Тип
урока: урок обучения умениям и навыкам
Урок обучения умениям
и навыкам предусматривает формы:
§
урок-практикум;
§
урок-сочинение;
§
урок-диалог;
§
урок - деловая или ролевая игра;
§
комбинированный урок;
§
путешествие;
§
экспедиция и т.д.
Структура
урока
включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и
актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем
реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности
умений и навыков, определения домашнего задания.
Сначала ученики
занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие
владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов
деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется
дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих
задач, а в конце урока - творческая деятельность.
Цель данного типа урока -
выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной
программой.
Задачи:
§
образовательные: познакомить; дать представление; выработать
умение; научить владению приемами :; углубить знание о:
§
воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую
деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного,
экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к
родному краю; совершенствовать навыки общения.
§
развивающие: научить работать с дополнительной литературой и
другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией,
формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное,
обобщать и делать выводы.
На уроке
формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний
используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического
материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью
учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного
контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции
урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей
продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию
обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря
этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Конструкция
урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и
индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно
прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно-групповой форме
обучения.
Этот урок
обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за
счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за
счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе
которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге,
оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом
способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
На сочетании
звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок
совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на
предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях.
Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.
На таких уроках
господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной
деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.
Деятельность
учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет
оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их
деятельность.
|