Сущность
педагогического мастерства и различные подходы к его пониманию
Понятие педагогического
мастерства. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и
строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.
Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство,
золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль,
знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел
к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на
квалификации" (А. С. Макаренко).
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть
закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему
педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать
педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую
часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы,
принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать
явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно
относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее
оптимального решения.
Профессиональное мастерство приходит к
тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно,
что при этом он встречается с рядом трудностей.
Во-первых, научная теория - это
упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда
конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых
навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает.
Во-вторых, педагогическая
деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по
философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя
зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня
обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это
приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под
влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных
представлений о педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической
деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и
личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.
Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств
личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Компоненты педагогического мастерства.
В педагогической науке сложилось
несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства.
Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно
научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические
трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного
прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок,
мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии,
воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими
знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие
воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе
предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.
Педагогическое мастерство складывается
из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых
реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида
деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является
организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из
этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные
части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности
детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной
педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и
взаимно усиливают друг друга [2].
2 См.: Kopomoв B.M. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб.
пособие. - М., 1983.
Более прогрессивным представляется
понимание педагогического мастерства как системы с позиций
личностно-деятельностного подхода. Н. Н.Тарасевич, рассматривая
педагогическое мастерство как комплекс
свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации
профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности
учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и
педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического
мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под
воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства
выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности
- способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и
результативности, - умения в области педагогической техники [1].
1 См.: Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна.
- М., 1989. - С. 10.
Несмотря на определенные различия в
рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического
мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.
|