информацию.

-         Участие в решении сложных проблем.

-         Организация информации.

-         Умение улавливать сложные идеи.

-         Умение замечать тонкие различия.

-         Чувствительность к противоречиям.

-         Использование альтернативных путей поиска информации.

-         Анализ ситуаций.

-         Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

-         Умение предвидеть последствия.

-         Умение рассуждать.

-         Построение гипотез.

-         Применение идей на практике.

-         Способность к преобразованиям.

-         Критичность в мышлении.

-         Высокая любознательность        

2.Творческие способности

-         Способность рисковать.

-         Дивергентное мышление.

-         Гибкость в мышлении и действиях.

-         Быстрота мышления.

-         Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

-         Богатое воображение.

-         Восприятие неоднозначных вещей.

-         Высокие эстетические ценности.

-         Развитая интуиция.

      

  3. Особенности эмоциональной сферы

-         Реалистическая Я-концепция.

-         Уважение к другим.

-         Эмпатическое отношение к людям.

-         Терпимость к особенностям других людей.

-         Склонность к самоанализу.

-         Терпимое отношение к критике.

-         Готовность делиться вещами и идеями.

-         Настойчивость в выполнении задания.

-         Независимость в мышлении и поведении.

-         Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

-         Соревновательность.

-         Чувство юмора.

-         Чуткость к анализу нравственных проблем.

-         Уверенность в своих силах и способностях.

-    Внутренняя мотивация

 

Проблемы диагностики одаренности

 

Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.

Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что
для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

 

  При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс и др.) учитывают обычно четыре критерия.

Продуктивность, или беглость, - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Творец, создающий большое количество "продуктов", имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопродуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.

Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.

Оригинальность - один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Другой показатель творческости обозначается термином
"разработанность". Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности

 

Чем выше степень отклонения (как одаренности, так и отсталости), тем реже это отклонение можно встретить. Еще Ф. Гальтон отмечал, что "выдающийся гений", столь же большая редкость, как и "полный идиот". Ф. Гальтон, оперируя законом нормального распределения, отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота - 0.

Значительно позже, в 1912 году, известный немецкий ученый Вильям Штерн использовал это число - 100 - для формулы расчета коэффициента интеллекта (IQ).

Хронологический возраст определяется очень легко, а вот умственный определяли по специальным тестам (от английского test - "проба", "опыт"). О правомерности этих измерений мы поговорим отдельно. В дан-ном случае нам важен сам принцип расчета.

Известный специалист по конструированию аналогичных тестов, автор широко известной методики диагностики интеллекта, американский психолог Дэвид Векслер обследовал 1,7 тыс. людей и на основании полученных данных предложил следующую классификацию.
Категория: Социально-психологические аспекты детской одаренности | Добавил: i_elf (12.04.2012)
Просмотров: 3864 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по сайту
Google Scholar

Мои сайты
  • Создать сайт
  • Творческий учитель
  • Сайт ООАКМР
  • Школьный сайт
  • Информатика учебник (будет)
  • Математические основы информатики
  • РоЖдЕнИе ИдЕи
  • ВиРтУаЛьНыЙ мУзЕй
  • О тебе и обо мне

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz