Методики раннего развития Монтессориразные методики
Оригинальные методики раннего развития Монтессори одна из наиболее мягких, но при этом очень эффективная система гармоничного формирования личности ребенка.
Большинство родителей уже не ставит вопрос о том, стоит ли заниматься раннем развитием
детей , так как современное общество с каждым днем требует от человека
развития все большего числа способностей, навыков и умений, которые
гораздо проще развиваются в раннем детстве. Но современные родители
зачастую опасаются перегрузить ребенка, навредить ему.
Мария Монтессори - удивительная женщина, целиком посвятившая свою
жизнь детям, родилась в Италии в середине 19 века и была первой в
истории этой страны женщиной-доктором медицины. Ее называли пророком,
главным реформатором педагогики 20 века. Методика раннего развития Монтессори родилась из живого наблюдения за детьми, их возрастными особенностями и потребностями.
Мария Монтессори создала педагогическую систему, которая состоит из
трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы
стоит ребенок, вокруг него создается специальная среда, в которой он
живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок упражняет свои
физические функции, плавание, формирует моторные
и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный
опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления,
приобретает знания на собственном опыте.
Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.
Основа методики развития Монтессори, ее девиз: "помоги мне это сделать
самому". Монтессори - материал привлекает ребенка тем, что
соответствует его естественным желаниям в том или ином возрасте.
Монтессори заметила, например, что дети 2-3 лет любят вставлять предметы
в разные отверстия, и создала целую серию игр, основанных на этом
стремлении, развивающих моторику ребенка, его мышление (это рамки и
вкладыши, цилиндры на подставках, другие материалы). Весь Монтессори -
материал построен так, что ребенок может сам контролировать свои ошибки.
Учителю нет нужды указывать ребенку на его ошибки, тем самым у ребенка
не ущемляется чувство собственного достоинства, он уверен в своих силах.
Ребенок учиться работать с материалами сам и во взаимодействии с
другими детьми в группе. Причем, он может свободно выбирать, как он
сейчас будет себя вести, чем заниматься. Может выбирать род
деятельности.
Методика развития Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине
безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному
усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом,
географией или чтением, постирать или посадить цветок.
Но - свобода каждого человека заканчивается там, где начинается
свобода другого. Этот ключевой принцип современного демократического
общества был воплощен в жизнь выдающимся педагогом и гуманистом почти
столетие назад, когда "большой мир" был еще ох как далек от демократии в
нашем понимании этого слова. Поэтому даже двух-трехлетние дети в
Монтессори-садике отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться,
когда другие дети погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно
должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой
грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься.
В Монтессори-школе нет традиционного деления на классы: в одной
группе занимаются дети разного возраста. Новички, впервые придя в школу,
легко усваивают принятые здесь правила поведения, глядя на старожилов.
Умудренные опытом старшие учат младших, как правильно играть в
дидактические игры, показывают им буквы, помогают. Да-да! В этой
удивительной школе дети САМИ учат друг друга! А что же делает учитель?
Он пристально наблюдает за группой и подключается лишь тогда, когда
кто-то из детей обращается к нему за помощью или испытывает серьезные
затруднения в работе.
Комната, в которой располагается монтессори-класс, разбит на пять зон
в которых сгруппирован тематический материал. В зоне практической жизни
ребенок учится обслуживать себя и других. Здесь можно по-настоящему
постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым
ножом овощи для салата, почистить ботинки настоящим гуталином. В зоне
сенсорного развития, ребенок учится различать предметы по определенным
признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения,
зрение, слух, обоняние. В математической зоне, как нетрудно догадаться,
находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и
связи его с символом, научиться выполнять математические операции. В
языковой зоне дети учатся чтению и письму. И, наконец, остается зона,
которую чаще всего называют "космической". Здесь ребенок может получить
первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии
явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.
В методики раннего развития Монтессори-все материалы
удивительно конкретны и наглядны и позволяют ребенку не просто принимать
на веру слова учителя, а на основании собственного опыта убеждаться,
что в сотне десять десятков, а дважды два - и в самом деле четыре, а
Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
Огромное внимание методика раннего развития Монтессори уделяла
обучению детей навыкам самообслуживания, справедливо полагая, что
ребенок, умеющий ловко зашнуровать собственные ботинки, застегнуть
курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный
опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы,
которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.
Можно было бы сказать еще немало хороших и добрых слов в адрес
великого педагога и гуманиста Марии Монтессори и ее методике раннего
развития. Но нам бы хотелось, все-таки, остановиться и на минусах,
которые, как это ни прискорбно, есть и в этой системе.
Главный минус заключается в том, что методика раннего развития Монтессори, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику рук,
то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие,
практически не уделяет внимание "творческому" правому полушарию,
которое, в отличие от левого, познает мир целостно.
В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные
творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими
интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его.
Конечно, в отличие от вальдорфской системы, здесь нет такого тотального
идеологического контроля, но у детей, занятых развивающими
интеллектуальными играми практически не остается времени для банальных
кукол и пряток.
А ведь на самом деле - и это убедительно доказывают все авторитетные
педагогические и психологические исследования последнего столетия - без
ролевой игры невозможно не только нормальное эмоциональное, но и
интеллектуальное развитие ребенка.
Столь же решительно отвергает методика раннего развития ребенка-
Монтессори и детское художественное творчество, в частности, рисование,
Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов методики развития
Монтессори в России: "Никто не обращает внимание на то, что возможно
рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному
и восхищающие всех "каляки-маляки" всего лишь свидетельство
определенного уровня мышечного и духовного хаоса." Дальше все тот же
автор пишет: "Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в
фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем,
встающих перед ребенком в жизни. Если этот мир не связан с реальностью,
то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному
творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает, как
средство работы над реальностью". Думается, комментарии здесь излишни…
Непростая ситуация складывается и с чтением, предметом, которому,
казалось бы, в методике развития Монтессори уделяется столько внимания.
Если в вальдорфских детских садах волшебные сказки - это единственные
литературные произведения, которые разрешено читать детям, то методика
раннего развития Монтессори, хотя напрямую и не отрицает художественную
литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что "в сказках
содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и
в этом смысле они полезны для раннего развития ребенка". Любая
деятельность, в том числе, и чтение, по мнению методики раннего развития
Монтессори, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать его
речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь
бойко складывать буквы в слова и быть читателем - это отнюдь не одно и
тоже. При таком отношении к книге, ребенок никогда не научится тому
главному, для чего вообще пишется и читается художественная литература:
искусству сопереживания, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и
героями читаемого текста. В результате, ребенок при всем своем уме
рискует вырасти эмоционально неразвитым "сухарем-знайкой".
Не стоит сбрасывать со счетов и то, что система методики раннего
развития ребенка Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не
всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно
замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный ребенок, которому трудно
регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет
чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство
воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система методики развития
Монтессори и детям творчески одаренным детям, у которых доминирует
правое полушарие: помимо того, что здесь их уникальные способности не
будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который
предлагает Мария Монтессори, им абсолютно чужд и непонятен.
Но все же, безусловные плюсы методики раннего развития Монтессори
очевидны и доказаны временем. И хотя эта методика, рассчитана, в первую
очередь, на обучение в детском саду и школе, очень многое из опыта
Монтессори-педагогики с успехом можно использовать и в домашнем
воспитании. Существует немало рекомендаций, как организовать развивающую
среду в домашних условиях, в какие игры с водой, песком, глиной можно
играть. Знаменитые Рамки и Вкладыши Монтессори на протяжении многих лет
остаются хитом продаж в магазинах развивающих игр.
И все же, думается, главное даже не это. Вспомним ключевое слово
методики раннего развития Марии Монтессори: "свобода", свобода
мыслящего, образованного человека, умеющего отвечать за себя и свои
поступки, человека, уважающего и право других людей на такую же степень
свободы.
Прочитайте внимательно труды великой Монтессори и попробуйте увидеть
своего ребенка ее глазами: он уникален и неповторим; он наделен от
природы безграничными возможностями и жаждой познания, и задача любящих
мудрых родителей - уважать право ребенка быть самим собой, ежедневно и
ежечасно создавать для него развивающую среду, в которой он мог бы
удовлетворить свою любознательность, мягко и тактично направляя кроху на
пути познания, полном радостных открытий и озарений. Вот - главный урок
Марии Монтессори.
|