Кинематограф берет свое начало в 1878 году, когда Эдвард Майбридж снял
лошадь в движении с помощью 24 стереоскопических камер. Это было сделано
в Калифорнии. По сути это была покадровая съемка, причем лошадь сама
включала камеру, разрывая нити, натянутые поперек дороги. Сложенные
вместе, кадры составляли настоящий короткий фильм. Второй фильм, и самый
старый из сохранившихся, был снят в Западном Йоркшире, Англия, в
октябре 1988 г. Он получил название «Сцена в саду Роундхей» и длится не больше 2 секунд.
В июне 1889 года Уильям Фриз-Грин запатентовал хронофотографическую
камеру, позволяющую снимать до 10 кадров в секунду. Однако этой скорости
явно не хватало, чтобы достойно передать движение. В 1993 году инженер
лаборатории Эдисона Уильям Диксон запатентовал целлулоидную пленку,
ставшую основой для киносъемки. На основе этого метода в лаборатории
было создано два новых устройства: кинетограф – по сути, первая камера, и
кинетоскоп – «персональный кинозал». Зритель мог увидеть движущееся
изображение, заглянув в небольшой окуляр.
Следующий шаг сделала Европа. Огюст и Луи Люмьер изобрели синематограф –
небольшое устройство, состоящее из камеры, проектора и печатающего
устройства. 28 февраля 1895 года - день первого публичного показа
братьями Люмьер фильма, считается днем рождения кинематографа. Первый
снятый ими фильм называется «Выход рабочих с фабрики Люмьер» (1895 г.), но наибольшую известность приобрел другой фильм - «Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота»
(1895 г.). В последующие десять лет братья Люмьер активно рассылали
своих киномехаников не только для того, чтобы показывать кино, но и для
съемки новых интересных кадров. К 1903 году они стали обладателями более
чем 2000 пленок.
Эпоха немого кино
Если братья Люмьер использовали кинопленку скорее для фиксации интересных кадров, то француз Жорж Мельес сделал кино

постановочным и зрелищным. Он использовал различные приемы и снимал то,
чего не могло быть в действительности. Самый известный пример —
кинофильм «Путешествие на Луну» (1902 г), в котором
высадившиеся на луне ученые встречаются с жителями Луны — селенитами. В
этом фильме впервые были опробованы такие приемы, как совмещение разных
по масштабу объектов в одном кадре, «превращение» одного объекта в
другой и т.д. По сути Мельес впервые показал, что кино — отдельный вид
искусства, со своими приемами и законами. Параллельно с ним английские
кинематографисты изучали и активно использовали различные приемы
внутрикадрового монтажа.
Следующий шаг к современному нам кино сделал американский режиссер Эдвин Портер. В 1903 году он выпустил фильм «Большое ограбление поезда»,
в котором не только использовались спецэффекты того времени, но и была
рассказана настоящая драматическая история. Благодаря монтажу, режиссер
переносил зрителя из одного места в другое, показывал две параллельно
развивающиеся истории.

Постепенно кино развивалось, документальные фильмы уступали
место игровым: комедиям, вестернам, драмам. Кино в США от
«операторского», где главную роль играла съемка, постепенно стало
«режиссерским», а затем и «продюсерским», когда во главу угла ставилось
четкое производство, качественный сценарий, известные актеры. Расцвет
немого кино в США 20-х годов связан в первую очередь, с комедийным
жанром — фильмами Чарли Чаплина («Малыш» 1921г., «Цирк» 1928 г.) и Бастера Китона («Три эпохи», 1923 г., «Шерлок младший», 1924 г.).
В Европе, и в первую очередь — в Германии, кино двигалось в совершенно
противоположном направлении. Активно развивался экспрессионизм,
снимались совершенно абстрактные фильмы, без сюжета и без актеров,
фильмы, представляющие собой череду полуразмытых картинок, фильмы,
отражающие человеческие переживания. Самыми известными режиссерами того
времени были Фридрих Вильгельм Мурнау («Носферату» 1922 г., «Последний человек» 1924 г. ) и Фриц Ланг («Усталая смерть» 1921 г., «Нибелунги» 1924 г., «Метрополис» 1926 г.). Во Франции в кино воплощался авангард и сюрреализм, как, например, в знаменитом фильме «Андалузский пес», снятом Луисом Буньюэлем и Сальвадором Дали в 1929 г.
Развитие кино в дореволюционной России не было сколь-нибудь
значительным, а скорее копировало европейский опыт. После революции на
несколько лет кинематограф замер, а затем стал двигаться вперед в рамках
советской идеологии: основное внимание уделялось монтажу, построению
фильма из кадров-кирпичиков. Самый заметный советский фильм того времени
- «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, в котором режиссер
использовал прием покадрового монтажа, когда каждый кадр влияет на
восприятие последующего, а вместе они создают очень эмоциональную
картину. Этот метод наиболее ярко проявился в знаменитом эпизоде разгона
демонстрации на Одесской лестнице.
В эпоху немого кино было изобретено огромное количество технических
приемов и правил монтажа, построения кадра и развития сюжета, большая
часть которых используется и сейчас. Желая сделать немой фильм
интересным, зрелищным, режиссеры придумывали все новые ходы. С
изобретением звукового кино индустрия кинематографа в этом плане сделала
шаг назад.
|