ШЕСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСУТ ШКОЛЬНЫЙ МИР ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ...ИЛИ НЕМНОГО РАНЬШЕ
Быховский
Я.С. (yaroslav.bikhovsky@intel.com)
Intel Corporation, представительство в России, г.
Москва
Аннотация
Среды коллективного
творчества, вычислительные облака и «умные» объекты были перечислены в ряде
технологий, которые, как полагает группа экспертов, окажут огромное влияние на
школьное образование в течение следующих пяти лет. Или даже раньше.
Исследовательская группа,
известная как New Media Consortium
(NMC), в течение нескольких последних лет готовила ежегодный отчет о
влиянии современных технологий на высшее образование. В 2009 году, впервые в
своей практике, NMC подготовила «школьную» версию отчета, известного
как «Horizon Report». «The Horizon Report: 2009 K-12 Edition», опубликованный в марте,
описывает шесть ключевых технологий, которые окажут неоспоримое влияние на
школьное образование в течение следующих пяти лет.
Все технологии, перечисленные
в отчете, группируются по «мере приближения к горизонту» - от года и менее, от
2 до 3 лет и от 4 до 5 лет. Для каждой из технологий перечислены ключевые
проблемы, связанные с ее применением для обучения школьников. Представленные
выводы основаны на материалах открытых источников, научных докладов, обзора
школьной практики, а также мнениях международных экспертов.
"Мы в первый раз занялись исследованием влияния быстро
развивающихся технологий на начальную и среднюю школу, и мы надеемся, что наши
выводы помогут учителям спланировать свою работу в будущем с учетом современных
тенденций," – говорит Ларри Джонсон, исполнительный директор NMС. "Технологии, которые мы описываем,
могут изменить наше представление об учебном процессе в краткосрочной и
долгосрочной перспективе."
Что же ожидает школьный мир в
течение ближайших 5 лет?
Меньше чем через год: среды
для коллективного творчества (collaborative environments)
и онлайновые средства общения (online communication tools)
Через 2 или 3 года: мобильные
устройства (mobile devices) и «вычислительные облака» (cloud computing)
Через 4 или 5 лет: «умные
объекты» (smart objects) и персональный веб (personal web).
Среды для коллективного творчества (Collaborative environments)
Отчет определяет этот термин
как всё, начиная от простейших онлайновых сервисов для совместной работы
(например, вики) до многопользовательских игр и от платформ для социальных
сетей до трехмерных виртуальных миров.
В качестве примеров для
создания подобных сред были приведены Войсред (Voicethread), которая позволяет
пользователям собирать голосовые комментарии по поводу представленного медиа, и
Нинг (Ning), среда, которая позволяет учителям создавать собственную социальную
сеть, включая RSS-потоки, синхронный и асинхронный чат, форумы,
совместные документы, календари, музыкальные и фотоархивы.
В отчете указывается, что
указанные среды побуждают школьников к работе в командах и проявлению
критического мышления. Проблема, которая встает перед учителями, как образом
задействовать эти качества в режиме реального времени.
Онлайновые средства общения (Online communication tools)
В соответствии с выводами
отчета, эти средства помогают школьникам выйти за рамки своих классов и активно
взаимодействовать со своими «напарниками» (peers) из других стран, а также
общаться с экспертами по учебным темам.
Доступ к указанным сервисам позволяет школьникам проявиться,
самостоятельно высказывааться, а также сравнивать свои выводы и идеи с мнением
других людей.
В отчете описаны такие
сервисы, как Твиттер (Twitter), Скайп (Skype), и
Эдмодо (Edmodo), платформу для создания частных микроблогов для безопасного общения
учителей и школьников по учебным вопросам.
Мобильные устройства (Mobile devices)
В отчете указывается на то,
что в последнее время, смартфоны и другие мобильные устройства стали записывать
аудио и видео, у них увеличились размеры памяти и упростился доступ к ресурсам
мобильного интернета. По своему функционалу, мобильные наладонные устройства
приближаются к ноутбукам.
"Комбинация специально
разработанных приложения и самих устройств, которые (школьники) могут постоянно
носить с собой, дает хорошую возможность использовать их в удобное для
школьника время. Навыки тайм-менеджмента помогут ему потом в жизни,"
говорится в отчете. "Влияние мобильных устройств на школьное образование
может быть очень серьезным: потенциал мобильных игр и симуляций, средств для
полевых исследований и т.п. в настоящее время ожидает своего изучения и
развития."
«Вычислительные облака» (Cloud computing)
Этим термином называют
совокупность компьютеров, объединенных в сети, для распределения вычислительных
мощностей и приложений между ними. Сетевые сервисы как Фликр (Flickr),
Документы Гугл (Google Docs), и Ютьюб (YouTube)
используют «облака вычислений» в качестве своей платформы, так же как
программы, выполняемые на одном компьютере, используют его в качестве своей
платформы.
В соответствии с отчетом,
сетевые приложения, основанные на «вычислительных облаках», предоставляют
учителям и школьникам бесплатные или низкозатратные альтернативы дорогим
пропиетарным средствам. Приложения для электронной почты, редактирования
текстов, электронных таблиц, презентаций, в настоящее время могут выполняться с
помощью веб-броузера, в то время, как необходимое ПО и сами файлы остаются «в
вычислительном облаке».
«Умные объекты» (Smart objects)
«Умный объект», как он описан
в отчете, представляет из себя "любой физический объект, который включает
в себя уникальные идентификатор. который может нести предоставлять информацию
об этом объекте. Разумный объект соединяет физический мир с миром
информационным. Умные объекты могут быть использованы для управления
физическими объектами с использованием цифровых средств, ослеживать их «жизнь»,
прикреплять к ним описания, аннотации, мнения, инструкции, обучающие материалы,
фотографии и т.п. Например, Вы только
прикоснулись к фотографии любимого человека, помеченной 2-х мерным штрихкодом
(тегом), а ваш мобильный телефон уже начал набирать его номер...
Школьные библиотеки,
например, могли бы использовать умные объекты для ослеживания фонда, а также о
движении книг. В соответствии с отчетом, некоторые библиотеки исследуют
возможности приложений умных объектов. В проекте под названием ThinkeringSpaces, который проводится в Иллинойском технологическом институте дизайна,
"физические и виртуальные компоненты комбинируются для создания среды, в
которой физические объекты, например, книги, могут быть снабжены контекстной
информацией, которая может быть добавлена вручную и считана
автоматически."
Материалы для «умных
объектов» в ближайшее время станут очень дешевы для использования в школах и
ученики смогут изготовлять их сами, используя тэги «быстрого реагирования» (Quick Response (QR) tags) или стикеры со смарткодами.
Веб-сервисы Шоткод (Shotcode) и Кайва (Kaywa) помогают пользователям
создавать такие тэги и распечатывать их на бумаге, текстиле или пластике.
Сервис Тикитаг (Tikitag) даёт возможность пользователям прикреплять
смарт-стикеры на предметы домашнего обихода.
Илл. 1 - 2-х мерный штрихкод
Персональный веб (The personal web)
Этим термином описывается
собрание технологий "которые позволяют управлять, переделывать и
редактировать сетевой контент, а не просто просматривать его." Персонализированные веб-технологии помогают
пользователям «переделывать» сетевой контент, исходя их собственных интересов.
В отчете отмечается, что
простейшие сервисы, которые позволяют пользователям создавать
персонализированные информационные сетевые среды, уже сейчас могут быть использованы
для средней школы. Однако широкое распространение этих средств крайне
ограничено в силу действия политики органичения доступа к сети и фильтрации
доступной информации.
Наряду с более глубоким
изложением возможностей каждой из перечисленных выше технологий, в отчете
представлены реальные или гипотетические примеры их использования в образовании. Экспертами
отмечается, что в дискуссиях о будущем технологии в образовании, постоянно
возникают две темы: оценивание (assessment)
и фильтрация (filtering).
"Оценивание работы
учеников остается камнем преткновения для педагогов всех уровней, особенно в
контексте новых медиа и совместной работы в сети, очень сложно оценить работу
школьника, которая включает в себя блог, подкаст, или видео, равно как и установление
степени индивидуального участия школьника в проекте, в котором использовались
средства коллективной работы," говорится в отчете. "В дальнейшем,
перевод критериев оценивания подобных работы в показатели, которые используются
в стандартизированных тестах, представляется непростой задачей."
В отчете говорится также о
том, что: "Оказывается, что практика фильтрации информации, незаметным
образом связана с каждым из вышеперечисленных тем. Во многих школах сегодня,
указанные технологии не могут быть использованы, так как они блокируются
средствами контентной фильтрации. Наблюдательный совет приходит к мнению о том,
что должны быть разработаны новые [средства фильтрации] которые не пропускают
нежелательный контент, то предоставляют доступ к полезным сервисам и
контенту."
Иными препятствиями на пути
внедрения указанных технологий в школьную практику являются фундаментальные
ограничения, которые не позволяют системе образования быстро приспособиться к
технологическим новым веяниям.
Литература
1.
http://www.nmc.org/publications
|