Кинетоскоп Эдиссона
И все-таки кинетоскоп еще
не был совершенным во всех отношениях аппаратом. Изображение в нем
покачивалось то в одну сторону, то в другую, нарушая равномерность
движения. Отчего это возникало, Эдисон не знал и, между прочим, даже не
пытался выяснить причину досадного недостатка: он был окрылен удачей и
на мелочи не обращал внимания.
Новое изобретение было запущено в
серийное производство с расчетом на большой коммерческий успех. В 1894
году в Нью-Йорке на Бродвее открылся первый салон кинетоскопов,
где каждый за 25 центов мог стать кинозрителем. Вскоре плата за
просмотр была снижена до пяти, а затем до двух центов. Никелевую монетку
люди опускали в узкую щель автомата — тогда он и начинал работать.
Очевидно, поэтому кинетоскопы Эдисона прозвали «никель-одеонами».
Никель — это понятно, а одеон значит круглое здание для разного рода
представлений, которые проводились в Древней Греции. Однако круглых
помещений не искали — аппараты Эдисона устанавливали везде.
Почти пять лет Эдисон главенствовал в
Америке как изобретатель «никель-одеонов». Деньги текли к нему потоком, а
люди с удовольствием смотрели его миниатюрные картины. «Чихание Фреда» —
это уже пустяк. Была у Эдисона и более драматическая история — «Казнь
Марии, королевы Шотландской». Что можно было предложить еще?
Пожалуйста, вот на пленке модная танцовщица Аннабель Мур, которая
исполняет танец мотыльков. А вот приехавшая в Америку испанка
Карменсита: у нее свой коронный номер — танец вееров. Это нравилось, это
привлекало публику.
Однако в 1896 году Эдисон потерпел сокрушительное поражение. Его «обидчиками» стали братья Люмьер.
Если Эдисон создал киноаппарат для
одного зрителя, то братья Люмьер позаботились о том, чтобы их
изобретение могли смотреть одновременно многие люди. Французы
предусмотрели проекцию фильма на экран — в этом
заключалось их преимущество. А, кроме того, они сконструировали такой
аппарат, который можно было использовать не только для демонстрации, но и
для съемки картин. И изображение в нем уже не дрожало, так как Люмьеры
применили в своем аппарате специальное устройство для прерывистого
движения ленты — грейфер. Без него теперь не обходится
ни один кинопроектор, ни одна съемочная камера. Крошечная деталь,
напоминающая вилку, входит в перфорацию и передвигает изображение точно
на один кадр. Таким маленьким открытием и завершается трудный,
мучительный процесс изобретения кинематографа.
|