Механическое телевидение — разновидность телевидения, использующая для разложения изображения на элементы электромеханические устройства вместо электронно-лучевых трубок. Самые первые телевизионные системы были механическими и чаще всего не предусматривали звукового
сопровождения. В отличие от современного, полностью электронного
телевидения, механическое предполагает наличие в передающем и приемном
устройствах специального механизма для сканирования изображения и его
воспроизведения. Как правило, это диск Нипкова. Первая работоспособная система подобного типа была создана Джоном Бэрдом (англ. John Logie Baird) в 1920-е годы. Из-за небольшого количества передаваемых элементов изображения, механическое телевидение иногда называют малострочным.
История
Ранние опыты
Первые опыты передачи изображений на расстояние проводились уже в XIX веке. Шелфорд Бидуэлл (англ. Shelford Bidwell) продемонстрировал систему передачи неподвижных фотографий в 1881 году, которая использовала механическое разложение на элементы. Эта технология быстро нашла применение в новостной фотожурналистике, но была неприменима для передачи движущегося изображения из-за крайне низкой светочувствительности селеновых фотоэлементов. Сканирование фотографии с качеством, приемлемым для газетной полиграфии, занимало несколько минут. Лишь в 1909 году удалось добиться мгновенного сканирования изображений, не содержащих полутонов. В 1923 году американец Чарльз Дженкинс (англ. Charles Francis Jenkins) передал первое движущееся силуэтное изображение, а 13 июня 1925 года состоялась демонстрация передачи полутонового движущегося изображения со звуком.
На рубеже XIX и XX веков
русский изобретатель А. А. Полумордвинов работал над своим «телефотом»,
ключевым элементом которого был т. н. «светораспределитель»[1]. Это была первая в мире система цветного телевидения
с диском Нипкова, ставшая прообразом современных систем на теории
трёхкомпонентного цветового зрения. Она была предложена лаборантом
Казанского университета Полумордвиновым 5 января 1900 года. В том же месяце изобретение получило высокую оценку на Первом электротехническом съезде в Петербурге. Однако систему собрать не удалось, и в 1925 году патент был продан английскому изобретателю Д. Бэрду[2].
Первые телестанции
Бэрду удалось создать первую в мире работоспособную систему
телевидения, передающую движущееся полутоновое изображение. Первая
передача состоялась 26 января 1926 года в его лондонской лаборатории. Первая телевизионная станция WCFL[3] вышла в эфир в Чикаго 12 июня 1928 года. Её создателем был Улисс Санабриа[4] (англ. Ulises Armand Sanabria), который впервые использовал для передачи изображения и звука один диапазон радиоволн, начав 19 мая 1929 года трансляцию звукового сопровождения радиостанцией WIBO, а видеосигнала — станцией WCFL. Первые серийные телевизионные приемники «Вижэнет» (англ. Visionette) с 45-строчной механической развёрткой начали выпускаться компанией Western Television в 1929 году по цене чуть меньше 100 долларов[5].
В СССР существовал стандарт механического телевидения с разложением на 30 строк и частотой кадров 12,5 к/сек[6]. Соотношение сторон кадра было принято близким к «классическому» — 4:3 с разрешением примерно 30х40 элементов. При помощи системы велись регулярные передачи кинофильмов и трансляции из студии первого московского телецентра на Никольской улице. Первая экспериментальная передача состоялась 1 мая 1931 года на волне 56,6 метров без звукового сопровождения[7]. Регулярное механическое вещание из телецентра началось 15 ноября 1934 года с передачи 25-минутного эстрадного концерта[7].
Изображение передавалось на волнах 1107 метров, а звук транслировался
радиостанцией ВЦСПС на длине волны 726 метров с полуночи до часа ночи 12
раз в месяц[8]. С 1933 до 1936 года отечественной промышленностью было выпущено более 3000 телевизоров марки «Б-2»[9]. Механические телевизоры тех лет представляли собой приставку к обычному радиоприёмнику.
Для приёма звукового сопровождения, при его наличии, требовался ещё
один радиоприёмник. Одним из немногих достоинств механического
телевидения была возможность приёма его передач на больших расстояниях
из-за использования диапазона средних радиоволн[10]. В начале 1930-х годов среди советских радиолюбителей получило распространение конструирование самодельных телеприставок[11] для приёма телетрансляций, в том числе зарубежных[6]. В то же время, их иностранные коллеги имели возможность создания любительских телестанций[12]. После московского телецентра передачи механического телевидения начались из Одессы и Ленинграда[10]. Регулярные передачи механического телевидения из Москвы прекратились в апреле 1940 года после запуска нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах[9].
Количество строк систем с диском было ограничено и составляло от 30 до 120. После 1935 года
благодаря некоторым техническим достижениям появились механические
системы, рассчитанные на 180 и более строк. Однако, качество изображения
электронного телевидения для механического осталось недостижимым.
Лучшей системой механического телевидения можно по праву назвать британскую «Скофони» (англ. Scophony)[13], которая воспроизводила 405 линий на экране размером до 2,8×3,7 метров (9×12 футов). Было собрано несколько аппаратов этой системы, в том числе для домашнего использования[14] с экраном 24×22 дюйма (56×61 см). В системе Scophony для создания изображения использовалось несколько барабанов[14],
вращающихся с большой скоростью. Массовый выпуск телевизоров этого типа
не состоялся из-за приближения мировой войны. Также известна американская
система с 441 линией развёртки, использовавшая несколько барабанов,
один из которых вращался со скоростью 39 690 об/мин, а другой —
несколько сотен оборотов в минуту.
Механические системы телевидения существовали до начала Второй мировой войны, уступив своё место более технологичным и надежным электронным после её окончания.
Принцип работы
В основе механической части обычно лежит диск Нипкова, который имеет ряд отверстий, расположенных по спирали.
В передающей камере сзади диска, расположенного в фокальной плоскости съёмочного объектива, установлен фотоэлемент
для регистрации попадающего на него света. В приёмнике вместо
фотоэлектрического элемента используется источник модулированного света,
обычно неоновая лампа, обладающая малой инерционностью. Каждое отверстие в своём движении образует одну линию развёртки с переменной яркостью, соответствующей яркости передаваемых участков объекта съёмки. Для передачи сигнала яркости от камеры к приёмнику используется радио.
Передающие камеры с диском обладали рядом существенных недостатков: в
частности, они закреплялись неподвижно из-за риска нарушения развёртки
при сотрясении. Панорамирование могло осуществляться только при помощи поворотного зеркала, установленного перед объективом, снимающим объекты отражёнными[15].
Помимо диска Нипкова существует ряд других технологий. Вместо диска
может использоваться вращающийся барабан либо с отверстиями, либо с
набором зеркал установленных на нём: например, так называемая
конструкция с «зеркальным винтом»[16].
Ещё один известный метод «бегущего луча» (англ. flying spot) был попыткой использования аналогичной технологии телекинопроекции, разработанной Манфредом фон Арденне в 1931 году.
Объект съёмки находился в затемнённой студии и сканировался узким
пучком света, проходящего через отверстия диска Нипкова, 16 раз в
секунду. Отражённый от объекта свет попадал не на один фотоэлемент, а на
целый блок таких элементов, позволяя суммировать сигнал для повышения светочувствительности системы. Метод «бегущего луча» использовался телекомпанией BBC до 1935 года и в Германии до 1938 года.
К недостаткам этого метода стоит отнести условие съёмки — объект должен
находиться в темноте, то есть метод не годится для съёмок днём вне
студии.
Некоторые из вышеописанных систем были в состоянии воспроизводить изображения размером до полуметра с качеством, сравнимым с электронно-лучевой трубкой,
вытеснившей впоследствии механическое телевидение. Возможности
электронного («катодного») телевидения в то время были ограничены
маленькими экранами с весьма низкой яркостью и контрастностью
изображения.
