Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 20:30

НеПотеряйка

Меню сайта
Наш опрос
Что для Вас "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дневник

Главная » 2012 » Апрель » 7 » Межзвёздные радиопослания2
Межзвёздные радиопослания2
17:19

Во время подготовки евпаторийского эксперимента "Cosmic Call 1999" нам было интересно выяснить мнение американских учёных и специалистов, занимающихся проблемой SETI. Классик SETI, директор SETI Institute Ф. Дрейк, инициатор послания из Аресибо, на наш вопрос о том, известны ли ему какие-нибудь новые проекты радиовещания для ВЦ, ответил: "I know of no others", и не счёл нужным указывать на нежелательность продолжения космических радиопередач, аналогичных Arecibo Message и говорить об опасениях, связанных с возможностью быть обнаруженными более мощной агрессивной цивилизацией. Уместно также процитировать здесь еще одно высказывание Дрейка по поводу необоснованности запретов на передачу межзвёздных радиопосланий из-за «ВЦ-боязни»: «It's too late to worry about giving ourselves away. The deed is done. And repeated daily with every television transmission, every military radar signal, every spacecraft command . . . I think that hostile tribes bent on war, be they terrestrial or extraterrestrial, destroy themselves with their own weapons, before they have any notion of how to attempt interstellar travel» («Уже поздно беспокоиться о внешней безопасности. Дело сделано. И ежедневно продолжается с каждой телепередачей, зондирующим сигналом военного радара, командой на космический аппарат… Я думаю, агрессивные племена, склонные к войне, земные или внеземные, взаимно уничтожат друг друга своим собственным оружием, до того как у них появятся какие-либо понятия о том, как осуществить межзвёздное путешествие»).

Заместитель директора SETI Institute С. Шостак ответил более определённо "If people want to broadcast into space, who am I to say no?" ("Если люди хотят вести радиовещание на космос, то кто я такой, чтобы говорить нет?"). А наиболее, на наш взгляд, радикально по поводу страхов обнаружить себя высказался исполнительный директор SETI League П. Шуч: "I am not an adherent of such isolationist (read that paranoid) philosophy" ("Я не являюсь приверженцем этой изоляционистской (читай параноидальной) философии"). С. Остро и К. Саган, размышляя над парадоксом Ферми, анализируют взаимосвязь между продолжительностью существования той или иной цивилизации и наличием у неё мощных радиолокационных средств разведки опасных космических объектов, аналогичных планетным и астероидным радиолокаторам в Аресибо, Голдстоуне и Евпатории, которые видны на галактических расстояниях. Они не исключают, что "молчание Вселенной" может быть связано с преобладанием развития по изоляционистскому пути, уходом в самосозерцание, и как следствие, с незащищенностью от астероидной опасности, которая, к тому же, существенно выше в тех планетных системах, где нет планет-гигантов, выполняющих роль "чистильщиков".

 

По материалам доклада А. Л. Зайцева на конференции "Джордано Бруно и современность" (февраль 2000, ГАИШ, Москва) «Язык радиопосланий другим цивилизациям»:

Известное суждение о принципиальной непостижимости посланий других цивилизаций (и, как следствие, заключение о бессмысленности передачи в космос своих собственных сообщений), высказанное в свое время Б. Н. Пановкиным и тезис В. А. Лефевра об "универсальном, воспринимаемом любым носителем интеллекта, характере музыки" не противоречат друг другу, если постулировать неполноту традиционных представлений о языке межцивилизационного общения как о системе чисто логических построений. В попытке обоснования этого постулата, ниже, исходя из нашего опыта радиофизических исследований астероидов и атмосфер планет с помощью монохроматических сигналов, а также недавней радиопередачи Evpatoria Message, предлагаются: (a) классификация языка радиопосланий, (b) "максимально понятные" сигналы для радиопросвечивания Галактики и передачи эмоций субъекта, (c) программа будущих радиопередач к другим цивилизациям.

В теперешний, "эвристический" период SETI, размышляя о языке радиопосланий к другим цивилизациям, мы, двигаясь, как правило, интуитивно и повинуясь, в основном, лишь чувству "соразмерности", можем опираться пока на опыт только нашей цивилизации, выбирая из хаоса фантазий лишь то, что соответствует реальным финансовым и техническим возможностям. Реальность же такова, что подавляющее большинство приемников, применявшихся в прошлом, используемых сейчас и планируемых в будущем для поисков радиосигналов других цивилизаций, представляют собой устройства параллельного (до миллиарда и более каналов) спектрального анализа в базисе гармонических функций синус-косинус. В терминах радиотехники это означает, что они являются оптимальными приемниками отрезков монохроматических колебаний длительностью 1/df, где df - выбранное спектральное разрешение, в терминах физики эти приемники можно назвать еще анализаторами энергии фотонов. Естественно предположить, что и наш язык радиопосланий, как представляется, также должен, по возможности, иметь ясную спектральную основу.

