Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.09.2024, 20:27

НеПотеряйка

Меню сайта
Наш опрос
Что для Вас "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

Дневник

Главная » 2013 » Ноябрь » 2 » Методика Организации Научного Общества учащихся
Методика Организации Научного Общества учащихся
23:08

Методика Организации Научного Общества учащихся

E-mail Печать PDF

Методика

Организации Научного Общества учащихся

в общеобразовательной школе (секция краеведения)

В последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, заполнение ниши, образовавшейся после деилогизации образовательного процесса. С другой стороны, это насущная необходимость и диктуется она потребностями общества создавать условия для становления гражданина своего отечества, человека, бережно относящегося к окружающему его миру, понимающего его ценности.

Наш город, совершивший в ХХ веке прыжок от небольшого уездного городка к одному из крупнейших городов России с численностью более одного миллиона жителей, с соответствующими такому мегаполису центрами культуры и науки, предоставляет достаточные возможности  для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, для эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Это возможно как через использование различных отдельных видов краеведческой деятельности, так и через их совокупность.

В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к поисковой исследовательской деятельности. Этому способствуют научные общества учащихся (НОУ). Город Челябинск является родиной НОУ. Первые общества появились в декабре 1963 года, на первой конференции было представлено всего шесть секций. В 1999 году областная конференция НОУ объединила 1500 учащихся области, научные интересы которых распределились по 78 секциям, 40 из них носили гуманитарное направление: философия, социология, всеобщая история, история России, журналистика, археология, искусствоведение и, конечно же, краеведение. Численность учащихся, желающих представить свои исследования на секции истории Урала, неуклонно возрастает. По этой причине в последние годы областные ежегодные конференции  НОУ организуют работу нескольких секций краеведческого направления.

Интерес учащихся к данному виду деятельности, несомненно, связан с требованиями времени, с реализацией интересов учащихся в какой-либо области и со стремлением получить качественную подготовку к поступлению в высшие учебные заведения.

Цели школьного НОУ органично совпадают с интересами учащихся - это:

  • выявление  учащихся, способных к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
  • привлечение учащихся к научной и исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследования;
  • содействие в профессиональной ориентации учащихся;
  • самовоспитание у учеников целеустремленности и системности в учебной, настоящей и предстоящей трудовой деятельности;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.

В нашей школе Научное общество учащихся существует с 1994 года и основу его составляют учащиеся, тематика исследований которых связана с историей родного края.

Особенность исторического краеведения состоит в том, что учащийся непременно попадает в положение исследователя, а это имеет огромный воспитательный эффект - формирует у учащегося уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску, постижение навыков исследовательской работы и умения их применять в дальнейшей жизни. Для школьного уровня, возможно, более важным являются не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, т.к. краеведческие объекты или темы, как правило, являются малоизученными - особенно история отдельных населенных пунктов, предприятий, учреждений, что создает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учащихся. Помимо этого изменения, произошедшие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, обновление его содержания, процесс "открытия" архивов - делают исследования краеведческой тематики актуальными, интересными, значимыми.

Наиболее распространенными направлениями изучения родного края являются:

- историко-краеведческое;

- туристско-краеведческое;

- архитектурно-краеведческое;

- социально-экономическое краеведение;

- культурологическое краеведение.

Деятельность школьного НОУ выстраивается в соответствии с этими направлениями.

Важнейшим условием организации исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного своевременного управления данным процессом. В нашем общеобразовательном учреждении управление научной деятельностью учащихся осуществляется школьным Научно-методическим советом во главе с заместителем директора по научно-методической работе и предметными методическими объединениями-кафедрами в соответствии с Положением о научной деятельности в МОУ СОШ № 59.

Школьный Научно-методический совет на своих заседаниях дает оценку организации научно-исследовательской деятельности учащихся в школе, принимает рекомендации по обобщению опыта и совершенствованию научной деятельности, организации выполнения ученических исследовательских работ и использованию их результатов в учебно-воспитательном процессе.