Некоторые ранние механические системы сканировали строки не по
горизонтали, как это происходит сейчас, а по вертикали. В качестве
примера можно привести британскую
30-строчную систему Бэрда. Эта система создавала вертикальное
прямоугольное изображение (книжная ориентация), вместо горизонтального
(альбомная ориентация), распространённого в наши дни. Направление линий
зависит от расположения маски кадра относительно диска Нипкова: при
расположении слева или справа линии развёртки вертикальные, сверху или
снизу — горизонтальные. Из-за низкого разрешения изображений в системе
Бэрда, достаточной только для более-менее чёткого изображения одного
человека, вертикальная (портретная) ориентация становилась
предпочтительней, нежели горизонтальная. Когда в изображении
используется 60 или более линий, в кадре можно будет разместить
несколько человек. Именно тогда маска была перенесена для создания
горизонтального изображения, что и используется по сегодняшний день.
Развитие электронного телевидения (после появления иконоскопа для передающих камер и кинескопа
для приёмников) означало завершение эры механического телевидения.
Механическое телевидение годилось только для воспроизведения небольших
изображений и было вне конкуренции до середины 1930-х.
Но, перед началом Второй мировой войны развитие электронного
телевидения ускорилось — появлялись электронные системы с 400 и даже 600
линиями и ещё более высокой чёткостью.
Запись передач
В дни коммерческой эксплуатации механического телевидения были
разработаны системы для записи изображений (но не звука) с
использованием модифицированного аппарата для записи граммофонных
пластинок. Система, известная как «Фоновидение» не получила высокого
распространения из-за высокой сложности, низкой надёжности и весьма
внушительной цены. Но, тем не менее, благодаря этому аппарату до нас
дошли записи широковещательных передач, которые могли бы быть утеряны.
В наши дни шотландский
инженер Дональд Маклин (Donald F. McLean) создал оборудование для
проигрывания этих пластинок и проводит лекции и демонстрации записей,
сделанных в 1925—1933 годах[17].
В коллекции дисков Маклина есть серия тестовых записей, сделанных
лично пионером телевидения Джоном Бэрдом. Один диск, датированный 28 марта 1928 года с пометкой «Мисс Паунсфорд» (англ. Miss Poundsford)
представляет собой запись длиной в несколько минут изображения женского
лица, ведущего оживлённую беседу с кем-то за кадром. В 1993 году
личность женщины была установлена — это Мэйбл Паунсфорд, и её короткое
появление на диске считается самой первой видеозаписью с участием
человека[18].
Современное использование
Системы механического телевидения применялись в фототелевизионных системах для передачи изображений с Луны и других планет автоматическими межпланетными станциями. 25 декабря 1966 года советская АМС «Луна-13»
впервые передала панораму лунной поверхности при помощи механической
развёртки. Кадр, состоящий из 1500 вертикальных строк, передавался в
течение полутора часов. За счёт невысокой скорости передачи удалось
использовать более надёжный диапазон радиоволн и получить изображение
неподвижных объектов с высокой чёткостью[6].
C 1970-х
годов некоторые радиолюбители экспериментировали с системами
механического телевидения. Оборудование перепроектировалось с учётом
новых технологий: старые неоновые лампы заменялись сверхъяркими светодиодами и т. п. В таких системах есть свои достоинства, важные для создания узкополосного телевидения, с шириной диапазона менее 40 килогерц
(современные телевизионные системы используют радиоканал шириной
порядка 6 мегагерц, в 150 раз шире). На практике, всё-таки чаще
используется электронное, а не механическое оборудование (например, телевидение с медленной развёрткой).
В наше время, технологии механического телевидения нашли применение в DLP-проекторах.
В них используется матрица маленьких (16 мм²) электростатически
заряженных зеркал, которые выборочно отражают свет для создания
изображения. Многие дешёвые DLP проекторы используют цветовое колесо для
создания цветного изображения. Эта технология применялась также в
электронном цветном телевидении до изобретения кинескопов с теневой маской.
Другая сфера применения опто-механических технологий — лазерные принтеры,
где небольшое вращающееся зеркало используется для управления
модулированным лазерным лучом по одной оси, в то время как движение
барабана используется для управления по другим осям. Вариант данной
схемы с применением мощных лазеров используется в лазерных проекторах с
разрешением до 1024 линий (каждая линия насчитывает более 1500 точек).
Такие системы отличаются высоким качеством изображения и используются,
например, в планетариях.
|