В принципе, возможны три типа поведения спектра излучаемого нами и принимаемого "ими" сигнала – либо его частота постоянна во времени, либо хаотически скачет, принимая два или несколько фиксированных состояний, либо плавно дрейфует вверх и вниз по оси абсцисс, отображая некую гладкую и непрерывную функцию времени. Смысл излучения монохроматического колебания с постоянной частотой состоит в том, что такое колебание оптимально для обнаружения описанным выше приемником. Поэтому этот сигнал наиболее рационально излучать в начале послания в качестве своеобразного позывного. Кроме того, именно такой сигнал "с нулевой информацией" может быть воспринят даже теми, кто, по мнению некоторых земных исследователей, не в состоянии ничего понять в наших информативных посланиях, имея гипотетический, абсолютно "иной" разум. Здесь можно говорить об использовании своеобразного "языка природы", - если "они" в состоянии познавать окружающий их (и нас) мир и его физические закономерности, то смогут понять и наш сигнал, не содержавший при излучении никакой, в общепринятом, земном, смысле, семантической информации. Под действием межзвездной среды и других возможных факторов такой сигнал постепенно "обрастает" физической информацией в процессе распространения радиоволн в Галактике. В космической радиофизике такой метод, с высокой эффективностью применяемый для исследования атмосфер планет, солнечной короны и межпланетной плазмы, называется радиопросвечиванием.

Единственное, о чем "они" должны будут догадаться, так это о том, что мы действительно излучаем монохроматическое, немодулированное колебание. Для этого сам сигнал не должен содержать никакой "местной" информации - влияния земной атмосферы, доплеровского дрейфа, связанного с вращением Земли и движением по орбите вокруг Солнца.

Точность оценки частоты, а, следовательно, и лучевой скорости даже для существующих наземных систем оказывается весьма высокой. Так, например, если на расстоянии 70-ти световых лет от Евпаторийской антенны и передатчика расположены антенна и приемник, аналогичные евпаторийским, то отношение сигнал/шум в фильтре шириной 0.1 Гц составит 16 дБ. Ошибка оценки доплеровской частоты в этом случае составит не более 0,015 Гц, а точность измерения лучевой скорости - 0,9 мм/сек. Если же прием евпаторийских сигналов производится "там" антенной типа Аресибо, то ошибка единичного измерения на 10-секундном интервале составит всего 0,2 мм/сек. Понятно, что возможности неизмеримо более мощной космической радиосистемы, типа той, что представлена выше, будут значительно шире. Кроме частотных, возможны также оценки и других измеряемых параметров принимаемых радиосигналов - поляризации, амплитудных и фазовых вариаций и флуктуаций.

Второй тип поведения спектра излучаемых (и принимаемых) сигналов, когда их частота скачет, принимая два или несколько фиксированных значений, предполагает использование языка логики, когда каждому из этих фиксированных значений соответствует определенное логическое состояние. В математике доказано, что наиболее экономной и рациональной является система счисления по основанию e =2,71828.... Поэтому естественно предположить использование двоичной или троичной системы. Все предыдущие радиопослания - Аресибское 1974 года и Евпаторийские 1962 и 1999 годов, представляли собой бинарные логические конструкции. Логическим является и язык космической связи Линкос, разработанный Фройденталем. Концепция и содержание вышеупомянутых радиопосланий неоднократно описаны в книгах и Интернете, поэтому будем считать их известными читателям. Отметим лишь, что авторы радиопосланий молчаливо предполагали, что "другие" тоже умеют логически мыслить. На экранах "их" приемников переданные нами послания, будучи принятыми, выглядят одинаково, - узкая спектральная линия вдруг начинает хаотически скакать по оси частот, принимая два устойчивых состояния: это то, что здесь, на Земле, называется "двоичное представление информации". Мы почему-то уверены (а что еще остается делать) в том, что там смогут: (1) обнаружить наш сигнал, (2) выделить из него двоичный поток, (3) догадаться отобразить этот поток в виде произведения двух простых чисел 23*73 (Аресибо) или 127*127 (Евпатория-99), (4) воспринять получившиеся двоичные образы, (5) шаг за шагом проанализировать эти изображения, и, наконец, (6) правильно понять, что именно мы хотели им сказать. Возможно, что так оно и будет. Во всяком случае, очень хочется в это верить.

