Основные составляющие компетентности педагогических работников
Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных
задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с
использованием жизненного опыта, имеющейся
квалификации, общепризнанных ценностей;
владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической
диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью),
психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими
приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование
методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции
и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися
(воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям
педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной
проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную
работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами,
готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать
решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных
рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная
деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование
компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в
образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных
носителях.
Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;
установление контакта с обучающимися (воспитанниками,
детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по
работе; умение вырабатывать стратегию,
тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную
деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение
убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью
устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором
адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих
эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и
иных нормативных правовых документов
органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Учитель
Должностные
обязанности. Осуществляет обучение и
воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики
преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности,
социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя
разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по
индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов, современные образовательные
технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на
достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии
и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной
программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по
предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и
обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды
деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его
мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную
деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное
обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с
практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования
(образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу,
программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта
творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в
своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную
дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и
репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в
образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в
условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит
предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном
учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного
учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах
методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время
образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их
заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы
общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических,
научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию,
возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета;
программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной
работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных
помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной
организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания
детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; методы
формирования основных составляющих компетентности (профессиональной,
коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации
компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного
возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы экологии, экономики,
социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области,
соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительная
профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном
учреждении без предъявления требований к стажу работы.