Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся
Чурикова Маргарита Анатольевна, учитель биологии
Статья отнесена к разделу:
Преподавание биологии
Для организации образовательной
деятельности применяются как традиционные, так и
новые технологии. Один из них – метод проектов.
Поскольку в моей практике применялись только
элементы этого метода, не было системы работы,
естественно было использовать тиражируемый
опыт.
В статье Натальи Васильевны
Николаевой "Образовательные квест-проекты как
метод и средство развития навыков
информационной деятельности учащихся”
говорится о том, что глобальная информатизация
общества будет одной из доминирующих тенденций
цивилизации XXI века. Перед системой образования
встает проблема подготовки подрастающего
поколения к самостоятельному принятию решений и
ответственному действию, к жизни и
профессиональной деятельности в высокоразвитой
информационной среде, эффективному
использованию ее возможностей и защиты от
негативных воздействий.
Но, как предметник, вижу задачу шире –
используя информационную среду, формировать
предметные и межпредметные компетентности. При
использовании компьютерных квест-проектов
привлекает, то, что существуют, по крайней мере,
два результата. Первая составляющая оценки
результата это, собственно, та видимая часть,
которая и является выполненным квест-проектом.
Причем оценивается не объем освоенной
информации (что изучено), а ее применение в
деятельности (как применено) для достижения
поставленной цели. Второй же результат – это
педагогический эффект от включения школьников в
"добывание знаний” и их логическое применение,
то есть включение их в информационную
деятельность. [1]
В той же статье Н.В. Николаевой,
предлагается использовать квест– проекты,
поскольку они могут быть организованы не только
средствами Web-технологий, но и средствами других
информационных технологий (среде текстового
процессора Word, электронных таблиц Excel).
Преимуществом квест-проектов является
использование активных методов обучения.
Квест-проект может быть предназначен
как для групповой, так и для индивидуальной
работы.
Это действительно удобно и с точки
зрения организации разноуровневой работы детей
с разными стартовыми возможностями.
Учащиеся самостоятельно определяя
проблему, над которой будут работать, определяют
для себя психологически оптимальный
индивидуальный темп, направление и объём работы.
Для организации эффективной работы
учащихся необходимо прописать алгоритм (фрагмент
памятки по созданию квест-проекта).
Образовательный этап проводится с
опорой на разработанную систему учебных
элементов, проверка осуществляется с помощью
системы трехуровневых компетентностно –
ориентированных заданий.
(Образец проверки – КОЗ http://moodle.cross-ipk.ru/mod/forum/discuss.php?d=15060
Индивидуальный темп работы позволяет
усилить педагогическое сопровождение каждого
ученика. Учитель выступает в роли консультанта,
помогает сформулировать проблему, но не даёт
готовых ответов, является тьютором. При
формулировании противоречий используется
технология СДО. (Подробности на сайте http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?member=304457)
Опыт применения квест-проекта в
образовательной деятельности учащихся был
проанализирован в проектно-исследовательской
работе "Образовательные квест-проекты как метод
и средство формирования экологического
мышления” (авторы – Р. Горохов, А. Перфилова, 11
класс МОУ СОШ№ 6 г. Ачинска)
Для групп учащихся авторами был
разработан сценарий, в котором определены цели и
задачи для каждой роли, отчеты оформлены в виде
веб-страниц с видео – текстовыми приложениями и
др. Для работы составлен список информационных
ресурсов.
Поскольку авторы решили использовать
веб-квест для формирования экологического
мышления, то для оценки уровня его
сформированности, была разработана методика
тестирования на основе критериальных признаков
экологического мышления, указанных в работе
Поляруш А.А. "Организация учебного процесса по
формированию экологического мышления
школьников на основе диалектического
подхода”.[2]
Следующим этапом стало создание
веб-квеста.