Аналогичным образом можно предположить наличие у "них" также и эмоциональной сферы. Устоявшееся земное мнение «Искусство - язык, который понятен всем» вселяет надежду быть понятыми действительно всюду. Остается придумать, как преобразовать субъективные переживания в электромагнитные волны. Здесь может быть предложен прямой путь, основанный на использовании терменвокса, первого в истории музыки бесконтактного музыкального инструмента, изобретенного Львом Сергеевичем Терменом в 1918 году в Москве и впервые продемонстрированного им в 1920 году А. Ф. Иоффе и другим сотрудникам Физико-технического Ренгенологического Института в Петрограде. Терменвокс представляет собой высокочастотный автогенератор, частота которого управляется движением руки музыканта, приближающим или удаляющим ее от специальной антенны. Центральная частота автогенератора (около 100 килогерц) лежит выше границы слухового восприятия (не более 16 килогерц), поэтому для преобразования генерируемой частоты в звуковую область, из частоты управляемого автогенератора вычитается частота второго, опорного, генератора. Разностная частота позволяет исполнителю установить обратную связь для контроля рождаемых мелодий, а слушателям - наслаждаться музыкой.

С технической точки зрения терменвокс также органически вписывается в радиопередающую систему, - действительно, колебания высокочастотного управляемого автогенератора, основы терменвокса, о чем шла речь выше, для того, чтобы они могли быть услышаны, переносятся вниз по частоте, в область звуковых частот. Аналогичным образом, для радиоизлучения, эти колебания тоже могут переноситься, но уже вверх по частоте, в область СВЧ колебаний, усиливаться в мощном передатчике, поступать в антенну и отправляться в космос. Также естественно осуществляется переход к светомузыке, путем переноса колебаний управляемого автогенератора в оптический диапазон. При этом независимо от того, к какому участку электромагнитного спектра чувствительны сенсорные органы "других" слушателей или зрителей, общий принцип восприятия терменвокса остается одним и тем же. В терминах радиотехники такая операция, когда подлежащий радиопередаче информационный сигнал просто переносится по спектру в другой диапазон, называется однополосной модуляцией с подавлением несущей. Но поскольку в паузах между музыкальными произведениями передается немодулированное монохроматическое колебание на центральной частоте, то путем интерполяции текущая частота легко восстанавливается и внутри самих произведений.

Еще одно немаловажное преимущество терменвокса состоит в том, что сам он генерирует квазигармонические колебания, максимально сконцентрированные в узком диапазоне основного тона, с малым уровнем обертонов, а переключения (переходы) с одной частоты (ноты) к другой происходят не скачкообразно, как в большинстве других музыкальных инструментов, а плавно и без разрывов фазы, что также концентрирует текущий спектр. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность обнаружения такого узкополосного сигнала на фоне космических шумов и помех.

По аналогии с тем, как на 23-х страницах Евпаторийского радиопослания 1999 года для "них" последовательно излагалась сумма земных знаний, восходящая от элементарных понятий числа, математических операций, физических констант к постепенно все более сложным научным понятиям, первый терменвокс-концерт для других цивилизаций тоже мог бы представлять собой своеобразную энциклопедию чувств и включать в свою программу последовательность музыкальных произведений, от элементарных до все более и более сложных и многоплановых.

Естественно, что на языке эмоций земляне могут вещать для других цивилизаций не только с помощью терменвокса. Но пока именно терменвокс представляется нам наиболее естественным выразителем специфики внутреннего мира человека, как в художественном аспекте, так и с точки зрения возможностей технического воплощения. Поразительный факт, - оказывается, что в последние годы жизни Лев Термен, работая механиком 6-го разряда (по советским законам только рабочим сохранялась пенсия) на кафедре акустики физфака МГУ, создавал терменвокс, управляемый не руками, а движением глаз и мимикой исполнителя. Термен писал: "Исполнитель не должен быть обременен чисто механической работой. Он должен управлять звуками, а не добывать их". Этот факт в еще большей степени соответствует представлению о терменвоксе как об уникальном выразителе психофизиологического состояния человека.

Поводя итог и пытаясь классифицировать передаваемые сообщения (здесь не рассматривались космические религиозные проповеди, их влияние на традиционные земные религии, равно как и способы передачи таких проповедей с Земли в космос), можно сказать, что сейчас мы смогли различить, по крайней мере, четыре типа радиопосланий к другим цивилизациям:

·                   зондирующие радиосигналы (язык природы),

·                   сумма накопленных знаний (язык логики),

·                   мир субъективных эмоций (язык искусства).

Отчетливо понимая некоторую условность предлагаемой классификации, мы, тем не менее, считаем, что наряду с традиционными логическими построениями, будущие программы радиопередач могли бы включать в себя также сеансы радиопросвечивания Галактики зондирующими сигналами с "нулевой информацией" и индивидуальные эмоциональные послания. 


Просмотров: 580 | Добавил: i_elf | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по сайту
Google Scholar

Мои сайты
  • Создать сайт
  • Творческий учитель
  • Сайт ООАКМР
  • Школьный сайт
  • Информатика учебник (будет)
  • Математические основы информатики
  • РоЖдЕнИе ИдЕи
  • ВиРтУаЛьНыЙ мУзЕй
  • О тебе и обо мне

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz