Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
ДневникГлавная » 2012 » Май » 02 » Игры для малышей ТРИЗ
Игры для малышей ТРИЗ | 18:13 |
1. "Давай поменяемся".
Цель: учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.
Ход:
Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идет обмен: лед неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар стал твердым. Когда это бывает?
2. "Теремок".
Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям систем, закрепление алгоритма системного мышления.
Ход:
1 вариант: ребенок находит похожести по функции, сходства систем, подсистем.
2 вариант: ребенок находит отличие и говорит:
Р.: Тук - тук, я камень. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
В.: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень, отличаешься от меня, речки.
Р.: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а вода - из
жидких. Мы разные по форме: река принимает форму берегов, речка журчит, а
камень звук не издает.
3. "На что похоже?"
Цель: развитие ассоциативности мышления; обучение сравнению разных систем.
Ход: воспитатель называет объект, дети называют систему, похожую на него
по признакам (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому, по
будущему, по звуку, по запаху, цвету, размеру, форме, материалу).
4. "Аукцион".
Цель: учить детей выделять дополнительные ресурсы предметов веществ неживой природы.
Ход:
В.: Песок, как его использовать (дети по очереди называют его ресурсы)?
Д.: В строительстве, в него можно играть, приятно ходить, им тушат пожар, мама посыпает дорожки в саду, и т.д.
5. "Перевертыши".
Цель: закрепить умение выделять в объектах и явлениях положительные и отрицательные стороны.
Ход:
В.: Снег - хорошо, почему?
Д.: Можно лепить снеговика.
В.: Лепить снеговика плохо, почему?
Д.: Руки замерзнут.
Руки замерзнут, это хорошо - почему?
6. "Хорошо - плохо".
Цель: учить выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход:
В.: Дождь идет, это хорошо - почему?
Д.: Он поливает растения.
В.: Дождь - это плохо, почему?
Д.: Нельзя гулять …
7. "Волшебный светофор".
Цель: учить выделять систему, подсистему и надсистему объектов.
Правила игры:
- красный цвет - подсистема объекта,
- желтый цвет - система,
- зеленый цвет - надсистема.
Ход:
В.: Дождь (поднимается желтый кружок).
Д.: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу, и из земли растут цветы, деревья.
В.: Красный кружок.
Д.: Дождь живет на улице, в облаках.
В.: К чему относится дождь?
Д.: К природному миру, к неживой природе.
В.: Зеленый кружок.
Д.: Дождь - это много капелек воды, в них живут МЧ.
В.: После дождя появилась лужа, изобразите ее.
8. "Где живет?"
Цель: учить выявлять надсистемные связи.
Ход:
В.: Где живут жидкие человечки?
Д.: В стакане с водой, в аквариуме, в луже, …
В.: Где живут газообразные человечки?
Д.: В воздухе, в резиновой игрушке, в бутылке с лимонадом, …
В.: Где одновременно живут и твердые, и жидкие человечки?
Д.: В арбузе, в чайнике, …
9."Чем был - чем стал".
Цель: учить определять линию развития объекта.
Ход:
В.: Дождь.
Д.: Вода впиталась в землю, часть испарилась; жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.
В.: Снег.
Д.: От тепла растаял, превратился в воду.
В.: Пар.
Д.: Охладился, стал водой, снегом, инеем.
10. "Мои друзья".
Цель: учить детей выделять функцию объектов неживой системы природного мира.
Ход: воспитатель предлагает рассмотреть системы и ответить на вопросы:
- то, что может превращаться из жидкого состояния в твердое (вода, яйцо);
- то, что может превращаться в газообразное состояние (лед, вода);
- то, что может отталкиваться друг от друга (вода и зонт);
- то, что умеет взаимодействовать между собой (вода и сахар, вода и соль).
11."Что умеет делать".
Цель: формировать умение выявлять функции объектов.
Ход: детям предлагается рассмотреть явления и назвать функцию:
- ветер - переносит семена, охлаждает в жару, сгоняет тучи и т.д.;
- лед -охлаждает продукты, больное место; создает защитный слой на реке;
- снег - спасает растения от замерзания;
- дождь - капает, льет как из ведра, создает тучи, насыщает землю
влагой, которая нужна растениям, очищает воздух, моет дороги, моросит.
12. "Твердое - жидкое".
Цель: закрепить знания о переходе веществ из твердого состояния в жидкое.
Ход: дети называют вещества, которые из твердых превращаются в жидкие при нагревании (лед, снег, масло, мороженое, шоколад).
13. "Город маленьких человечков".
Цель: закрепить знания детей о твердых, жидких, газообразных состояниях; учить давать им характеристику.
