Моделирование в электронных таблицах
Материалы школы Лаборатории Касперского
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема исследования:
Биологические модели. Расчет биоритмов человека.
1. Постановка задачи.
Существует теория, что жизнь человека подчиняется биоритмам:
физическому (период ритма – 23 дня), эмоциональному (период – 28 дней) и интеллектуальному (период – 33 дня).
2. Цель
моделирования.
Исследовать модель влияния биоритмов на состояние человека.
Подтвердить или опровергнуть соответствие показателей с
личными достижениями человека.
3. Разработка
информационной модели (содержательное описание объекта).
Объект моделирования – процесс изменения состояния человека
в физическом, интеллектуальном и эмоциональном плане.
Биоритмы характеризуют подъемы и спады самочувствия
человека. За точку отсчета берется день его рождения. Зависимость имеет
синусоидальный характер. «Взлетам» графика соответствуют благоприятные дни, а
дни его перехода через ось абсцисс, считаются неблагоприятными.
Исходные данные: дата рождения.
Характер изменения
состояний:
синусоидальный, с периодами 23, 28 и 33 дня соответственно, начиная со дня
рождения.
Шаг приращения - один день.
Период исследования
– 30 (31) дней от даты отсчета.
Результат:
определить дни подъема циклов и дни пересечения кривых с осью абсцисс.
4. Разработка
математической модели
Указанные циклы описываются приведенными ниже выражениями, в
которых переменная х соответствует возрасту человека в днях:
Физический цикл Rф
(х) = sin (2π x /23);
Эмоциональный цикл Rэ
(х) = sin (2π x /28);
Интеллектуальный цикл Rи (х) = sin (2π x /33);
5. Разработка
компьютерной модели (выбор инструмента моделирования, создание модели,
тестирование модели)
Среда моделирования – электронные таблицы. Согласно заданию,
определим и заполним области исходных и расчетных данных (используйте файл –
урок.xls, расположенный
на рабочем столе)
Ячейка Формула
a9
|
=$B$5
|
А10
|
=
А9+1
|
В9
|
=
SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23)
|
С9
|
=
SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28)
|
D9
|
=
SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33)
|
|
А
|
В
|
С
|
D
|
1
|
БИОРИТМЫ
|
2
|
|
|
|
|
3
|
Исходные данные
|
|
|
|
4
|
Дата рождения
|
см. задание на карточке
|
|
|
5
|
Дата отсчета
|
см. задание на карточке
|
|
|
6
|
Длительность прогноза
|
см. задание на карточке
|
|
|
7
|
Результаты
|
|
|
|
8
|
Порядковый день
|
Физическое
|
Эмоциональное
|
Интеллектуальное
|
9
|
=$B$5
|
=SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23)
|
=SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28)
|
=SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33)
|
10
|
=A9+1
|
Заполнить вниз
|
11
|
Заполнить вниз
|
|
|
|
6. Исследование
модели.
Проверьте правильность ввода формул сравнением с контрольным
образцом
(взять у учителя)
7. Анализ
результатов.
Проанализировав
диаграмму, подтвердите или опровергните соответствие
показателей биоритмов
со спортивными достижениями.