Положение о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского
http://vernadsky.info/info/terms
Общие положения Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (далее — Конкурс) является дистантно-очной
комплексной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия
образовательных учреждений, учащихся, учителей и ученых из разных
регионов России. Цель Конкурса — интеллектуальное
и личностное развитие юношества из России и других стран, участвующих
в исследовательской деятельности; развитие системы организации
и инфраструктуры исследовательской деятельности учащихся
в образовательных учреждениях. Конкурс направлен на приобщение
юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие
открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский
занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского
обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой
созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди,
населяющие Землю, их взаимосвязи. Основные положения учения В.И.
Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития. Задачами Конкурса являются: - обеспечение
доступности, качества и эффективности образования детей на основе
развития продуктивных образовательных технологий; повышение мотивации
учащихся к познавательной деятельности;
- развитие творческого
интереса школьников в области фундаментальных наук, наук о Земле,
биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия
школьников в исследовательской работе в областях науки, являвшихся
сферой научных интересов В. И. Вернадского;
- выявление
и поддержка талантливых учащихся в сфере интеллектуальной деятельности,
мотивированных на продолжение образования в сфере науки;
- знакомство школьников с современными известными учеными; достижениями фундаментальной и прикладной науки;
- повышение
интереса к творческому образованию и интеллектуальной деятельности
в среде молодежи, в профессиональных сообществах, в обществе в целом;
- развитие
образовательных программ и методик, основанных на исследовательской
деятельности учащихся; содействие их широкому распространению
в образовательной системе; преемственности образовательных программ
общего среднего, дополнительного, высшего профессионального образования;
инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской работы; дистанционное консультирование учащихся и их научных руководителей;
- развитие межрегиональной сетевой проектно-исследовательской
школы, основанной на применении исследовательской деятельности учащихся
в общем образовании и создании сообщества профессиональных ученых,
преподавателей высшей школы, творческих учителей и педагогов.
Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников.
В процессе выполнения исследовательской работы учащийся знакомится
с историей и современным состоянием области исследования, овладевает
навыками экспериментальной работы, получает собственные данные, проводит
их анализ, обобщение, формализует результаты исследования
в соответствие с правилами журналов, конференций, конкурсов. 2. Руководство Конкурсом Учредителями Конкурса являются: - Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского;
- Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»;
- Департамент образования города Москвы;
- Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества;
- Лицей № 1553 «Лицей на Донской».
Конкурс проходит при поддержке: - Российской академии наук;
- Комиссии Российской академии наук по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского при Президиуме РАН;
- Международное движение в поддержку научно-технического досуга молодежи МИЛСЕТ (MILSET);
- Московского педагогического государственного университета;
- Южного окружного управления Департамента образования города Москвы;
Научно-методическое руководство конкурсом осуществляет Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского.
Подготовку и проведение Конкурса осуществляют Лицей № 1553 «Лицей
на Донской» Южного окружного управления Департамента образования города
Москвы и Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества.
Руководит проведением конкурса Оргкомитет, включающий в себя
представителей учредителей конкурса. Для организации экспертизы работ
обучающихся Оргкомитет формирует Экспертный совет, в который
привлекаются специалисты по соответствующим направлениям. 3. Порядок участия в Конкурсе Конкурс проводится в 2 тура: I тур — заочный. Прием работ с 20 декабря
по 15 января. Экспертиза представленных в Оргкомитет работ, а также
проведение региональных конференций Всероссийского конкурса юношеских
исследовательских работ им. В.И.Вернадского. II тур — очный. Всероссийские юношеские Чтения им. В. И. Вернадского проходят 8-12
апреля. Участие по результатам I тура, а также по результатам
региональных конференций Конкурса. Статус региональной конференции
присуждается Оргкомитетом по результатам экспертизы установленной
заявочной документации. На I тур Конкурса принимаются работы
проблемного характера, включающие этапы методически корректной
исследовательской работы, обработки, анализа и интерпретации собранного
материала, имеющие обзор литературы по выбранной теме. Тематика
исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается.
Объект исследований должен быть локализован (конкретная деревня, долина,
водоем, гора, городище, архитектурный комплекс, определенный социум,
психологическая проблема и пр.). Участники должны обучаться на момент проведения Чтений в общеобразовательных учреждениях (8-11классы), или учреждениях среднего профессионального образования. Оценка работ производится без учета возраста участника. В составе Конкурса выделяются следующие предметные направления: Естественнонаучное направление: - Астрономия
и Физика атмосферы (Space Science and Atmosphere Physics) — астрономия,
науки о планетах, космонавтика, физика атмосферы.
- Науки о Земле (Earth Science) — геология, география, минералогия, ландшафтоведение, метеорология, климатология и др.
- Науки о водоемах (Water reservoirs Science) — гидрология, лимнология, гидрография, океанология, гидробиология и т.д.
- Ботаника (Botany) — изучение жизни растений, ботаника, геоботаника, агрономия, лесоведение, лихенология, бриология и др.
- Зоология
беспозвоночных (Zoology of the Invertebrata) — изучение беспозвоночных
животных: гельминтология, малакология, арахнология, энтомология,
экология и этология беспозвоночных и др.
- Зоология позвоночных
(Zoology of the Vertebrata) — изучение позвоночных животных: ихтиология,
герпетология, орнитология, териология, экология и этология позвоночных
животных и др.
- Загрязнение сред обитания (Study of Pollution) —
источники загрязнения сред обитания (вода, почва, воздух, в том числе
в городах) и их контроль.
- Микробиология, клеточная биология
и физиология растений (Microbiology, Cell Biology, Plant Physiology) —
бактериология, протозоология, микология, альгология (микроскопических
водорослей), клеточная биология, физиология растений и др.
- Радиоэкология и инженерная экология (Radio and Engeneering Ecology).
- Фармакология, биотехнология и пищевая химия (Pharmacology, Biotechnology, and Food Chemistry).
- Агробиология, агрохимия, защита растений (Agricultural Biology and Chemistry, Plant Protection).
- Медицина
и Физиология человека (Medicine and Human Physiology) — анатомия
и физиология человека, фундаментальная и прикладная медицина.
- Химия (Chemistry) — неорганическая, органическая, физическая; химические технологии; химические исследования.
- Физика (Physics)- экспериментальные работы в области проблем физики.
- Математика (Mathematics) — новые способы решения теоретических и прикладных задач в различных областях математики.
Гуманитарное направление: - Народная
культура (Traditional Culture) — фольклористика и этнография, история
и культура российских деревень, диалектология и ономастика.
- Человек
в современном мире (The Individual in the Modern World) — экологическая
психология, социальная психология, этнопсихология, психология личности,
психология индивидуальных различий, когнитивная психология, возрастная
психология, психология жизненного пути.
- Психофизиология
и здоровье человека (Physiological Psychology and Human Health) —
психофизиология человека, гигиена, здоровый образ жизни.
- Образование:
история и современность (Education: Yesterday and Today) — история
образования, образовательных учреждений, учительства и ученичества;
современная педагогика и дидактика.
- Искусство и литература (
Fine Art and Literature) — подсекции: «Литературоведение» ( Literary
Criticism), «Искусствоведение» (Art Criticism).
- Философия и культурология (Philosophy and Cultural Studies).
- Лингвистика. Язык в современном мире (Linguistics).
- История науки (History of Science).
- История: человек и событие (History: People and Events).
- Экономика, социология и право (Economics, Social Studies, Law).
- Региональное краеведение (Regional Studies).
- Религия вчера и сегодня (Religion: Yesterday and Today).
- Археология (Archeology).
В Конкурсе
принимают участие индивидуальные исследователи, а также авторские
коллективы (не более трех авторов). При представлении работы двумя или
тремя авторами необходимо отразить вклад каждого из них на этапах сбора,
обработки и интерпретации материала. Работы могут быть представлены
общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями
дополнительного образования детей, другими организациями, а также
авторами лично. От одной организации принимаются не более 5 работ.
Работы, представленные по итогам проведения региональных конференций
Чтений им. В.И. Вернадского, проводимых региональными отделениями
«Общероссийского общественного движения творческих педагогов
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»«, допускаются ко второму туру Чтений в соответствии
с квотами. К рассмотрению не принимаются: проектные, реферативные
и описательные работы, а также работы, представлявшиеся на другие
конкурсы и конференции всероссийского уровня без их переработки
в содержательной части значительной степени, а так же приведения
в соответствие требованиям настоящего Положения. На конкурсе учреждаются отдельные номинации: - за лучшую работу, представленную сельской школой;
- за лучшее междисциплинарное исследование;
- за лучший стенд;
- за лучший доклад;
- лучшее представление исследования;
- самый юный участник;
- лучшая коллекция;
- лучшее экспериментальное исследование;
- лучшее полевое исследование;
- лучшее архивное исследование;
- лучшая работа по мнению комиссии участников;
- самая активная работа на секции;
- за изучение социально значимых объектов;
- за лучшую работу в области проблем устойчивого развития (Неправительственный экологический Фонд им. В.И.Вернадского)
- за лучшее исследование на особо охраняемой природной территории (Эколого-просветительский Центр «Заповедники»);
- памяти Галины Георгиевны Кученёвой (Калининградское областное отделение ООД «Исследователь») для работ в области экологии.
- и другие.
Заинтересованные организации по согласованию с Оргкомитетом могут
учредить собственные номинации и провести в них подведение итогов
и награждение. Для участия в Конкурсе необходимо представить свою работу через официальный сайт Конкурса — www.vernadsky.info. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте, а затем в Личном кабинете участника заполнить форму и подать работу (и если необходимо, приложения к работе) до 15 января.
Печатный объём работы не должен превышать: 10 м/п страниц
по естественнонаучному направлению и 15 м/п страниц по гуманитарному
направлению (размер шрифта — 14 пт., межстрочный интервал — 1.5). Работы
большего объема отклоняются при технической регистрации. Рекомендуемый
(оптимальный) объём работы: текстовая часть — 5 м/п страниц (что
соответствует примерно 10000 знакам); иллюстративные материалы —
не более 3-х листов формата А4; краткое описание работы — ½
страницы на русском языке (не более 1000 знаков). Файлы с основной
текстовой частью рекомендуем предоставлять отдельно от иллюстративного
материала (таблицы, фотографии, графики, схемы и пр.). Работы для
публикации в печатном издании сборника исследовательских работ
отбираются только среди тех, которые не превышают 10 м/п страниц.
Не рассматриваются работы содержащие плагиат; организации,
представившие подобные работы вносятся в специальный список
и, в дальнейшем, к работам от этих организаций предъявляется особый
контроль в ходе регистрации и экспертизы на Конкурсе. Работы — участники
прошлых лет должны быть не только переработаны в содержательной части
(не менее чем на 25%), но и должны учитывать сделанные ранее замечания
экспертного сообщества. В требования Конкурса не входит обоснование в тексте работы: актуальности, новизны и практической значимости. Оргкомитеты
региональных конференций Всероссийского конкурса юношеских
исследовательских работ им. В.И.Вернадского представляют работы
на Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского в установленном
порядке. К рассмотрению на конкурс принимаются работы на русском языке. Гражданами других государств работы могут быть представлены на английском языке. 4. Подведение итогов
Итоги I тура Конкурса подводятся до 20 марта Экспертным советом. Каждая
работа получает рецензию специалиста, которая направляется автору. Рецензирование работы в 1 туре Конкурса проводится на основе следующих критериев: - Наличие краткого введения в проблему исследования, ясное изложение темы исследования;
- Формулировка цели, задач и (желательно) гипотезы исследования;
- Описание конкретных методов исследования, оформленное в соответствии с правилами, применимыми для научных текстов;
- Раздельное изложение собственных результатов наблюдений и экспериментов и их обсуждения и анализа;
- Наличие иллюстративного материала, выявляющего главные этапы и составляющие проведенного исследования.
- В требования Конкурса не входит обоснование в тексте работы: актуальности, новизны и практической значимости.
Авторы
работ, получивших положительные рецензии, а также их руководители,
приглашаются на II тур Юношеских чтений им. В. И. Вернадского в апреле.
Программа Чтений предусматривает очную экспертизу исследовательских
работ в стендовой и устной форме, методическую работу с научными
руководителями, лекции ведущих ученых, знакомство с научными музеями
Москвы, коммуникационную часть. Программа проведения Чтений, форма
представления работ, критерии их оценки направляются в учреждение,
в котором выполнена работа, до 1 апреля специальным письмом, а также
публикуются на сайте Конкурса. Победители II тура Конкурса награждаются дипломами организаций-учредителей,
подарками. Оргкомитет представляет авторов лучших работ на присуждение
премий для поддержки талантливой молодежи. Право на получение данных
премий предоставляется только работам, прошедшим региональные туры
Конкурса. В рамках II тура Конкурса проводятся
междисциплинарные Олимпиады школьников в области естественных,
гуманитарных и социальных наук. Оргкомитет способствует включению
Олимпиад в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки РФ. Наиболее
интересные работы публикуются в сборнике Конкурса. Итоги конкурса
публикуются в печати. Избранные работы лауреатов конкурса публикуются
в журнале «Исследователь/Researcher».
|