Анализ семинара по физике
Районный семинар – практикум для учителей физики Курского
района
Тема семинара: «Формирование ключевых компетенций учащихся»
Семинар прошел
на базе МОУ СОШ №1 01.03.2011, в работе семинара приняли участие 15 учителей
физики. Цель семинара, выяснить, как
формируются предметные компетенции учащихся по физике на разных предметах. Формирование
предметных компетентностей учащихся по физике начинается с начальной школы при
изучении многих предметов и продолжается в средней и старшей школе, поэтому
участникам семинара были предложены разнообразные уроки, связанные с изучением
физических явлений и законов.
Работа
семинара началась с обзора ключевых компетенций учащихся, которые выделяют в
отечественном образовании и представления открытых уроков. Участники семинара
выяснили, что компетентностно-ориентированный подход в настоящее время один из
новых концептуальных ориентиров
направлений развития содержания образования.
Способность
человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно
решая проблемы, невозможно сформировать без метапредметных и межпредметных
компетентностей. В отечественном образовании выделяют группу ключевых
компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные,
учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, самосовершенствования.
На всех
открытых уроках учителя представили идеи межпредметных и надпредметных знаний.
На уроке изучения
нового материала «Электрические цепи» в 5 классе учитель технологии Кравченко
Владимир Алексеевич научил мальчиков работать с электрическими цепями и
схемами, выбирать необходимые приборы и оборудование, работать с инструкциями.
Он использовал идеи метапредмета «Знак», познавая в деятельности, учащиеся
получили умения и навыки работы со схемами.
Развитию
универсальных способностей, таких как понимание, воображение, рефлексия учитель
физики Аршакян Рузанна Шагеновна уделила большое внимание на своем уроке повторения и обобщения в 8 классе «Сила
тока. Напряжение. Сопротивление».
Физика –
предмет, который связан межпредметными и надпредными (метапредметами «Знание»,
«Знак» и «Проблема») вопросами, понятиями, навыками с жизнью и всеми изучаемыми
в школе предметами. Использование современного лабораторного оборудования позволило
всем ученикам наблюдать за исследованиями зависимости силы тока, напряжения и
сопротивления. Высокий темп урока позволил за время урока систематизировать, обобщить знания, выполнить
самостоятельные, индивидуальные и практические задания.
С освоением техники
перевода проблем в задачи, поиском
средств решения, идеями метапредмета «Задача» и «Знак» учителя физики района
ознакомились на уроке информатики Переверзевой Елены Геннадьевны «Моделирование физических явлений» в 9 классе.
Человек живет
в мире света и цвета, чтобы он не создавал, будь это графическое изображение, одежда,
клумба, мебель – все, что нас окружает, ему необходимо знать законы и основы
восприятия. Метапредмет «Знак» и «Знание» способствуют осознанному использованию
графических изображений, умению мыслительно
видеть за графическими изображениями идеальное содержание. С формированием
умений работать с системами знаний, учителя ознакомились на интегрированном
уроке физика + изобразительное искусство + информатика «Тайны света и цвета»,
который вели Короткова Елена Павловна и Переверзева Елена Геннадьевна.
Учителя,
участники семинара, приняли участие в деловой игре «Формирование ключевых
компетенций», которую провела методист Переверзева Е. Г. Используя характеристики
компетенций, учителя проектировали, моделировали задания для формирования у учителей и учащихся
предметных компетенции и целостного компетентностного образования.
С материалами
семинара, который прошел в г. Ставрополе 15 февраля 2011г. и о том, как изменится
учебный процесс при использовании информационно-образовательной среды (ИОС)
рассказали участники семинара, Переверзева Е. Г., Миранова Д. Т. и Берюмова О.
Н., которые встретились с авторами
учебников УМК «Сферы» по физике Белагой В. В. кандидатом физ. мат наук, старшим
научным сотрудником Объединенного института ядерных исследований г. Дубны и
Жумаевым В. В. координатором по физике Центра «Сферы».
Учителя физики
отметили важность формирования предметных, метапредметных, ключевых
компетентностей учащихся на различных уроках и учет этого в своей деятельности,
материалы деловой игры рекомендовано дополнить
новыми формами и видами заданий для формирования ключевых компетентностей.
Методист ИМС
Переверзева Е. Г.
|