Элективный курс «Программирование»
Окулов С.М. доктор педагогических наук, профессор
Пояснительная записка
Возрастная
категория: 10 - 11
классы.
Количество
часов на курс: 10
класс – 1 ч в неделю, всего 34 ч,
11
класс – 1 ч в неделю, всего 34 ч; итого – 68 ч.
Тип
курса: профильный, линейной структуры с концентрическим фактором.
Профили: информационный,
технологический, естественно – научный.
Курс является достаточно полным по
программированию, реализующим сложную задачу — формирование структурного стиля
мышления. Учебным материалом является система программирования Турбо Паскаль, а
также большое число задач, включая задачи на алгоритмы сортировки и поиска.
В учебнике рассмотрены основные
управляющие конструкции системы программирования Турбо Паскаль, процедуры и
функции, строковый, вещественный и файловый типы данных. Приводится материал
для изучения массивов, методов сортировки и поиска, а также по динамическим
структурам данных. Рассмотрены следующие структуры данных: списки, стеки,
очереди, двоичные деревья, АВЛ-деревья и Б деревья. В материалах для чтения
обсуждаются практически все вопросы, входящие в школьный минимум знаний по
информатике.
Следует также отметить, что
Всероссийские олимпиады для школьников по информатике и тесты Единого
государственного экзамена (в части A и C) содержат задания на программирование.
Таким
образом, введение дополнительного 1 ч в неделю на изучение основ алгоритмизации
и программирования на языке Турбо Паскаль является необходимым и достаточным
условием для реализации задачи обучения и воспитания нового поколения, отвечающего по своему уровню
развития и образу жизни условиям информационного общества. Кроме того, изучение
основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков
(организация деятельности, ее планирование и т.д.), которые носят
общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна их приоритетных
задач современной школы.
Цель курса:
формирование
навыков программирования на языке Турбо Паскаль.
Задачи курса:
·
прививать
интерес к информатике;
·
формировать
у учащихся интерес к профессиям, требующим навыков алгоритмизации и
программирования;
·
развивать
культуру алгоритмического мышления;
·
обучать
школьников структурному программированию как методу, предполагающему создание
понятных программ, обладающих свойствами модульности;
·
способствовать
освоению учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке
Турбо Паскаль;
·
рассмотреть
некоторые аспекты итогового тестирования (ЕГЭ) по информатике и ИКТ в 11-м
классе;
·
сориентировать
школьников на достижение образовательных результатов для успешного продвижения
на рынке труда.
Требования к знаниям и умениям:
В
результате освоения курса учащиеся
должны
знать/ понимать:
- сущность алгоритма, его основных свойств,
иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;
- основные типы данных и операторы (процедуры)
языка программирования Турбо Паскаль;
- назначение
процедур и функций, их различие;
- принципы
работы с текстовыми файлами;
- способы
задания элементов массивов;
- методы
сортировки массивов и поиска элементов в массиве;
- принципы
работы со строками, записями, множествами;
должны уметь:
- разрабатывать и записывать на языке Турбо
Паскаль типовые алгоритмы;
- разрабатывать сложные алгоритмы методом последовательной
детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);
- использовать текстовые файлы;
- сортировать одномерные массивы и искать
элементы заданного свойства;
- разрабатывать алгоритмы на обработку строк, записей,
множеств.
|