Ход:
1 вариант.
Дети проходят в ворота Города твердых человечков, называя себя (дерево, металл, песчинка, стекло и т.д.).
В.: Какие вы?
Д.: Мы сильные, дружные, крепкие, держим форму.
2 вариант.
На пути в Город жидких человечков дети называют жидкие вещества, и
проходят в ворота (вода, молоко, сок, нефть). Воспитатель спрашивает,
хорошо ли им в городе, что они любят делать (течь, литься, менять форму,
путешествовать, смешиваться).
3 вариант.
Мы оказались у ворот в Город самых веселых газообразных человечков (облачко, запах, дым, пар).
В.: Как вам живется?
Д.: Мы не любим сидеть на месте, любим движение.
14. "Родня".
Цель: научить детей определять родственников по какому - либо признаку вещества и предмета.
Материал: набор моделей МЧ.
Ход: детям предлагается найти родню какому - либо веществу; это может быть вещественный признак, то есть все жидкие вещества.
15. "Теремок".
Цель: научить детей свободно ориентироваться в моделях человечков твердого, жидкого и газообразного веществ.
Материал: модели МЧ.
Ход: у каждого ребенка модели МЧ. Эти человечки живут в теремке за
закрытыми окнами и появляются в окошке только тогда, когда слышат
название вещества, в котором есть их братья.
16. "Догони мяч".
Цель: закреплять умение детей легко ориентироваться в твердых, жидких, газообразных веществах.
Ход: дети передают мяч друг другу, быстро называя предметы или вещества,
состоящие из жидких, твердых, газообразных человечков, не повторяя их, а
ведущий пытается догнать мяч. Если дети медлят, то мяч будет пойман, и
назначен другой ведущий.
17. "Веселый мяч".
Цель: закрепить умение детей ориентироваться в твердых, жидких,
газообразных веществах, точно знать, из каких человечков они состоят.
Ход:
1 вариант.
Дети сидят полукругом. Мяч находится у ведущего. Он бросает мяч в руки
ребенку и предлагает вернуть его, предварительно назвав твердое, жидкое,
газообразное вещество.
2 вариант.
Ведущий предлагает назвать вещество, в котором живут человечки, изображенные на доске.
18. "Облачко".
Цель: закрепить знания о переходе воды из жидкого состояния в газообразное, помочь понять, как образуется облако.
Ход: Дети изображают воды в лужице, речке, ручейке, росинке. Нагреваясь,
они превращаются в бегущих человечков пара, поднимаются вверх. Высоко в
небе они встречаются, получается облако.
19. "Снеговая тучка".
Цель: помочь детям понять образование снеговой тучи, появление снега.
Ход: дети изображают облачко (бегущих человечков пара). Эти человечки
поднимаются высоко над землей. Морозные человечки воздуха окружают
человечков пара, сильно их охлаждают. Человечки пара замерзают и берутся
за руки (кристаллизуются). Снежинки не удерживаются в воздухе и падают
на землю.
20. "Дождевая тучка".
Цель: помочь детям понять образование дождевой тучи, появление дождя.
Ход: дети изображают облачко: человечки пара, вокруг них бегают холодные
бегущие человечки воздуха, одно облачко соединяется с другим, человечки
пара охлаждаются, превращаются в равнодушных, бегущие человечки не
могут их удержать, капли дождя падают вниз.
21. "Цветные льдинки".
Цель: знакомство с явлением диффузии.
Ход:
1 вариант.
Часть детей изображает человечков льда, другая часть - человечков
краски, которые пытаются пройти внутрь, но человечки льда крепко
держатся за руки, не пропускают их.
2 вариант.
Часть детей изображает человечков воды, другая часть - человечков
краски, так как равнодушные человечки не держатся за руки, между ними
легко пройти. Человечки перемешиваются, растворяются человечки краски,
получается цветная вода.
3 вариант.
Дети изображают равнодушных цветных человечков, появляются холодные
бегущие человечки воздуха. Равнодушные человечки замерзают, берутся за
руки, из равнодушных превращаются в дружных - получаются цветные
льдинки.
22. "Лужица и мороз".
Цель: показать переход воды из жидкого состояния в твердое.
Ход: дети изображают равнодушных человечков воды (лужицы). Появляются
бегущие человечки холодного воздуха. Равнодушные человечки объединяются
друг с другом, пытаются согреться, но бегущие подходят все ближе и
ближе, и вскоре все равнодушные превращаются в дружных. Получается лед.
23. "Лужица и солнышко".
Цель: показать переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Ход: дети изображают равнодушных человечков. Солнышко ярко светит и
нагревает их, они начинают двигаться и выталкивать друг друга из лужицы.
