Исследования Плато
В 1828 году Жозеф Плато, продолжая опыты Роджета (англ. Peter Mark Roget), создал анортоскоп.
Жорж Садуль называет это направление исследований Плато «анаморфоз» и указывает на явное влияние тауматропа на данную сферу исследований.
В конце 1832 года Плато, продолжая опыты по рассматриванию рисунков через вертящийся диск с отверстиями, создает фенакистископ.
Изображение в фенакистископе
«Принцип, на котором основан этот оптический обман, очень прост.
Если несколько предметов, постоянно меняющих форму и положение, будут
последовательно возникать перед глазами через очень короткие промежутки
времени и на маленьком расстоянии друг от друга, то изображения, которые
они вызывают на сетчатке, сольются, не смешиваясь, и человеку
покажется, что он видел предмет, постоянно меняющий форму и положение.» Жозеф Плато, август 1833 года.
В своих комментариях к принципам действия фенакистископа Плато очень точно сформулировал « …принцип действия современного кино, или, скорее, закон, на котором основана съемка или проецирование фильмов».
20 января 1833 года в письме Адольфу Кетеле, директору Брюссельской обсерватории Плато пишет о своем изобретении.
Однако ещё в ноябре 1832 года, Плато отправил свое изобретение Майклу Фарадею в Лондон, где оно и было продемонстрировано перед несколькими друзьями.
Художник Маду, зять Кетеле, занимался созданием серий рисунков для фенакистископа.
С 1833 года, в Лондоне, выпуск фенакистископов начался в промышленном масштабе.
Вскоре их производство было налажено и в Париже. Парижские игрушки были сделаны очень грубо, что сказывалось на изображении.
Плато исправляя ошибки фенакистископа отправил в Лондон рисунки с указаниями. В результате был создан «фантасмоскоп» или «фантаскоп».
Однако у торговцев фенакистископ пользовался большей популярностью.
Форма и конструкция фенакистископа со временем улучшалась.
В 1834 году английским математиком Уильямом Хорнером (англ. William George Horner) был сконструирован зоотроп — наиболее примечательная трансформация фенакистископа.
Многие новые модели, возникшие на основе фенакистископа Плато,
быстро и недолго входили в моду под различными названиями. Конструкция
этих моделей была достаточно сложной, и поэтому они иногда стоили
довольно дорого. В особенности много их производили во Франции, Австрии,
а также в Германии и Соединенных Штатах.
В 1845 году свои первые опыты провел артиллерийский офицер
барон фон Ухациус. В результате этих опытов, в 1853 году, барону
первому удалось осуществить проецирование изображений фенакистископа на
экран.
Серии его картинок были нарисованы на стеклах, вставленных по
окружности в деревянный диск. Этот диск вращался позади объектива
волшебного фонаря, в котором горела кальциевая лампа.
Проецирующий фенакистископ был так же описан в 1853 году в «Анналах Венской академии».
В продажу проецирующий фенакистископ был поставлен оптиком Прокошем, организовавшим его серийное производство.
Оптик Дюбоск, во Франции, одновременно с Ухациусом,
сконструировал аналогичный аппарат и представил в Консерваторию Искусств
и Ремёсел (Conservatoire national des arts et métiers, CNAM). В этом же
направлении работали многие английские оптики.
Исследования Штампфера
Почти одновременно с Плато профессор геометрии Венского политехникума Симон фон Штампфер (англ. Simon
von Stampfer) изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ; он
назвал свой аппарат «стробоскопом». Эти два исследователя не знали работ
друг друга и пришли к созданию данной конструкции каждый своим путем.
Первенство
Первый стробоскоп Штампфер создал в феврале 1833 года, в то время как в ноябре 1832
года Фарадею уже демонстрировали фенакистископ, созданный по чертежам
Плато. К тому же Штампфер не изложил с такой точностью, как Плато,
принципы разложения и восстановления механики движения.
Примечательно, что Эрнст Мах, соотечественник Штампфера, в 1872 году прибегает к авторитету Плато.
Мах, а за ним Этьен-Жюль Марэ отдали должное Штампферу, назвав данный способ наблюдений «стробоскопией» или «стробоскопическим методом».
|