Литография
ЛИТОГРА́ФИЯ (от греч. lithos — "камень" и grapho —
"пишу, черчу") — разновидность печатнойграфики, основанная, в отличие
от гравюры, на технике плоской печати. Поверхность специального литографского
камня (род плотного известняка) обрабатывается литографским (жировым)карандашом
либо жирной тушью — художник может рисовать по камню кистью или пером. После
травления поверхности камня смесью азотной кислоты, воды, гуммиарабика (или
декстрина) рисунок смывают. Затем с помощью валика на увлажненный камень
наносят типографскую краску, которая ложится только на непротравленные
(зажиренные) участки, что в точности соответствует рисунку, сделанному художником.
Оттиски печатают на специальном литографском станке. Технику литографии
случайно изобрел немецкий литератор-любитель Йоханн Алоиз Зенефельдер
(1771—1834) в 1798 г.
В 1796—1800 гг. Зенефельдер владел маленькой типографией в Мюнхене, затем
работал в Вене, с 1806 г.
— снова в Мюнхене. По одному из рассказов, Зенефельдер по рассеянности записал
счет, который ему прислали из прачечной, на камне и затем понял, что запись
можно тиражировать. Спустя годы изобретатель опубликовал сочинение "Точное
руководство печатания на камне" (Vollständiges Lehrbuch der
Steindruckerey, 1818), частично переведенное на русский язык в 1819 г. (рис. 94).
Последователями Зенефельдера были: в Германии — Н. Штрикснер, во Франции — Г.
Энгельманн. Ученик Зенефельдера Ж.-Р. Лемерсье (1803—1887) стал впоследствии
лучшим парижским литографом. Техника печати на камне была известна и до
Зенефельдера, но именно им она была усовершенствована и оказалась пригодной для
репродукционных целей (вначале использовалась для тиражирования рукописей и нотных
записей). При травлении кислотой литографский камень приобретает некоторую
рельефность, но она не играет существенной роли в технологическом процессе.
Поэтому литографию не следует относить к гравюрным техникам. Литография дешевле
гравюры на металле. Один и тот же камень значительной толщины можно
перешлифовывать и использовать многократно для новых рисунков. При шлифовании
камней, положенных один на другой, песком и водой образуется характернаяфактура
— "корешок", который можно варьировать (в зависимости от количества
шлифовального песка). Работа по такой фактуре является отличительным признаком
литографской техники. При заливках тушью и рисовании пером корешок делают
тоньше либо убирают совсем. Техникаразмывки называется литотинто. Художник
может также рисовать не на камне, а на специальнойбумаге — корнпапире, с
которой рисунок механически, под давлением, переводят на камень для печати.
Рисование на заменяющей камень более легкой цинковой или алюминиевой пластине
называется альграфией. В литографской технике возможны переделки, исправления
соскребаниемштрихов и линий, работа "от черного к белому", наподобие
черной манеры в меццо-тинто, сочетания разных приемов: штриха, линий пером,
заливок кистью, проскребаний, разбрызгивания туши, "сухой кисти".
Цветную литографию (при печати с нескольких камней, по числу красок) именуют
хромолитографией (см. также венка; жиллотаж). Сам Зенефельдер называл свою
технику "химической типографией". Литография — самая свободная,
живописная графическая техника, наиболее близкая к непосредственному рисованию.
Ее выразительность заключена в контрастахфактуры штриха, светлых и темных
пятен, широких "заливок", нюансах тональных градаций. Вначале эта
техника, скованная задачами репродуцирования живописных картин, не имела
развития, но в дальнейшем, в первой трети XIX в., в связи с эстетикой
Романтизма, литография оказалась актуальной. Мерцающие тени, вспышки света,
динамичность штриха, глубина тонаоказались созвучными романтическим
представлениям о красоте формы. Литография стала незаменимой в области
журнальной графики, карикатуры, плаката. В технике литографии работали Э.
Делакруа, О. Домье, П. Гаварни. С 1866 г. возможности цветной литографии для
уличных афишоткрыл французский художник Жюль Шере (1836—1933). Яркие и броские
афиши театров, кабаре, танцевальных залов буквально расцветили серые улицы
Парижа. В технике литографии увидел новые возможности и Анри де Тулуз-Лотрек
(1864—1901). В его стиле соединились гротеск, "японизмы", пластика
линий, декоративность фактуры и цветного пятна (см. постимпрессионизм) (рис.
95, 96).
Яндекс.Словари ›
|