Один за другим они выпрыгивают, превращаясь в равнодушных и поднимаются
вверх.
24. "Солнышко и льдинка".
Цель: показать переход воды из твердого состояния в жидкое.
Ход: дети изображают ледяных человечков, крепко взявшись за руки.
Солнышко нагревает льдинку, появляются красные бегущие человечки,
подбегают ближе и растапливают ее. Дружные человечки опускают руки и
превращаются в равнодушных.
25. "Город смешанных человечков"
Цель: закрепить умение моделировать вещества, процессы, происходящие в них.
Ход: дети объединяются в пары, тройки, моделируют вещества.
Твердое - жидкое: вода в стакане, лед в воде, аквариум.
Газообразное - жидкое: лимонад, минеральная вода.
Твердое - газообразное: воздушный шарик, мячик, игрушка резиновая.
26. "Дразнилка".
Цель: формировать умение выявлять функции объекта, изменять ее, используя суффиксы - лка, -чк, - ин.
Ход:
Снег - укрывалка, насыпалка, согревалка, таялка, испарялка, исчезалка.
Лед - скользилка, таялка, холодилка, морозилка, каталка.
Вода - поливалка, закалялка, очищалка, умывалка.
27. "Робинзон Крузо".
Цель: учить детей выделять ресурсы объекта, используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.
Ход: воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение, о
том, что у спасшихся людей из множества предметов остался какой - то
один; как его использовать?
Приложение №3.
Конспект занятия в старшей группе ДОУ №277 по теме
"Вода, ее свойства, значение в жизни человека, животных, растений".
Цель: уточнить знания детей о свойствах воды, распространении в природе, значении для живых существ;
упражнять в обследовании объектов с помощью пяти анализаторов; развивать
чувствительность к противоречиям, желание решать их; воспитывать
осторожность в обращении с незнакомыми веществами; развивать умение
моделировать.
Материал: баночки с водой, жидкостями, имеющими запах, цвет; различные емкости для воды разнообразной формы.
Ход занятия:
В.: Ребята, посмотрите вокруг, как многообразен мир - нас окружают как
живые, так и неживые существа и предметы. Какие неживые предметы вы
можете назвать?
Д.: Стол, книга, камень, игрушки, карандаш, стекло.
В.: А живые?
Д.: Человек, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения.
В.: Без чего не могут жить все живые существа?
Д.: Без пищи, без воздуха, без воды.
В.: Правильно, всем живым существам нужна вода, без нее не обойтись.
Поиграем в игру "Хорошо - плохо". Вода - это хорошо. Почему?
Д.: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой
закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки,
стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные
животные, возле воды обитают птицы.
В.: Но вода - это плохо. Почему?
Д.: Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей
водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на
пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они
погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно
утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
В.: Итак, вода необходима, и в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.
В.: Посмотрите, я капнула из пипетки капельку воды. Она маленькая? А как еще меньше сделать?
Д.: Брызнуть из пульверизатора.
В.: А как еще меньше можно сделать?
Д.: Можно подышать на стекло.
В.: Посмотрите, какие маленькие получились, их даже нельзя в отдельности
рассмотреть. Их можно еще меньше сделать, и тогда это будут не, а
маленькие человечки. Скажите, где живут эти человечки воды?
Д.: В реке, океане, озере, в дождевой капле, в капле росы.
В.: У меня на столе разные баночки. Как узнать, в какой из них вода?
Д.: Нужно полить из банки: вода выльется, растечется.
В.: А почему растечется?
Д.: Вода жидкая.
В.: Скажите, ребята, а есть ли форма у воды? Посмотрите, какой формы вода в стакане.
Д.: В форме стакана - цилиндрическая.
В.: А попробуйте перелить воду в емкости разной формы. Теперь какую форму приняла вода?
Д.: Вода приняла форму блюдца, чашки, пузырька.
В.: Вода жидкая, она может принимать форму другого предмета, а
происходит это потому, что человечки, живущие в воде, не держатся между
собой, но стоят рядом, их легко можно переставить, перелить в разные
сосуды, между ними могут расположиться человечки из других веществ. Как
вы думаете, какие они по характеру: не дружат между собой, но и не
убегают?
Д.: Недружные, слабые, равнодушные.
В.: Хорошо, давайте попробуем изобразить таких человечков. Что получилось?
Д.: Человечки воды слабые, разливаются в разные стороны, получается лужица.
В.: Ребята, вы сказали, вода льется, растекается, переливается, но всегда ли то, что льется - это вода?
Д.: Это может быть молоко, чай, кофе, бульон, кисель, бензин, нефть, сок. Это тоже жидкости.
В.: Все правильно, и в этих веществах тоже живут равнодушные человечки. Скажите, как еще можно узнать воду?
Д.: По цвету определить.
В.: А какого цвета вода?
Д.: Она бесцветная, все предметы имеют цвет. Многие жидкие вещества имеют цвет. А еще вода прозрачная.
В.: Как это проверить?
Д.: Можно опустить в воду мелкие предметы: через воду их видно.
В.: А еще как можно определить, что в стакане находится вода?
Д.: Можно понюхать.
В.: Понюхайте! Что это?
Д.: Это одеколон!
В.: Поиграем в игру "Узнай по запаху". Попробуйте отгадать с закрытыми глазами.
Д.: Это одеколон, компот. А это вода, она не пахнет.
В.: Молодцы, отгадали! Скажите, можно ли нюхать незнакомую жидкость?
Д.: Нет, она может быть с вредным резким запахом.
В.: А можно воду определить на вкус? Давайте поиграем, отгадайте, где вода?
Д.: Простая вода без вкуса.
Д.: А когда вода приобретает вкус?
Д.: Когда в нее что - нибудь добавили. Если соль - она соленая, если
сахар - то сладкая, родниковая вода вкусная, потому что в ней
минеральные соли.
В.: А можно ли пробовать на вкус незнакомую жидкость?
Д.: Нет, можно отравиться, она может быть ядовитой.
В.: Итак, по каким признакам мы обнаруживаем воду?
Д.: Вода бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы,
легко переливается, принимает любую форму, потому что жидкая и в ней
живут равнодушные человечки.
В.: А теперь попробуем составить загадки о воде.
Д.: Льется, но не молоко; прозрачная, но не стекло. Жидкая, но не молоко; прозрачная, но не воздух; льется, но не песня.
Приложение №4.
Конспект занятия в старшей группе ДОУ №277
"Три состояния воды".
Цель: закрепить представление детей о трех состояниях воды, в которых она встречается в природе (твердом, жидком, газообразном);
уточнить знания о причинах перехода в другие состояния;
подвести к пониманию круговорота воды в природе;
закрепить умение моделировать процессы с помощью МЧ.
Материал: модели МЧ.
Ход занятия:
В.: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от нашего друга
Незнайки. Он пишет о том, что коротышки предложили ему отгадать такую
загадку:
Бегу я с кручи,
Летаю в туче,
На землю гряну,
Как камень стану.
Д.: Это вода!
В.: Знайка, конечно, помог Незнайке отгадать загадку. Но Незнайка все же
сомневается, что это вода. Когда вода бывает как камень?
Д.: Когда вода замерзает, она превращается в лед, становится как камень.
В.: Ребята, а чем похожи лед и камень?
Д.: Они оба твердые, потому что в них живут дружные человечки.
В.: А какие они, эти человечки? Что любят делать?
Д.: они очень дружные, крепко держатся за руки.
В.: Хорошо, скажите Незнайке, когда вода замерзает?
Д.: Она замерзает зимой, когда мороз.
В.: А летом можно заморозить воду?
Д.: Да, можно: налить воду в чашку и поставить в морозильник.
В.: А почему вода замерзает? Что происходит с человечками воды?
Д.: В воде живут равнодушные человечки, от мороза им становится холодно,
они прижимаются друг к другу, берутся за руки, чтобы согреться,
превращаются в дружных.
В.: Молодцы, объяснили Незнайке, что, оказывается, от холода вода превращается в лед. А где можно встретить лед?
Д.: Зимой на речке, горка покрыта льдом, лужи замерзли.
В.: Ребята, давайте поиграем в игру "Лужица и мороз". Расскажите, какие
человечки живут в лужице? Равнодушные - они не держатся за руки (дети
встают, изображают человечков воды).
В.: Я буду морозным воздухом, подбегаю к вам, бегите!
Д.: Ой, как холодно! Мы замерзаем. Давайте возьмемся за руки. Мы стали дружными человечками льда.
В.: А теперь давайте расскажем Незнайке, когда вода бежит с кручи?
Д.: Речка бежит весной, когда тает снег и лед, бегут ручьи.
В.: А почему тает снег и лед?
Д.: Потому что солнце сильно греет.
В.: А как еще можно растопить лед?
Д.: Положить лед в воду, возле грелки, батареи, просто взять в руки,
подуть на него …
В.: Значит, от чего тает лед и снег?
Д.: Он тает от тепла.
В.: А что происходит с человечками льда от тепла?
Д.: Дружные человечки льдинки от тепла опускают руки, им становитс
жарко, и они превращаются в равнодушных человечков.
В.: Давайте поиграем в игру "Солнышко и льдинка" (дети изображают
дружных человечков льда; солнышко нагревает их, они опускают руки)
Д.: Молодцы! Посмотрите, какая лужа получилась! Она разлилась, и побежал
ручеек. Надеюсь, Незнайка понял, когда вода бежит с кручи. А вот когда
летает в туче?
В.: В виде облачка, тучи, пара.
В.: Скажите, как же можно увидеть человечков пара?
Д.: Нужно нагреть воду, человечкам воды становится жарко, они начинают
выталкивать друг друга. Равнодушные человечки превращаются в бегущих,
выпрыгивают из чайника.
В.: Почему мы не видим, как испаряется вода из лужи?
Д.: Человечки воды превращаются в бегущих медленно, потому что вода холодная.
В.: Давайте поиграем в игру "Лужица и солнышко" (дети изображают
человечков воды, солнышко нагревает их, они двигаются, превращаясь в
бегущих человечков).
В.: Посмотрите, лужица совсем исчезла. А куда убежали бегущие человечки?
Д.: Они улетели высоко в небо, там они встретились, и появилось облачко (дети изображают облако).
В.: А что случится с человечками пара в воздухе?
Д.: Человечки воздуха холодные, они охладят человечков пара, пар превратится в воду, получится дождевая тучка.
В.: давайте смоделируем процесс "Дождевая тучка" (дети изображают
человечков пара, подбегают холодные человечки воздуха; человечки пара
превращаются в равнодушных человечков воды).
Д.: Человечки пара от холода опускают руки. Они стали капельками воды.
В.: Ой, как их много в тучке! Бегущие человечки не могут их удержать!
Д.: Капли падают на землю. Идет дождик.
В.: Вода грянула на землю в виде дождя. А еще в виде чего она может упасть на землю?
Д.: Может быть снегом, градом.
В.: А как получаются в тучке снежинки?
Д.: Мороз заморозит тучку, человечки пара замерзнут и превратятся в снежинки (моделирование процесса "Снеговая туча").
В.: Молодцы, ребята! Незнайка и не догадывался о том, что вода такая
волшебная и умеет превращаться. Скажите, в каком состоянии бывает вода?
Д.: Вода может быть в твердом, жидком, газообразном состояниях.
В.: Где мы можем встретить воду в жидком состоянии?
Д.: В реках, озерах, океане, лужице, ручейке, из крана течет вода, в аквариуме.
В.: А в твердом состоянии?
Д.: Это лед, снег, град, иней.
В.: Расскажите теперь о том, где можно встретить воду в газообразном состоянии?
Д.: Это пар, облака, тучи.
В.: А сейчас с помощью ММЧ смоделируйте любое состояние воды.
Приложение №5.
Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ № 277 по теме
"Встреча с Карандашом и Гвоздем Гвоздовичем".
Цель: систематизировать, уточнить и обобщить знания детей о свойствах дерева и металла;
продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств, пользуясь алгоритмом исследовательской задачи;
закреплять умение моделировать твердое вещество с помощью ММЧ.
Материал: 2 коробки, гвоздь, карандаш, весы, спички, молоток,
ванночки с водой, гвоздики, деревянные палочки, деревянные и
металлические бруски, проволока.
Ход занятия:
В.: Ребята, посмотрите, какие две необыкновенные коробки нам принес
почтальон. Чтобы узнать, что в них находится, нужно отгадать загадки:
Серый Ивашка, деревянная рубашка; где носом проведет - там след кладет.
Металлический Антошка, он на очень длинной ножке; по головке постучишь - что-нибудь да смастеришь.
Д.: Это карандаш и гвоздь.
В.: А как же нам узнать, в какой коробке карандаши, а в какой - гвозди?
Д.: Надо открыть и посмотреть.
В.: А если не смотреть, то как можно узнать?
Д.: Можно руками потрогать.
В.: Пожалуйста, потрогайте и определите, где что лежит.
Д.: Я узнал: здесь карандаши, а здесь - гвозди.
В.: Значит, на ощупь можно узнать! А если мы понюхаем? Кто хочет понюхать?
Д.: Нет, это не пахнет.
В.: Можно ли узнать по звуку? Давайте попробуем (стучит металлической палочкой по карандашу и по гвоздю).
Д.: Когда стучат по карандашу - звук глухой, а если по гвоздику - звук звонкий.
В.: А вот и наши гости, посмотрите, как они нарядились для встречи с
вами! А пришли они для того, чтобы вы помогли им разрешить спор. Наши
гости любят спорить друг с другом. Никак не могут решить, что важнее:
металл или дерево. Карандаш утверждает, что дерево важнее, так как много
предметов изготавливают из дерева. А как вы думаете, прав ли он? Какие
предметы делают из дерева?
Д.: Из дерева делают мебель: столы, стулья, табуретки, шкафы, кровати,
строят дома, веранды на участке тоже деревянные, раньше делали посуду из
дерева; музыкальные инструменты деревянные.
В.: Молодцы, а Гвоздь с карандашом не соглашается. Говорит, что из
металла еще больше предметов. Какие металлические предметы вы знаете?
Д.: Из металла делают кухонную посуду: кастрюли, сковородки, ложки,
вилки, половник; консервы хранят в железных банках; электрические
приборы сделаны из металла - плита, холодильник, мясорубка; духовые
музыкальные инструменты; в строительстве нужен металл.
В.: Какой же можно сделать вывод? Что скажем гостям?
Д.: Из дерева и металла делают много предметов; одни и те же предметы
делают и из дерева, и из металла, поэтому и дерево, и металл очень
нужны.
В.: Скажите, а легко ли сделать все эти предметы?
Д.: Нет, их сделать трудно.
В.: Да, надо приложить усилие. Знаете почему? В этих веществах живут
человечки, очень крепкие. Они держатся за руки. Нужен инструмент, чтобы
их расщепить. Хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от
предметов из металла? У вас на столах лежат пластины из металла и бруски
из дерева. Чем они отличаются?
Д.: Цветом разные.
В.: Какая поверхность у деревянного брусочка, а какая у металлической пластины?
Д.: У металлической пластины - гладкая и холодная, а дерево теплое, шероховатое.
В.: Давайте проверим, правы ли вы? Погладим их, приложим к щеке. Какой можно сделать вывод?
Д.: Поверхность у металла гладкая, холодная, у дерева - теплая, шероховатая.
В.: А если попытаться вбить гвоздь в эти пластины? Что получится?
Д.: В металлическую пластину гвоздь не забьешь, а в деревянный брусок можно.
В.: Давайте проверим. Как вы думаете, почему в металл не забивается гвоздь?
Д.: Он очень твердый.
В.: Правильно, человечки тесно прижались друг к другу. Не пропускают
никого. Давайте смоделируем этот процесс (дети изображают человечков
металла, не пропускают посторонние предметы). А как вы думаете, почему в
дерево вбился гвоздь?
Д.: Дерево мягче металла.
В.: Человечки дерева не так тесно прижались, за руки держатся, при
усилии их можно разъединить. Давайте смоделируем этот процесс с помощью
ММЧ.
Д.: Человечки дерева взялись за руки, но человечки гвоздика могут их расщепить.
В.: А что легче сломать - деревянные палочки или гвоздики?
Д.: Палочки легко сломать, а гвоздики не сломаются, их можно согнуть.
В.: Давайте проверим (ломают гвозди и палочки). Почему?
Д.: Гвозди сделаны из металла, он прочный, человечки крепко держатся,
согнуть можно только инструментом, человечки только меняют при этом
положение. Дерево хрупкое, его легко сломать: в тонкой пластине
человечков меньше, и держатся они не накрепко.
В.: А если бросить в воду металлический предмет и деревянный, что будет?
Д.: Деревянный предмет будет плавать, а металлический утонет.
В.: Давайте проверим. Верно, металл тонет, а дерево нет. Скажите, а что
весит больше - деревянный или металлический предмет одного размера?
Д.: Одинаково весят.
В.: Сейчас мы узнаем. Взвесим пластины одного размера, сделанные из металла и дерева. Оказывается, что они весят по - разному!
Д.: Дерево легче, а металл тяжелее.
В.: А если мы опустим металлическую и деревянную ложки в горячую воду, что нагреется сильнее?
Д.: Деревянная ложка, потому что она и так теплая.
В.: Сейчас мы это проверим с помощью опыта (опускаем ложки в горячую воду). Что чувствуете?
Д.: Металлическая ложка горячая, а деревянная теплая.
В.: Деревянная ложка нагревается не так сильно, а металлическая быстро
становится горячей. Вот сколько разных свойств металла и дерева сегодня
обнаружили. А теперь поиграем! (Физкультурная пауза).
В.: Поиграем в игру "Наоборот". Я называю одно качество, а вы называете
противоположное: шероховатое - гладкое, теплое - холодное, хрупкое -
прочное, горит - плавится, плавает - тонет.
В.: Пока мы играли, Гвоздь и Карандаш отправились в обратный путь в свою
сказочную страну. Шли они, шли - и вышли к речке. Обрадовался Карандаш:
сейчас вплавь через речку переберется. А Гвоздь призадумался, почему?
Д.: Он плавать не умеет, утонет, заржавеет.
В.: Как же быть: Гвоздь должен войти в реку, чтобы ее переплыть, и не должен входить, так как утонет.
Д.: Карандаш поможет - перевезет на себе.
В.: Перебрались друзья через реку на другой берег, устали, решили
отдохнуть, уху сварить. Как вы думаете, кто стал рыбу ловить, а кто
костер разводить?
Д.: Гвоздь стал костер разводить, он не боится огня, а Карандаш сгореть может, он за рыбой пошел, потому что плавать умеет.
В.: Сварили уху, семи обедать. Гвоздь достал свою любимую металлическую
ложку, а Карандаш - свою деревянную. И снова начали спорить: кто быстрее
съест, у кого ложка лучше?
Д.: Карандаш быстрее съел.
В.: Почему?
Д.: Деревянная ложка не нагревается так сильно, как металлическая, поэтому есть можно быстрее и не обжигаться.
В.: Как же помочь Гвоздю Гвоздовичу? Ложка должна быть металлической,
чтобы он ее не прокусил острым зубом, и не должна быть металлической,
чтобы он не обжигал руки?
Д.: Сама ложка металлическая, а ручка - деревянная!
В.: Отдохнули наши путешественники, и собрались дальше. А костер?
Д.: Надо потушить, а то может случиться пожар. Гвоздь потушит - он огня не боится!
В.: А как он будет тушить?
Д.: Он водой его зальет! Или песком засыплет.
Приложение №6.
Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ № 277
по теме "Воздух".
Цель: дать понятие о том, как можно обнаружить воздух, показать
некоторые свойства воздуха; вызвать интерес к исследовательской
деятельности; устанавливать простейшие связи; раскрыть значение воздуха в
жизни человека; учить изображать действия с воздухом, моделировать с
помощью ММЧ.
Материал: ширма, Незнайка, воздушные шары, весы, блюдце, стакан,
прозрачные стаканы с соломинками, полиэтиленовые пакеты на каждого
ребенка.
Ход занятия:
Незнайка: Здравствуйте ребята!
В.: Здравствуй, Незнайка. А мы с ребятами как раз читаем про твои приключения.
Н.: А вы читали, как мы путешествовали на воздушном шаре? Это я его придумал! Я вообще все знаю.
В.: Давайте проверим, не хвастается ли Незнайка. Как называется наша планета?
Н.: Земля.
В.: Правильно Незнайка ответил, ребята? А почему нашу планету называют голубой, когда смотришь на нее из космоса?
Н.: Нет, не знаю.
В.: Наша планета окружена воздушной оболочкой, поэтому ее называют голубой.
Н.: Воздух, воздух! А где этот ваш воздух? Ну где он, покажите мне его!
Д.: Мы его не видим, но он есть везде вокруг нас.
Н.: А я его не вижу, вижу только предметы: вот белый столб зеленые растения, разноцветные игрушки. А воздух, какой он?
Д.: Он бесцветный и прозрачный, через него ты видишь все предметы.
В.: Ребята, а как можно поймать невидимку - воздух?
Можно шарик надуть: в нем будет воздух. Его можно почувствовать, если помахать рукой.
В.: Возьмите полиэтиленовый пакет, скрутите его. Каким он стал? Почему?
Д.: Он стал выпуклым, его воздух раздул - он внутри пакета.
Н.: Интересно, а в окружающих предметах есть воздух?
Д.: Можно узнать. Опустить в воду игрушку. Когда купаешься в ванне и
опускаешь игрушку в воду, вода начинает булькать, появляются пузырьки.
В.: Давайте проверим, есть ли воздух в пустой бутылке (ребята опускают в
воду пустую бутылку). Почему вода не заполнила бутылку: Что вы видите?
Д.: В бутылке воздух, он выходит из нее, появились пузырьки.
В.: Убедился, Незнайка? Воздух окружает нас повсюду. Он прозрачный,
невидимый, но его можно обнаружить с помощью опытов. А как с помощью
маленьких человечков изобразить воздух? Какие это человечки? Дружные?
Д.: Нет, они не дружат, они убегают друг от друга.
В.: Давайте изобразим человечков воздуха. Они не держатся за руки,
стремятся убежать друг от друга, это бегущие человечки. Скажите, где они
живут в нашей группе?
Д.: В мяче, резиновой игрушке, пустом стакане, лампочке, плафоне, в шкафу, под кроватью, в пустом ведре.
В.: Молодцы. А давайте поиграем с воздухом. Надуйте свои шарики. Скажите, почему у Маши шарик большой, а у Кати маленький?
Д.: В большом шарике много человечков воздуха, а в маленьком - совсем немного.
В.: Отчего зависит величина шарика?
Д.: Маша сделала большой вдох, и шарик получился большой.
