В течение всего 20 века
грампластинки модернизировались, усовершенствовались, видоизменялись,
делаясь всё более удобными, а в конце 60-х - начале 70х годов стали
предметом коллекционирования и культа. Этому способстовало появление
рок-музыки, собравшее массу поклонников по всему миру, и любовь к этой
музыке (и к грампластинке, как её носителю) множество людей пронесли
сквозь всю свою жизнь, а порой и подчинив эту жизнь только этой, одной
страсти. Одним из важных элементов этого культа, помимо музыки, стало
графическое оформление конвертов виниловых пластинок, об этом будет
рассказано в следующих разделах.
Это
ещё не грампластинка, но её предтеча - диск для музыкального аппарата,
сквозь прорези диска открывались клапаны музыкальноо аппарата по
дназванием "Херофон", и поток воздуха проходил сквозь медные язычки
(как у аккордеона), рождая музыку.
На грампластинке натуральный звук записан в виде бороздок (фото в конце
страницы).
Граммофонные
пластинки:
Одна из первых грамофонных пластинкок, с выгравированным
текстом вместо бумажного ярлыка,
на данной пластинке звуковая дорожка записана от центра диска (фирмы
"Пате")
грампластинки: • "Гигант (или Монарх)" (30см) фирмы His Master's Voice
• "Гранд (или Концерт)" (25см) фирмы "Пишущий Амур" • "Гигант" (30см)
времён СССР •
Патефонная
пластинка из жёлтого винила, миньон 17см, США, 1940-1950е годы
Первые грампластинки были
без бумажных лычек, название гравировалось прямо по шеллаку, самые
ранние грампластинки были односторонние, затем догадались их делать
двусторонними. Изготавливались их хрупкого и тяжёлого материала,
полимеризованной смолы, называвшейся шеллаком. У ранних двусторонних
пластинок между двумя блинами иногда находился слой пергамента. Запись
и воспроизведение на граммофонных и патефонных пластинках производилась
со скоростью 78 оборотов в минуту. Длительность звучания одной стороны
была около 8 минут у "Гиганта", 4-5 минут у "Гранда" и до 3 минут у
пластинок меньшего размера. Иногда особо длинные песни (например, т.н.
"сельские страдания" записывались с продолжением, то есть начало на
первой стороне, окончание на второй). Известно издание с речью И.В,
Сталина в виде альбома из 13 пластинок, на первой пластинке которго
целиком записаны приветственные аплодисменты.
В середине 20 века устоялось три стандартных размера пластинок: Гигант,
или Монарх (12 дюймов/30см), Гранд или Концерт, (10 дюймов/25см),
Миньон (7 дюймов/17см), однако периодически попадаются патефонные
пластинки нестандартных размеров, но они никогда не превышают 30см.
Самым распространённым размером был Гранд (25см). Очень редко
попадаются пластинки менее 12 см, их назавние - "Гном"
Патефонные
пластинки СССР:
грампластинки:
• "Гранд" (25см), • пластинка нестандартного размера (22см) • (20см) •
"миньон"(15см)
относительные размеры сохранены
В середине 1950х годов
технология звукозаписи совершенствовалась, что позволило издавать т.н.
"долгоиграющие" пластинки, изготавливавшиеся из более пластичного и
более долговечного винила, скорость проигрывания которых была 33 и 1/3
оборота, что позволяло записать на одной стороне 30см пластинки до 25
минут музыки, хотя обычно ограничивались 21-22 минутами. В последствии
появилась т.н. микрозапись, позволявшая записать до 27-30 минут на одну
сторону, но эти пластинки распространения не получили из-за плохого
звучания.
Виниловые
долгоиграющие пластинки (Long Play):
Грампластинка
30см СССР, 1980е годы со стандартным ярлыком • грампластинка из
Великобритании со специально нарисованным ярлыком, повторяющем дизайн
конверта (Pink Floyd).
Грампластинка 30см из цветного винила • грампластинка 30см с
запечатаным в пластик изображением (т.н. Picture Disc)
Одним проводников
поп-культуры была рок и поп-музыка и её материальные носители, т.е.
виниловые диски, что отразилось и на их дизайне.
Ограниченными тиражами выпускались издания на цветном виниле самых
разных расцветок, от прозрачного до тёмно-синего, а так же так
называемые пикче-диски, то есть диски с запечатанным в прозрачный
пластик изображением, как правило эти диски продавались без бумажного
конверта, в пластиковом пакете, эти пластинки обычно предназначались
для развешивания на стенах, но при желании их можно было и послушать.
Считается, что цветной винил и винил с картинками звучит хуже
стандартного, чёрного, однако из-за малого тиража эти диски ценятся
значительно дороже.
Единственным примером picture-disc советского производства является
таковой группы "Машина Времени" (ссылка)
Синглы,
сорокопятки и прочие нестандартные пластинки:
Современная сорокапятка
30см.
Единственной неизменной
характеристикой грампластинки с момента её зарождения был диаметр
посадочного отверстия, равный 6 мм. Однако автоматизация обыденной
жизни (особенно в США) привела к изобретению музыкального автомата
(Джукбокса), проигрывающем пластинки за деньги, такие автоматы
ставились в кафе и ресторанах, для этих аппаратов стали изготавливаться
грампластинки с широким отверстием - так они легче захватывались
шпинделем аппарата - в него одновременно можно было загрузить до 200
таких пластинок. Обычно такие сорокапятки выпускались с узким
отверстием и прорезями, позволявшими выломать широкое отверстие.
Диаметр пластинки - стандартный миньон 17см, диаметр отверстия - 38мм,
на каждой стороне записана одна песня. В СССР пластинки с широким
отверстием не выпускались.
В США в 50е и 60е годы появились простые портативные проигрыватели,
рассчитанные исключительно на такие маленькие диски - такой аппарат
можно видеть на предыдущей странице. В 1970е годы только в США в год
продавалось до 100 миллионов сингловых сорокапяток.
• сорокапятки 17см: • для музыкального аппарата • сорокапятка без
бумажного ярлыка • две сорокапятки со сменными центрами
Своё название сорокапятки получили за счёт увеличенной скорости
вращения - 45 оборотов.
Слева:
грампластинка 30см "EP" (extended play 33 1/3) - такая же, как и
LongPlay, но с более крупной нарезкой и с меньшим количеством песен.
Справа - грампластинка "Миньон" 17 см, 33 оборота, максимально 2 песни
с каждой стороны.
Гибкая
грампластинка СССР • журнал "Кругозор" с гибкими грампластинками •
Гибкая пластинка из США (Flexi Disc).
Так называемые гибкие
грампластинки фактически были одноразовыми, так как быстро мялись и
изгибались, да и звучали отвратительно, тем не менее в 1960-х - 1970х
годах получили достаточное распространение, в основном в СССР, и в
основном, благодара журналу "Кругозор", в которм среди десятка подшитых
пластинок попадались и эстрадные записи, и зарубежная музыка, и
интервью с хлеборобами, и фрагменты речей Леонида Ильича Брежнева.
Пластинки можно было не отрывать, в журнале было предусмотрено
отверстие. Рисковать с проигрываением этого журнала можно было только
при наличии примитивного дешёвого проигрывателя.
|