Формирование учебно-познавательных компетенции учащихся
районный семинар – практикум для учителей физики Курского
района
Компетентностно-ориентированный подход – один из новых
концептуальных ориентиров направлений
развития содержания образования.
По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно
важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном
обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду
направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых,
основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса
будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью
ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая
характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание,
навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Компетентностный подход в образовании связан с
личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку
касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в
процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые,
т.е. метапредметные и межпредметные компетентности, которые определяются как
способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности,
эффективно решая проблемы
Каковы основные составляющие компетентности?
Во-первых, знание, но
не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная,
которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт
собственной деятельности.
Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной
ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.
В-третьих, адекватное
оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости
или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или
использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
Компетентность = мобильность знаний + гибкость
метода+критичность мышления
Согласно программе внедрения компетентностно
ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие
ключевые компетентности:
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных
приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной
деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях
быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к
осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль
в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
Ключевые компетенции отечественного образования.
Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны.
При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути,
сторонники которой обосновывали такое отстранение спецификой отечественных
традиций. Однако стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии
образования наша страна более не может и не должна. В этом смысле не является
исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании. Разумеется,
при конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать
реальную ситуацию. Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже,
основывается на главных целях общего образования, структурном представлении
социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности
ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и
практической деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены
следующие группы ключевых компетенций: - Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с
ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий
мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,
принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения
ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная
образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области
национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни
человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных,
социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни
человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение
эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт
освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и
всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят
способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными
навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности,
владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных
ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной
грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными
навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к
информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем
мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон,
телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными
технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск,
анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и
передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия
с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе,
коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь
представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести
дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется
необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов
работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого
предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина,
наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя,
члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области
профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например,
умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с
личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских
взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на
освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития,
эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами
деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его
непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных
качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и
поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о
собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура,
способы безопасной жизнедеятельности.
Функции компетенций в обучении.
«Понятие компетентности включает не только когнитивную и
операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую,
социальную и поведенческую» (Хуторской А.В.). То есть компетентность всегда
окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть множество –
от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная
компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную
компетенцию в жизни) Компетенция не сводится только к знаниям или только к
умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и
действием в практике. Анализ различных перечней компетенций показывает их
креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям
можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать
проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь
находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще
недостаточно, для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений,
способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.
Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа
их роли и места в обучении:
- отражать социальную
востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в
повседневной жизни;
- быть условием реализации
личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его
отчуждения от образования;
- задавать реальные объекты
окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний,
умений и способов деятельности;
- задавать опыт предметной
деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и
практической подготовленности в отношении к реальным объектам
действительности;
- быть частью содержания
различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных
элементов содержания образования;
- соединять теоретические
знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
- представлять собой
интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить
средствами организации комплексного личностно и социально значимого
образовательного контроля.
Компетенции различаются по своей значимости. В соответствии с
разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех
предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и
предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:
- ключевые компетенции
- относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметные
компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и
образовательных областей;
- предметные компетенции -
частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие
конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Динамика развития предметной компетенции.
Каждая из общепредметных образовательных компетенций имеет сквозное
воплощение во всех трех ступенях обучения – начальная, основная, средняя
(полная) общая школа. Чтобы определить реализацию общепредметной компетенции на
каждой ступени, необходимо описать динамику развития соответствующей предметной
компетенции для того или иного объекта изучаемой действительности. Выполнение
данного этапа проектирования предполагает учёт того, что с течением времени
обучения:
- увеличивается количество и
качество освоенных учеником элементов компетенции, например, в начальной
школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной
работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное
количество контрольных нормативов;
- происходит изменение или
расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в
младших классах носителем информации ученика служит школьный дневник, а в
старших классах – электронный органайзер;
- компетенции интегрируются,
взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования,
например, компетенции проектной работы.
Формирование ключевых компетенций.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной
форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть
соответствующего метода обучения. Приведем примеры формулировок компетенций в
деятельностной форме:
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
- формулировать собственные
ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами
самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь
принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия,
осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых
установок;
- осуществлять индивидуальную
образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и
организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать
планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной
деятельности;
- задавать вопросы к
наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание
или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные
задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или
опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными
навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и
статистических методов познания; описывать результаты, формулировать
выводы;
- выступать устно и письменно
о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и
технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия
картины мира.
Социокультурные компетенции:
- владеть знаниями и опытом
выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника,
собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных
ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и
роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть
культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о
системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь
осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном
обществе;
- действовать в сфере
трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть
этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами
художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя,
зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя
устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо,
поздравление;
- уметь представлять свой
класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога
культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами
взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с
устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами
речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и
языковой компетенциями;
- владеть способами
совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки
общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе,
основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных
общностей и социальных групп.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с
различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками,
атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями,
CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать,
извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для
решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в
информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь
осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками
использования информационных устройств: компьютера, телевизора,
магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера,
модема, копира;
- применять для решения
учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и
видеозапись, электронную почту, Интернет;
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
- иметь опыт ориентации и
экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах
и др.);
- знать и применять правила
поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном
ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными
животными, насекомыми;
- позитивно относиться к
своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования,
эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- знать и применять правила
личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной
безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами
психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- иметь многообразие
двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах
соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать
индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Особенности технологической подготовки, принципиально отличающая её от
трудовой подготовки, лежит, по мнению В.М.Казакевича, в сфере целеполагания.
Учебное целеполагание при подготовке к труду всегда направлено на развитие у
учащихся способностей выполнять трудовые действия в идеальных условиях
осуществления технологического процесса. Но знания, умения, навыки, которые
ученик получил в процессе обучения на индивидуальной модели технологического
процесса, часто оказываются несопоставленными с реальными производственными и
жизненными ситуациями. Эта особенность выдвигает специфические требования к
содержанию обучения технологии: формировать гибкие, мобильные знания, а также
умение применять их в нетипичных ситуациях.
Для решения этой педагогической задачи на уроках технологии я успешно
применяю компетентностный подход.
Коммуникативные компетенции:
Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе –
этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, формирование
бригад, групп, где дети учатся распределять обязанности, есть ответственные за
определённый «фронт» работ, самоконтроль (такой метод применяется во время
кулинарных работ, лабораторно – практических работах ), устные ответы, защита
проектов, сообщений.
Социокультурные компетенции: применение на практике и в жизни ЗУНов.
У девочек:
Умение рассчитывать семейный бюджет, распределение обязанностей в быту,
определение потребностей, навыки при приготовлении пищи, применение основ
конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить декоративную
заплатку, штопка), рукоделие (вязание, вышивка)
У мальчиков:
Умение провести ремонтные работы в быту: навыки пиления, строгания
древесины; рубка и гибка металла; работа с инструментами – молотком, отвёрткой,
пассатижами. Ремонтные работы в быту, уход за домом. Профориентационная
работа, связь с училищами.
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
Осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над
проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
Информационные компетенции:
Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных
источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов,
CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств:
компьютера, принтера, модема, копира.
Культуроведческая и природоведческие компетенции:
Знакомство с культурой своего народа, края (ХКК гос.), с культурой других
стран и народов, уход за растениями, в том числе экзотическими.
Здоровьесберегающая компетенция:
Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о
собственном здоровье, личной безопасности; ухаживать за ребёнком; владеть
способами оказания первой медицинской помощи.
Учебно-познавательные компетенции:
Межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с
различными видами волокон, и их происхождением); черчение, математика – при
расчётах и построении чертежей; физика – по теме металлообработка;
русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО –
при выполнении эскизов изделий).
С точки зрения вклада в формирование ключевых компетенции, представленное
программное содержание образования должно быть комплексным. Это должно
учитываться при разработке образовательных стандартов, программ и учебников по
предмету.
В образовательной области «Технология» следует определить необходимое и
достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов,
формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности,
составляющих содержание определённых компетенции. Проектируемое на такой основе
образование сможет обеспечивать как предметное, так и целостное
компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть
большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в
семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях. Всё это даёт
возможность использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной
жизни, так и в профессиональной деятельности.
Важнейшей задачей для нас являлась создание системы формирования мотивации
учения на уроках и во внеклассной работе по технологии, формирование
положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного
процесса, как основы усвоения содержания технологического образования.
Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности
формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики,
религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей
образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки
современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в
приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными
знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально
адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а
совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого
подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.
В заключение хотелось бы сделать вывод:
- ключевые компетенции
являются перспективным направлением в науке и практике образования;
- компетентностный подход
предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель
подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.
Литература:
- Хуторской А.В. Статья
«Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного
образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
- Хуторской А.В. Статья «Технология
проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». //
Интернет- журнал "Эйдос".
- Переломова Н.А., зав
кафедрой ИПКРО, г. Иркутск.
- Статья «Ключевые
компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал
"Эйдос".
- С.А. Денисова, г.
Новосибирск.
- Статья «Развитие субъектов
образовательной деятельности посредством формирования ключевых
компетенций». http://den-za-dnem.ru/page.php?article=153
- И.А.Зимняя. Статья
«Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал
"Эйдос".
- Г.В.Пичугина. Статья
«Компетентностный подход в технологическом образовании».
- Журнал «Школа и
производство» №1 2006г.
http://festival.1september.ru/articles/505471/
|