Заместитель директора по научно-методической работе осуществляет:

  • общее руководство научной деятельностью, планирование, организацию и контроль выполнения ученических исследовательских работ и применение их результатов в учебно-воспитательном процессе школы;
  • рассмотрение и реализацию предложений школьного научно-методического совета и предметных методических объединений-кафедр по развитию и совершенствованию научной деятельности;
  • рассмотрение и утверждение кандидатур руководителей и исполнителей ученической исследовательской работы, рабочих программ и отчетов по исследовательской деятельности;
  • проведение методической работы с руководителями методических объединений-кафедр и с руководителями ученических исследовательских работ;
  • организацию взаимодействия и оказание методической и материально-технической помощи НОУ.

Предметные методические объединения-кафедры на своих заседаниях рассматривают и принимают рекомендации по назначению руководителей и определению исполнителей ученической исследовательской работы, выбору тематики, составлению рабочих программ и отчетов о выполненных научных исследованиях учащимися и реализации их результатов.

Вопросы оплаты труда и поощрения руководителей ученической исследовательской работы рассматриваются администрацией школы по представлению Научно-методического совета.

Непосредственное руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся является одним из ключевых моментов в организации НОУ в общеобразовательной школе. Школьный учитель должен стать достойным научным руководителем учащихся, проявивших интерес к изучению родного края, несмотря на то, что в существующих программах педагогических вузов практически не представлены курсы, позволяющие обучить будущего педагога общим основам организации исследовательской работы учащихся и специфике краеведческого исследования.

Непосредственное руководство научной деятельностью учащихся осуществляют высококвалифицированные и опытные педагоги школы, а так же специалисты и научные работники, привлекаемые к руководству над исследовательскими работами учащихся извне. За помощью различного уровня - от руководства над работой до консультаций по наиболее сложным и узкоспециальным вопросам в области краеведения, школа обращается к преподавателям высших учебных заведений (ЧГУ, ЧГПУ), сотрудникам Центра историко-культурного наследия г. Челябинска, работникам музеев, специалистам архивов города и т.д.

В целом обязанности руководителя ученической исследовательской работы сводятся к следующему:

  • составление примерного перечня тем на основе анализа степени изученности тех или иных вопросов из жизни родного края;
  • выбор тем ученических исследовательских работ при участии и одобрении ее исполнителями;
  • составление рабочих программ исследований;
  • текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование исполнителей и контроль выполнения ими основных этапов написания исследовательских работ;
  • методическая и организационно-техническая помощь в составлении отчетов об ученической исследовательской работе, изготовление наглядных пособий;
  • применение результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе при проведении классных и внеклассных занятий;
  • методическая помощь исполнителям исследовательских работ при их подготовке к участию в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;
  • оказание практической помощи исполнителям в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей научной деятельности.

Сущность исследовательского метода и его применение при изучении родного края рассматривалась и рассматривается известными российскими учеными-дидактами постоянно. По мнению М.Н. Скаткина "исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположения (гипотезу), определяют способ ее проверки, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, классифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты. Здесь достигается наибольшая самостоятельность мысли учащихся" . (Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971, с.129)

Таким образом, сущность исследовательского метода при изучении родного края фактически сводится к ознакомлению и усвоению учащимися методов современной исторической науки и методов самостоятельного познания общественных явлений и процессов.  Для исследовательского метода характерны атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли.

Осваивая и применяя исследовательский метод, учащиеся становятся соучастниками творческого процесса. Конечно, их творчество не совершит переворота в науке (пока), но они самостоятельно повторяют путь, пройденный учеными и наукой в целом.

Отождествлять исследовательскую деятельность ученых и учащихся, не представляется возможным, но ведь и выдающиеся ученые в свое время начинали с малого.

Организацию научно-исследовательской работы учащихся в общеобразовательной школе следует выстраивать через несколько этапов. В нашей школе выделяются следующие этапы:

I - подготовительный (3-7 классы)

II - развивающий (8-9 классы)

III - исследовательский (10-11 классы)

Первый, подготовительный этап, предполагает формирование практических навыков научной организации труда: обучение работе с учебником и словарями, приобретение навыков быстрого чтения, вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности и т.п., а также формирование познавательного интереса к различным аспектам развития родного края и выявление способных к творчеству учащихся.