В.: Незнайка, а как ты думаешь, воздух имеет вес или нет?
Н.: Нет, он ничего не весит, он же такой легкий.
В.: Ребята, а как вы думаете? Давайте проверим, кто прав. Взвесим
надутый шарик и спущенный. Видишь, Незнайка, ребята были правы - воздух
имеет вес. Ребята, а что произойдет, если развязать шарик?
Д.: Воздух убежит из шарика (шарик поднести к детям - воздушная струя бьет в лицо, моделирование ММЧ).
В.: Из каких человечков состоит шарик?
Д.: Дружных.
В.: Что происходит, когда в шарик попадают человечки воздуха?
Д.: Шарик растягивается, увеличивается.
Н.: Зачем нужен воздух? Для того чтобы с ним играть?
Д.: С ним можно играть. Мы им дышим.
В.: Попробуйте закрыть рот ладошкой и не дышать. Что произойдет?
Д.: Можно задохнуться.
В.: Для жизни нам нужен воздух. Человек может прожить без пищи 5 недель,
а без воздуха 4 минуты. Мы дышим кислородом, который берем из воздуха, а
выдыхаем углекислый газ. Возьмите трубочку, опустите в стакан с водой и
подуйте. Что видите?
Д.: Воздух, который мы выдохнули, виден в воде в виде пузырьков.
В.: А кому еще нужен кислород?
Д.: Животным, птицам, насекомым.
Н.: Если все дышат кислородом, а выдыхают углекислый газ, почему кислород не кончается?
Д.: Кислород нам дают растения.
В.: К счастью, Незнайка, углекислый газ нужен растениям. Деревья, трава
ловят его, а возвращают кислород. Чем больше зелени вокруг, тем чище
воздух. Ребята, я положила на шкафы липкую ленту, давайте через лупу
посмотрим, что на ней есть. Что вы видите?
Д.: Пыль, соринки.
В.: Откуда они взялись?
Д.: Они были в воздухе.
В.: Пыльный, грязный воздух - это хорошо?
Д.: Нет, им трудно дышать и вредно: может голова заболеть, кашлять будешь.
В.: Как же быть, воздух должен быть пыльным, так как пыль летит ото
всюду, и не должен быть пыльным - таким воздухом трудно дышать?
Д.: Нужно чаще комнату проветривать, пыль протирать, убирать с помощью пылесоса.
В.: Как вы думаете, на улице чистый воздух?
Д.: Не всегда чистый: когда ветер в воздухе пыль поднимает - он становится грязным, а после дождя - чистым.
В.: Как можно бороться с пыльным воздухом?
Д.: Сажать деревья, машины поливают водой асфальт - моют его.
В.: Как быть: заводы и машины должны выбрасывать отработанный газ, и не должны, чтобы не загрязнять воздух?
Д.: Нужно на трубы поставить ловушки, чтобы вредные вещества не попадали в воздух.
В.: Правильно, но это дело взрослых. А мы с вами можем беречь деревья, следить за чистотой.
Н.: Спасибо вам, ребята! Я так много узнал - сегодня пойду и расскажу своим друзьям. До свидания!
Литература:
1. Бондаренко А.Н. Словесные игры в детском саду. - М., Просвещение, 1974 г. - 94 с.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., Просвещение, 1993 г.
3. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по
формированию системного мышления дошкольников. - Ульяновск, 1999 г.
4. Димитрова Т.В. Сто фантазий в голове. - Самара, СИПКРО, 1996 г.
5. Кудрякова И.Г., Кузнецова В.В. - Развитие интеллекта дошкольников
средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с
окружающим миром. - Саров, 1997 г.
6. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов - на Дону, изд - во Ростовского университета, 1993 г.
7. Павленко Л.Ф. Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы. - Ульяновск, ИПКиПРО, 1993 г.
8. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: учебник для 7 класса средней школы. - М., Просвещение, 1993 г.
9. Плешаков А.А. Зеленый дом. - М., Просвещение, 1997 г.
10. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. - М., Просвещение, 1992 г.
11. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. - Ульяновск, 1996 г.
12. Сидорчук Т.А. Истории про… - Самара, ИПК, 1994 г.
13. Сикорук Л.А. Физика для малышей. - М., Педагогика, 1979 г.
14. Страунинг А.М. Методы активизации мышления дошкольников. - Обнинск, 1997 г.
15. Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет. - С. - Пб., Питер, 1996 г.
16. Шалаева Г.А. Все обо всем. - М., Компания "Ключ - С", 1994 г.
http://www.trizminsk.org/e/26008_3.htm
|
Просмотров: 2584 |
Добавил: i_elf
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|