- Общие положения
1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ
«Об образовании», Концепцией профильного
обучения на старшей ступени общего образования, приказом Минобразования России
от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих
программы общего образования», письмом Минобразования России от 20.08.2003 г. №
03-51-123/13 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы
в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в
общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного)
общего образования на 2003/2004 учебный год», письмом Минобразования России от
13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного
обучения на старшей ступени общего образования», а также с учетом
соответствующих региональных документов и локальных актов МОУ ФЭЛ.
1.2. Настоящее Положение разработано с целью регулирования
процесса проектирования, экспертизы программ и организации обучения учащихся 8 - 11-х классов в рамках
элективных курсов.
- Функции и типы элективных курсов
2.1.
Элективные курсы – это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из
компонента образовательного учреждения учебного плана. Целью элективных курсов
является ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на
подготовку к осознанному и ответственному выбору профиля обучения и сферы
будущей профессиональной деятельности.
2.2. Элективные курсы могут быть следующих типов:
– предметно-ориентированные – направлены на
расширение и углубление знаний по учебным предметам, входящим в базисный
учебный план;
– межпредметные – способствуют
интеграции знаний учащихся о природе и обществе, формированию представления о
единой картине мира;
– ориентационные – обеспечивают
профессиональное самоопределение обучающихся, знакомят с основами
профессиональной деятельности;
– элективные курсы по предметам, не входящим в
базисный учебный план (например: педагогика, психология, валеология и т. п.).
2.3. В профильном обучении элективные курсы могут
выполнять следующие функции:
- поддерживают
изучение профильных предметов на заданном стандартом профильном уровне;
- служат
основой для внутрипрофильной специализации обучения;
- обеспечивают
профессиональное самоопределение обучающихся, знакомят с основами
профессиональной деятельности;
- содействуют
удовлетворению познавательных интересов учащихся;
- расширяют
содержание одного из базовых курсов, тем самым способствуя успешной
подготовке к государственной итоговой аттестации;
- выполняют
роль «надстройки», дополняя содержание профильного курса до углубленного.
2.4. Основная функция элективных курсов в
предпрофильной подготовке – содействовать осознанному выбору учащимся профиля
дальнейшего обучения (профильной ориентации).
- Структура программы элективного курса
3.1.Структура программы элективного курса состоит из пояснительной
записки, учебно-тематического плана, содержания, списка литературы для учителя
и учащихся, приложения, аннотации (краткой презентации содержания курса) к
программе.
3.1.1. В
пояснительной записке обосновывается актуальность, важность и значимость
данного курса, формулируются цели как предполагаемый конечный результат
освоения данного курса и задачи, определяющие пути достижения цели; дается
описание структуры программы курса, ее особенностей, методов и форм обучения, формы контроля уровня
достижений учащихся, соотношение часов теоретической и практической части.
3.1.2. Учебно-тематический
план может быть составлен по схеме:
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
Форма
проведения
|
Образовательный продукт
|
|
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.3. В
содержание программы дается полная,
детальная характеристика содержания каждой темы программы.
3.1.4. В
список литературы для учителя и учащихся (основной и дополнительный)могут
входить электронные издания (компакт-диски, компьютерные программы),
Интернет-ресурсы.
3.1.5.
Программа может быть дополнена приложениями (темами творческих работ,
проектами, планами проведения практических работ, лабораторных опытов,
экскурсий и др.).
3.2.
Освоение содержания программы элективного курса предусматривает создание
учащимися совокупности образовательных продуктов, которые могут в дальнейшем
служить основой портфолио старшеклассников. Образовательным продуктом могут
быть материалы, разработанные учащимися
на занятиях курса в ходе познавательной,
исследовательской или иной деятельности:
конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ,
собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки,
очерки, трактаты, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография,
композиция, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.
4.
Экспертиза программ элективных курсов
4.1.
Порядок экспертизы программ элективных курсов определяется методическим
советом.
4.2. Для
проведения экспертизы программы автору необходимо представить в методический
совет печатный и электронный варианты полного текста программы и одну
внутреннюю или внешнюю рецензию не позднее, чем за неделю до заседания совета,
который определяет эксперта из числа представителей координационно-методическим
советом или соответствующим методическим объединением учителей-предметников.
4.3.
Эксперт оценивает качество содержания и
структуру программы по следующим критериям:
§
соответствие содержания программы целям профильного обучения и предпрофильной
подготовки;
§
соответствие структуры рецензируемой программы п. 3.1 настоящего
положения;
§
актуальность и мотивирующий потенциал содержания программы
для учащихся;
§
полнота и научность содержания программы;
§
практическая направленность курса;
§
соответствие содержания курса возрастным особенностям обучающихся;
§
логичность содержания программы курса и соответствие его поставленным
задачам;
§
реалистичность временных, ресурсных и иных затрат;
§
степень контролируемости освоения содержания курса;
§
выбор современных методов обучения и активных форм организации занятий
курса.
§
наличие образовательного продукта.
4.4.
Утверждение программы элективного курса осуществляется методическим советом
после положительного экспертного заключения, отметка о чем производится на
титульном листе рукописи программы.
- Условия организации занятий элективных
курсов
5.1.
Количество учебных часов, отведенных на изучение содержания элективного курса
определяется учебным планом образовательного учреждения и программой курса. Количество часов, отведенных на
освоение содержание одного элективного курса должно составлять не менее 10 и не
более 34 часов.
5.2.
Продолжительность одного занятия элективного курса в 8 - 9-м классах составляет
один академический час, в 10 - 11-м классах
– 1-2 академических часа.
5.3.
Занятия элективных курсов могут быть внесены в основное расписание, либо
вынесены за пределы основного расписания при условии соблюдения норм СанПиН.
5.4. Педагогом регулярно ведется документация по
освоению учащимися содержания программы и посещению занятий элективного курса.
5.5.
Внутришкольный контроль реализации элективного компонента учебного плана
образовательного учреждения может осуществляется администрацией школы и
представителями координационно-методического совета по профильному обучению и
предпрофильной подготовке.
|