Веб-квест "Остромордая лягушка” (http://shkola6.edusite.ru:15888/quest/p1aa1.html)
создан на основе программы "Конструктор
школьных сайтов”. Были созданы страницы:
- главная;
- введение;
- сценарий;
- роли;
- этимолог;
- таксономист;
- развитие головастиков;
- батрахолог;
- патенты;
- физиолог;
- физик [5];
- эколог;
- мифология;
- памятники лягушкам;
- прецедент Киотского протокола;
- Всемирная хартия природы;
- для эрудитов;
- о сайте;
- Лягушка-путешественница;
- источники информации;
- вывод;
- знаете ли вы.
Удобная навигация осуществляется за
счет двух видов меню: вертикального и
горизонтального. В горизонтальном меню
расположены: "главная”, "знаете ли вы”,
"памятники лягушкам”, "о сайте”. Остальные
страницы расположены в левом вертикальном меню и
часть (для удобства навигации) – в подменю. Для
оформления отчетов экспертов использовалась
информация из научной, методической,
научно-популярной литературы, фотографии из
Интернет, фото, видео материалы, сделанные
ученицей МОУ СОШ № 6 Морозовой В.
Для ознакомления с квестом создано
электронное пособие.
Поскольку авторы решили использовать
веб-квест для формирования экологического
мышления, то для оценки уровня его
сформированности авторами были разработаны
вопросы для мониторинга. [Приложение
3] Так же он проводился с целью выяснения
положительных и отрицательных аспектов этого
метода обучения (в разных возрастных группах – 6,
7, 9, 11 классы).
Так же были разработаны субтесты для
проведения мониторинга сформированности
экологического мышления.
Представленный веб-квест вызвал у всех
школьников больший интерес.
Вследствие проделанной работы авторы
выяснили, что применение образовательных
квестов как средство формирования
экологического мышления позволяет:
- развивать навыки информационной деятельности
человека;
- формировать положительное эмоциональное
отношение к процессу познания, повысить
мотивацию обучения, качество усвоения по
образовательному курсу экологии;
- развивать творческий потенциал у школьников;
- формировать общеучебные умения овладения
стратегией усвоения учебного материала;
- позволяет углубить знания по экологии нашего
региона;
- формулировка и разрешение противоречий дает
навыки решения конкретных проблем.
Однако отмечается недостаток
веб-квестов: большой объем работы затрудняет
применение квеста для широкой практики.
Старшеклассники предложили разным
группам дать разные объекты и провести
конференцию. Это позволит за один объем времени
получить больше знаний и информации.
Квест-проекты активно применяются при
обучении в рамках образовательного курса
"Репродуктивное здоровье”. http://bio.1september.ru/index.php?year=2008&num=15
Предполагается, что этот курс по
выбору способствует формированию у учащихся
осознанного отношения к репродуктивному
здоровью, исключению факторов риска,
интегративности знаний, пониманию их
практического применения.
Положительными сторонами такой формы
предмета по выбору является то, что ученик
приобретает дополнительные возможности,
осваивая методику проектирования и работая в
проектах:
- он учится выходить за рамки содержания и форм
представления учебного материала
преподавателем;
- получает дополнительную возможность
профессиональной экспертизы своих творческих
способностей и умений;
- учится использовать информационное
пространство сети Интернет для расширения сферы
своей творческой деятельности;
- имеет возможность сравнивать свой творческий
продукт с работами других участников проекта,
может найти адекватную для себя творческую
среду, образовательное пространство, в которой
его возможности реализуются в большей степени.
Веб-квест объединяет результаты детей,
служит учебником, организуется интерактивный
диалог, как следствие, происходит повышение
мотивации к обучению, развитие творческих
способностей школьников.
Накоплен положительный опыт
использования технологии создания
квест-проектов экологической направленности для
подготовки учеников-тьюторов в рамках проектов
"Зелёный дозор” и "Гео-декор”.
Список литературы
- Николаева Н.В. "Образовательные квест-проекты
как метод и средство развития навыков
информационной деятельности учащихся”.
- Поляруш А.А. "Организация учебного процесса по
формированию экологического мышления
школьников на основе диалектического подхода”
Новосибирск, 2000 г.
|