Философские идеи К.Э. Циолковского
Константин Эдуардович Циолковский (5 сентября 1857) — русский учёный-самоучка, исследователь, основоположник теорий современной космонавтики, писатель-фантаст, пропагандист идей освоения космоса в советской России, школьный учитель. Представитель русского космизма.
Родоначальником всей космической мысли в России был только в
последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель
второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. Сильнейшее
впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя
К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с
федоровскими идеями.
В работе Циолковского "Будущее Земли и человечества” он ярко
воображает наглядные картины самого процесса будущего преобразования
планеты. "Солнечная энергия теряется очень незначительно, проходя через
тонкий прозрачный покров оранжерей. Мы избавлены от ветров, непогод,
туманов, смерчей и их разрушительного действия. Мы не имеем вредителей
для растений и человека. Растения утилизуют более 50% солнечной энергии,
так как разумно подобраны и имеют самые лучшие условия для своего
существования”. Циолковский считает, что для выполнения всех своих
грандиозных будущих задач человечество должно умножиться в тысячу и
более раз.
Циолковский признает существующей и действующей во Вселенной одну
субстанцию и одну силу - материю в ее бесконечном превращении. Материи
свойственно усложняться в своем развитии. Циолковский признает
широчайшее распространение жизни в космосе, в разных формах (до крайне
невероятных) и на различных ступенях ее развития, вплоть до самых
совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей. Жизнь
для Циолковского возникает и продолжается в любых условиях.
Сознательная жизнь не имеет никаких пределов и развивается даже без
всяких условий: без атмосферного давления, без кислорода, без пищи,
довольствуясь только солнечными лучами.
У Циоковского Вселенной свойственна такая организация, при которой
она под руководством совершеннейших, подобных богам существ объединяет
между собой ближайшие группы солнц, млечные пути, эфирные острова.
Для Циолковского человек - один из немногих далеко отставших меньших
братьев тех высокоорганизованных сознательных существ, которые
преобладают в космосе.
Циолковский говорит о необходимости и возможности выхода человека в
космос и космическом расселении человечества. Слова Циолковского:
"Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует
научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль”.
Космическая философия К.Э.Циолковского ощутимо повлияла на
современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним
из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу
немногих в русском космизме образцов целостной
философско-мировоззренческой системы.
Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения.
Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец,
обобщение, наука наук". Представление Циолковского о структуре
философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и
этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ
нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти
делаю и я". Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом
- социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни".
Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе
метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы
атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и
эволюции.
Принцип атомистического панпсихизма напрямую
связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не
только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей
Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". Все тела
Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем
духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном
смысле)", что очень сходно с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный
атом", "первобытный дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или
сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище
бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только
она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно
нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое,
неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее".
Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции,
лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной
физике.
Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы
мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства
её во всей Вселенной должны быть одинаковы".
Это означает:
1) единство материального и духовного начал Вселенной;
2) единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";
3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической
эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;
4) выводимость этических норм из метафизики космоса.
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир
как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение
элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней
космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание
могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его
возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому,
бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную
иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного
уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во
Вселенной множества космосов намного опередила своё время, и теперь она
нашла своё развитие в квантовой космологии.
Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми
для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной
картины мира. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и
эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической
эволюции как неуклонной деградации, и его несогласие нашло своё
выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения
Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным
циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической
философии следующие значения:
1) эволюция как периодические трансформации, в ходе которых
возникают и разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих
космические структуры разных уровней;
2) самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;
3) эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти
процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).
Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может
убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без
первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию". По словам
Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для
первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало.
Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне
Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше
космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и
энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства
причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не
могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других
сознательных". Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и
отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
1) "удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";
2) "смирение перед причиной";
3) "чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";
4) "могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".
Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях
Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной.
Она - начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое
высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В
контексте "живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит в
том, что смерти нет. В процессе возникновения и распада союзов
"атомов-духов" смерть "сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и
разрушима, но новое разрушение сольётся с новым совершенным
рождением... Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное
множество раз, но все эти разрушения есть не исчезновения, а
возникновения". Согласно космической философии "души хотя и нет", жизнь
в ритмах эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива, могущественна,
никогда не прекращалась и никогда не прекратится", т.к. во временно
мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход к
судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и
является очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода". В
соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь
не вершина эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и
прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и
технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее,
невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего
несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему
неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое бытие
человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре
основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во
время этой эры человечество ... сочтёт за благо включить второй закон
термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в
лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего
предполагать не можем".
Циолковский называл себя "чистейшим материалистом". Он признавал
существующий во Вселенной одну субстанцию и одну силу - материю в ее
бесконечном превращении: "Этими явлениями синтеза и анализа совершается
вечный круговорот материи - то образующий солнца, то разлагающий их в
эфир и очень разреженные, невидимые массы... Но кроме этого
колебательного, или повторяющегося (периодического), движения возможно
общее усложнение материи, так что периоды несколько отличаются друг от
друга, именно все большею и большею сложностью вещества. Есть ли конец
этому усложнению и не начнется ли снова упрощение - неизвестно".
Циолковский представлял себе Вселенную единым материальным телом, по
которому бесконечно путешествуют атомы, покинувшие распавшиеся смертные
тела, атомы, которые и есть неразрушимые "первобытные граждане",
примитивные "я". Настоящая блаженная жизнь для них начинается в мозгу
высших, бессмертных существ космоса, притом что огромнейшие промежутки
"небытия", нахождения в низшем материальном виде, как будто и вовсе не
существуют. Гарантией достижения бессмертного блаженства для мозговых
атомов становится уничтожение в масштабах Земли и космоса несовершенных
форм жизни, подверженных страданию, куда эти атомы могли бы попасть.
Современный космизм представляет собой программу становления
человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться
как перспективный вариант осуществления такой программы.
Русский космизм появился в 60 годы, в период начала освоения космоса,
течение охватило довольно широкое направление культуры начала 20 века.
Главный вопрос - дальнейшие перспективы развития человечества. Русский Космизм
– стал обосновывать идею объединения людей не столько из политических и
идеологических причин, сколько из экологических и нравственных. Циолковский -
отец русской космонавтики; всю жизнь пытается найти ответы на вечные
вопросы: кто мы? Откуда? Куда идём? Понять наш мир, считал он, можно
только с космической точки зрения. В своих представлениях он видел
символы, смутные догадки о будущем человечества, расшифровать которые
необходимо с космической точки зрения. Материя бесконечна в своём
развитии, и человек (носитель разума) конечно же не является последней
ступенью. Будущее мира связано с космосом, и человечество как единый
объект эволюции изменится; Циолковский считал: пройдя несколько
эволюционных этапов расселения и жизни в космосе, через сотни
миллиардов лет превратится в вид лучистой энергии, заполнив собой все
космическое пространство. Центральной в космической этике Циолковского
стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа
должны служить прогрессу всего космического целого, поскольку это
приведёт к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий. Ц.
Полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в
разумные «животные-растения», непосредственно перерабатывающие
солнечную энергию. Утопические космические идеи Ц. были
первыми попытками систематического изложения проблем, характерных для
начала «космической Эры»: о месте разума в мировом целом, о его
ответственности за Землю и Вселенную