Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.09.2024, 14:28

НеПотеряйка

Меню сайта
Наш опрос
Что для Вас "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дневник

Главная » 2013 » Сентябрь » 10 » Литография
Литография
09:35

Литография

 ЛИТОГРА́ФИЯ (от греч. lithos — "камень" и grapho — "пишу, черчу") — разновидность печатнойграфики, основанная, в отличие от гравюры, на технике плоской печати. Поверхность специального литографского камня (род плотного известняка) обрабатывается литографским (жировым)карандашом либо жирной тушью — художник может рисовать по камню кистью или пером. После травления поверхности камня смесью азотной кислоты, воды, гуммиарабика (или декстрина) рисунок смывают. Затем с помощью валика на увлажненный камень наносят типографскую краску, которая ложится только на непротравленные (зажиренные) участки, что в точности соответствует рисунку, сделанному художником. Оттиски печатают на специальном литографском станке. Технику литографии случайно изобрел немецкий литератор-любитель Йоханн Алоиз Зенефельдер (1771—1834) в 1798 г. В 1796—1800 гг. Зенефельдер владел маленькой типографией в Мюнхене, затем работал в Вене, с 1806 г. — снова в Мюнхене. По одному из рассказов, Зенефельдер по рассеянности записал счет, который ему прислали из прачечной, на камне и затем понял, что запись можно тиражировать. Спустя годы изобретатель опубликовал сочинение "Точное руководство печатания на камне" (Vollständiges Lehrbuch der Steindruckerey, 1818), частично переведенное на русский язык в 1819 г. (рис. 94). Последователями Зенефельдера были: в Германии — Н. Штрикснер, во Франции — Г. Энгельманн. Ученик Зенефельдера Ж.-Р. Лемерсье (1803—1887) стал впоследствии лучшим парижским литографом. Техника печати на камне была известна и до Зенефельдера, но именно им она была усовершенствована и оказалась пригодной для репродукционных целей (вначале использовалась для тиражирования рукописей и нотных записей). При травлении кислотой литографский камень приобретает некоторую рельефность, но она не играет существенной роли в технологическом процессе. Поэтому литографию не следует относить к гравюрным техникам. Литография дешевле гравюры на металле. Один и тот же камень значительной толщины можно перешлифовывать и использовать многократно для новых рисунков. При шлифовании камней, положенных один на другой, песком и водой образуется характернаяфактура — "корешок", который можно варьировать (в зависимости от количества шлифовального песка). Работа по такой фактуре является отличительным признаком литографской техники. При заливках тушью и рисовании пером корешок делают тоньше либо убирают совсем. Техникаразмывки называется литотинто. Художник может также рисовать не на камне, а на специальнойбумаге — корнпапире, с которой рисунок механически, под давлением, переводят на камень для печати. Рисование на заменяющей камень более легкой цинковой или алюминиевой пластине называется альграфией. В литографской технике возможны переделки, исправления соскребаниемштрихов и линий, работа "от черного к белому", наподобие черной манеры в меццо-тинто, сочетания разных приемов: штриха, линий пером, заливок кистью, проскребаний, разбрызгивания туши, "сухой кисти". Цветную литографию (при печати с нескольких камней, по числу красок) именуют хромолитографией (см. также венка; жиллотаж). Сам Зенефельдер называл свою технику "химической типографией". Литография — самая свободная, живописная графическая техника, наиболее близкая к непосредственному рисованию. Ее выразительность заключена в контрастахфактуры штриха, светлых и темных пятен, широких "заливок", нюансах тональных градаций. Вначале эта техника, скованная задачами репродуцирования живописных картин, не имела развития, но в дальнейшем, в первой трети XIX в., в связи с эстетикой Романтизма, литография оказалась актуальной. Мерцающие тени, вспышки света, динамичность штриха, глубина тонаоказались созвучными романтическим представлениям о красоте формы. Литография стала незаменимой в области журнальной графики, карикатуры, плаката. В технике литографии работали Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни. С 1866 г. возможности цветной литографии для уличных афишоткрыл французский художник Жюль Шере (1836—1933). Яркие и броские афиши театров, кабаре, танцевальных залов буквально расцветили серые улицы Парижа. В технике литографии увидел новые возможности и Анри де Тулуз-Лотрек (1864—1901). В его стиле соединились гротеск, "японизмы", пластика линий, декоративность фактуры и цветного пятна (см. постимпрессионизм) (рис. 95, 96).

 


Яндекс.Словари ›

Просмотров: 620 | Добавил: i_elf | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск по сайту
Google Scholar

Мои сайты
  • Создать сайт
  • Творческий учитель
  • Сайт ООАКМР
  • Школьный сайт
  • Информатика учебник (будет)
  • Математические основы информатики
  • РоЖдЕнИе ИдЕи
  • ВиРтУаЛьНыЙ мУзЕй
  • О тебе и обо мне

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz