Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и
раскрытие теоретических основ организации процесса обучения
(закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и
разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем
обучения.
Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так
сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин
(методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному
языку).
«Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы».
М. Монтень
Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.
Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно
является самым надежным путем получения систематического образования. В
основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и
учение.
Преподавание — это деятельность учителя по:
? ? передаче информации;
? ? организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
? ? оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
? ? стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
? ? оценке учебных достижений учащихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого
ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.
Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и
организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Учение — это деятельность ученика по:
• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных
ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей
действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка
информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях,
умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.
Учебная деятельность включает в себя:
• овладение системами знаний и оперирование ими;
• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов
(способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и
навыками;
• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями.
В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и
академическую успеваемость, а также качество знаний и степень
наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень
обученности и обучаемости.
Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень
совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности.
Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке.
Успешность обучения это также эффективность руководства учебным
процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и
воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим
перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и
целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению
знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество
дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения
заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных
понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и
навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте
ожидаемому результату).
Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями: Далее на сайте >>>