17
Назовите основные этапы становления мастерства педагога?
1. Этапы формирования
педагогического мастерства
В ходе аттестации учителей оценивается их способность управлять
процессом обучения и воспитания, что требует от них высокой квалификации.
Постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога
постоянного развития своего мастерства.
Учитывая сложность, многогранность и
длительность процесса формирования и развития педмастерства, в нём условно
можно выделить следующие этапы:
I этап: профессиональное просвещение;
II этап- профотбор и профподготовка;
III этап:- профадатация;
IV этап- профессиональный рост;
I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или
колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей к той
или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из средств
массовой информации сведения об интересующих их профессиях и готовятся к
поступлению в соответствующие учебные заведения.
II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях,
где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями,
навыками.
III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они
проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания,
умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной
профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о
верности или неверности своего выбора.
IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе
своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее
знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство.
Этот этап длительный, его успешность зависит от множества факторов.
2. Технология оценки
педмастерства
Учителя периодически проходят аттестацию с целью получения той или
иной категории, от которой зависит оплата их труда. Как известно, существуют
следующие категории квалификации учителей: высшая, I, II и III категории,
однако определение уровня мастерства педагога - одна из сложнейших задач,
стоящих перед руководителями школ, работников народного образования. Можно ли
оценить результаты педагогической деятельности?
Оценить труд педагога очень сложно, поскольку его работа многогранна,
многопланова, включает в себя различные виды деятельности: учебную,
воспитательную, организаторскую, исследовательскую и др. Поэтому здесь
необходим комплексный подход.
Во-первых, в процессе аттестации необходимо, прежде всего, оценивать не
только знания, умения, навыки учителя - воспитателя, но и его отношение к
работе, степень его ответственности и уровень сформированности позитивных
личностных качеств.
Во-вторых, аттестация не может быть однодневной акцией, она должна
проводиться в течение всего учебного года или, в крайнем случае, нескольких
месяцев, на основе заранее утверждённого плана.
В-третьих, рекомендуется в начальной школе проводить аттестацию с участием
всех учителей начальных классов, а не только завуча.
Первые 3-5 лет педагог считается
молодым специалистом, за ним по месту работы закрепляется опытный наставник,
под руководством которого он изучает массовый опыт и внедряет его в свою
практику.
На протяжении следующих 5-6 лет
молодые учителя закрепляют и развивают свои профессиональные навыки, у них
начинает формироваться свой стиль работы.
В следующие 5-10 лет среди учителей
выделяются педагоги, использующие передовой и новаторский опыт, а также
создающий свой оригинальный опыт.
Вышеназванные этапы выделены условно,
так как процесс становления и развития педагога-мастера индивидуален, его
личность неповторима: одни быстро завоёвывают авторитет своей активностью во
всех делах, другие - интересными уроками или внеурочными мероприятиями, третьи
- внедряя передовые технологии и методы работы.
Совершенствование педмастерства может
осуществляться следующими путями.
1. Постоянная работа над собой
(чтение специальной литературы, посещение уроков и воспитательных мероприятий
опытных педагогов, занятия аутотренингом).
2. Использование средств массовой
информации (ТВ-передач, научно-методических журналов, газет), изучение новинок
научно педагогической и методической литературы.
3. Использование средств и условий,
созданных по месту работы (методические дни, взаимопосещение, методобъединение,
педагогические чтения, наставничество, а также межшкольные, городские,
областные семинары).
4. Учёба в институте повышения
квалификации, а также участие в различных семинарах, организуемых как
государственными, так и внегосударственными учреждениями и фондами.
Все эти пути и методы взаимосвязаны,
ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно.
3. Критерии сформированности
педагогического мастерства
В процессе педагогической деятельности очень важно правильно оценивать
уровень сформированности педагогического мастерства у того или иного учителя,
воспитателя. Предлагаем следующие критерии этой оценки:
1. разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна;
2. соответствие опыта работы новым достижениям передовой практики;
3. эффективность, актуальность и оптимальность достигнутых результатов, их
стабильность на протяжении длительного времени в изменяющихся условиях;
4. умение педагога обобщать свой опыт, обмениваться им с другими педагогами.
|