3. Структура курса
(с указанием задач, которые необходимо достичь при работе над материалом каждого модуля).
Структура изложения материала – форма представления курса, отражающая
целостность системы учебного материала, позволяющая показать его полноту
и определяющая внутренние связи. Применительно к элективному курсу
структура имеет двойственный характер: с одной стороны, она определяет
логику построения материала курса в соответствии с современным научным
знанием в определенной предметной области, с другой – зависит от личной
позиции разработчика, от его понимания взаимосвязи материалов учебного
курса. В ходе структурирования материала курса учитель глубже осознает
логику организации материала, которой он придерживается, фиксирует её и
получает возможность построить иную структуру.
Возможны следующие структуры изложения материала:
1. линейная: отдельные части учебного
материала излагаются в непрерывной последовательности тесно связанных
между собой звеньев, как правило, прорабатываемых за период обучения
один раз. Данная структура изложения материала соответствует принципу
культуросообразности, т.е. содержание строится в таком порядке, который
сложился в культуре.
2. концентрическая: предполагает
возвращение к изученным знаниям. На первых ступенях обучения даются
элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста
познавательных возможностей углубляются и расширяются.
3. cпиральная: не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
4. cмешанная: комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.
При работе над структурой курса желательно учесть следующее:
- «распределить» пронумерованные предварительно задачи по модулям и
проверить, насколько равномерно они распределились, не перегружен
какой-либо из модулей, не остались ли «лишние» задачи (в этом случае
необходимо изменить структуру или переформулировать и уточнить задачи);
- необходимо представлять в структуре только важные, основополагающие
части курса, иначе переизбыток информации повлияет на целостность
структуры;
- структура не должна подменяться перечнем большого количества тем
курсов вместо характеристики взаимосвязи между задачами курса,
содержанием и деятельностью обучающихся.
4. Содержание курса.
Перечень тем и их реферативное описание.
Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы.
Необходимо помнить, что содержание образования – это не только знания,
которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности,
известных ее способов, творческая деятельность, опыт
эмоционально-ценностных отношений. Освоение этих типов опыта позволяет
сформулировать у учащихся способность к культуросообразным видам
деятельности.
Кроме того, следует помнить, что отбор содержания курсов по выбору строится в соответствии:
- с содержанием базовых учебных предметов (если это программа предметно-ориентированных элективных курсов);
- с учетом индивидуальных запросов учащихся;
- с учетом общественного запроса;
- с учетом возможностей реализации программы.
5. Учебно-тематический план.
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
Форма проведения
|
Образовательный продукт
|
Всего
|
Лекции
|
Практика
|
|
|
|
|
|
|
|
Образовательный продукт – это материалы, которые будут
разработаны учащимися на занятиях в ходе исследовательской
деятельности. Образовательным продуктом ученика могут быть: конспект,
тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное
решение научной проблемы, доказательство теоремы, компьютерная
программа, схема, модель, трактат, глоссарий и т.д.
Форма проведения: конференция, семинар, создание проекта, лекция, тренинг, ОДИ, просмотр видео фильма и т.д.
6. Учебно-методическое обеспечение.
- Дидактические материалы;
- описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;
- анкеты;
- тесты для входной диагностики;
- алгоритмы самостоятельной работы над выполнением таких заданий, как: реферат, публичное выступление, лабораторный опыт;
- темы рефератов, исследований, выступлений;
- проблемные вопросы для самостоятельного поиска или исследования.
- Список литературы для учителя и ученика
7. Список литературы, который использовался при составлении программы.
8. Приложения.
Разработки уроков (1-2-х), дискуссий, кроссворды.
5. На заметку составителю программы.
Следует помнить о том, что в предпрофильной подготовке и профильном
обучении смещаются приоритеты с освоения учащимися некоторой системы
знаний, умений и навыков (ЗУНов), на развитие важнейших для современного
мира компетенций, которые помогут школьнику стать полноценным, готовым
к успешной жизни человеком.
В настоящее время в школьной образовательной практике основными приоритетными ключевыми суперкомпетентностями являются:
- математическая компетентность (умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями),
- коммуникативная(умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться),
- информационная (владение информационными технологиями, работа со всеми видами информации),
- автономизационная (способность к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности),
- социальная(умение жить и работать с людьми, близкими, в трудовом коллективе, в команде),
- продуктивная(умение работать и зарабатывать, быть
способным создавать собственный продукт, принимать решения и нести
ответственность за них),
- нравственная(готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам).
Этот состав ключевых суперкомпетентностей содержится в рекомендациях
ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования».
При составлении программы необходимо определить тот вклад, который
может внести содержание элективного курса в развитие этих способностей.
Опорные вопросы для составителя программы (самоанализ):
1. На каком содержательном материале, и через какие
формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной
подготовки? Помочь ребенку сориентироваться в выборе профиля обучения,
восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для
данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить
себя и добиться успеха?
2. Чем содержание курса будет отличаться от базового
(оно не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о
нем лишь упоминается; оно представлено односторонне; не отражает другие
точки зрения и т.п.)?
3. Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?
4. Какие виды деятельности (профильные и
профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
5. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?
6. Какова доля самостоятельной работы ученика в изучении данного курса, в чем он может проявить инициативу?
7. Какие критерии помогут ученику оценить успешность прохождения данного курса?
8. Каким образом при прохождении курса будет
фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?
9. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?
10. Каким образом может быть выстроена логика подачи материала в программе? Почему именно такая логика?
11. Как будет сгруппирован материал в программе по разделам и по темам?
12. Сколько времени потребуется для изучения материала с
учетом контроля, возможных затруднений учащихся и необходимости его
повторения?
6. Экспертиза и утверждение программ элективных курсов.
В Иркутской области существует следующий порядок утверждения курсов по выбору:
1 этап– внутренний, где курсы по выбору рассматривает
методическое объединение учителей-предметников (научно-методический
совет школы). Методисты выносят свое решение о соответствии программы
существующим требованиям и уставу образовательного учреждения, о
целесообразности её введения в учебный план (школьный компонент).
2 этап– внешняя экспертиза элективного курса
осуществляется на уровне методического совета городского или районного
комитета по образованию (органы управления образованием). При
соответствии программы требованиям, предъявляемым к программам
элективных курсов, с представлением от городского или районного отдела
образования она направляется на экспертизу в Иркутский институт
повышения квалификации работников образования.
3 этап– экспертиза сотрудниками ИИПКРО. В заключении
принимается решение или отправить программу на доработку, или
рекомендовать к реализации в учебном процессе и представление на
рассмотрение в областной экспертный совет (ОЭС).
4 этап– рассмотрение и утверждение программы на областном экспертном совете в ГУОиПО Иркутской области.
Все программы элективных курсов запускаются в реализацию только после
экспертизы ИПКРО и утверждения на областном экспертном совете.
Титульный лист
Управление образования администрации
(указывается название муниципального образования)
Муниципальное образовательное учреждение
(указывается название)
Утверждена
методическим советом
МКОУ ДОД «ЦРТДиЮ»
«____» _____________200__
г.
Протокол №__
Председатель
МС__________
________________________________________________________
(название разработки)
Элективный курс (для 9 класса предпрофильной подготовки
или профильного обучения 10-11 классы)
Автор разработки:
_____________________
_____________________
_____________________
(ФИО полностью, должность, место работы)
г.Железногорск-Илимский
200_г.
|