Второй, развивающий этап, предполагает совершенствование навыков научной организации труда, активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, расширение их кругозора. Важнейшую роль на данном этапе играет деятельность школьных внеклассных объединений: туристско-краеведческого клуба, исторического клуба "Память", музейной группы, а также влияние специализированного курса для учащихся девятых классов "Архивное делопроизводство. Документоведение" (102 часа), на занятиях которого учащиеся осваивают специфику работы с первоисточниками, знакомятся с деятельностью и функциями архивов. Учащиеся 8-9-х классов при желании вступают в Научное общество учащихся, где вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности.

Третий, этап исследовательский является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, на котором ведется разработка общешкольных тем, индивидуальных проектов в рамках краеведческой секции НОУ.

Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность данной работы. Учащиеся старших классов могут проводить беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников, они могут также стать для малышей экскурсоводами в школьном музее и в загородных поездках. Важнейшую роль в плане преемственности играют отчетные заседания НОУ, на которых в театрализованной форме происходит "передача эстафеты" научной деятельности ноушат-выпускников последующим поколениям.

Начиная работу по организации НОУ в общеобразовательной школе, следует помнить о факторах успешности научно-исследовательской деятельности учащихся.. Успех исследований зависит прежде всего от следующих факторов:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой;
  • добровольность выбора темы  учащимся, т.к. только та тема может быть любимой, а следовательно, и хорошо выполненной, к которой у учащегося проявляется интерес;
  • максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования;
  • компетентное, заинтересованное руководство преподавателя ученической исследовательской работой;
  • учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования;
  • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы в учебно-воспитательном процессе и на краеведческом уровне;
  • системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу.

Безусловно, важную роль для успешности занятий научной работой играет разработка образовательным учреждением нормативных документов. Основными из них являются: "Положение о Научном обществе учащихся" , в котором рассматриваются общие положения, задачи НОУ, содержание и формы работы, структура и организация работы НОУ, возможность участия в нем и права участников (см. Приложение); "Положение об ученической исследовательской работе", характеризующее ее специфические особенности и  закрепляющее требования к ней. Учащиеся - исполнители ученической исследовательской работы имеют право:

  • выбрать тему в соответствии со своими интересами;
  • использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;
  • получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей и научных консультантов ученической исследовательской работы;
  • свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом;
  • представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для получения зачета или оценки по соответствующему предмету, а также представлять к защите исследовательскую работу на итоговой аттестации в выпускных классах.

Вместе с тем к исполнителям ученической исследовательской работы предъявляется и ряд обязанностей:

  • выполнение исследования в соответствии с требованиями утвержденными в образовательном учреждении;
  • соблюдение графика работ в соответствии с рабочей программой исследования;
  • соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения, а также вспомогательных учреждений (библиотек, архивов, музеев и т.п.)

В заключении считаем необходимым дать некоторые рекомендации педагогам, которые только приступают к созданию школьного научного общества:

1. необходимо составить программу, наметить цели функционирования НОУ, отобрать приемлемые методы и формы организации работы учащихся;

2. следует четко обозначить функциональные обязанности по управлению НОУ и по руководству ученической исследовательской работой;

3. следует выделить этапы в организации научно-исследовательской работы учащихся школы;

4. необходимо разработать соответствующие нормативные документы и выработать единые требования к ученической исследовательской работе;

5. следует укрепить материально-техническую базу (создать видеотеку, библиотеку по краеведению), постоянно находиться в курсе значительных научно-краеведческих мероприятий, выпуска новых книг.

Результаты не замедлят себя ждать.

Просмотров: 2530 | Добавил: i_elf | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск по сайту
Google Scholar

Мои сайты
  • Создать сайт
  • Творческий учитель
  • Сайт ООАКМР
  • Школьный сайт
  • Информатика учебник (будет)
  • Математические основы информатики
  • РоЖдЕнИе ИдЕи
  • ВиРтУаЛьНыЙ мУзЕй
  • О тебе и обо мне

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz