Тип
урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Оперативный
контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля
конструируются специальные уроки.
Формы урока:
§
урок-зачет;
§
викторина;
§
конкурсы;
§
смотр знаний;
§
защита творческих работ, проектов;
§
творческий отчет;
§
контрольная работа;
§
собеседование.
Цель урока контроля знаний и
умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний,
выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Задачи:
§
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и
умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний,
проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности,
закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
§
воспитательные: способствовать формированию ответственного
отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение
заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру
учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
§
развивающие: развить логическое мышление, память,
способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы
в коллективе (при использовании коллективной работы).
В зависимости
от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного
контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по
электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного
остановимся.
Урок устного
контроля знаний.
Структура: организационный этап,
постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и
систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего
задания.
Эти уроки
строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и
индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики
взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения
материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих
знаний, умений и навыков.
Урок
письменного контроля знаний.
Структура: организационный этап,
постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
Эти уроки
строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или
их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально.
Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных
карточках.
Уроки
комплексного контроля знаний
строятся на
разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос,
позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить
представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести
взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить
усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.
Дифференцированно-груповая
форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их
учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной
работы учитель определяет как усвоен материал отдельными учениками. Может
применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается
трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу
и т.д.
В
интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют
особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий,
которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики
в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при
решении конкретных проблем в окружающем мире.
|