Талантливый ли будет ребенок, появятся ли у него
творческие способности, вырастет ли он гармоничной личностью – это
зависит от воспитания и образования, которое ребенок получит в раннем
детстве. Почему же именно этот возрастной период так важен в
формировании будущей личности? Проблемам раннего развития ребенка
посвящены исследования многих выдающихся психологов, как отечественных,
так и зарубежных, в частности: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, В.С.
Мухиной, Д.Б. Эльконина, И.Ю. Кулагиной, А. Н. Леонтьева и др.
Исследования физиологии мозга с одной стороны, и детской психологии – с
другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка –
это его личный опыт познания в первые 3-7 лет жизни, т.е. в период
развития мозговых клеток.
При рождении в организме ребенка
имеется 100 миллиардов нейронов (клеток мозга). Однако сами по себе
нейроны еще не стимулируют рост мозга и развитие умственных способностей
ребенка. Для того, чтобы выполнить простейшее действие, например,
проследить взглядом за движущимся объектом или улыбнуться, клетки мозга
должны между собой вступить во взаимодействие посредством дендритов,
образующих своеобразные перемычки между нейронами. Такие соединения
клеток мозга называют синапсами. При рождении количество синапсов у
ребенка очень незначительно, однако только за первые три месяца жизни
оно увеличивается более чем в 20 раз! Следует отметить, что именно
засчет количества нервных связей между клетками мозга развиваются
память, мышление, интеллект, способность к получению новых знаний и
навыков. В первые 3- 7 лет скорость образования дендритных
связей(синапсов) максимальная. После окончания периода полового
созревания (12-14 лет) эта скорость резко падает.
Но, было установлено, что у детей, занимающихся
творческой деятельностью в раннем возрасте, в частности музыкой,
рисованием, лепкой, период образования синапсов значительно
продлевается, и впоследствии, способность к обучаемости, а значит и
интеллектуальные возможности у таких детей гораздо выше.
Масару Ибука - президент фирмы
"Сони", автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего
возраста, директор Ассоциации раннего развития и организации "Обучение
талантов" считает, что необходимо как можно раньше дать ребенку
карандаши. Все, что ребенок делает руками – рисует, разбрасывает
игрушки, рвет бумагу, - развивает его интеллект и творческие задачи.
Если родители будут поминутно останавливать свое дитя, то все равно тем
самым помешают развитию его творческих склонностей. Когда детям для
рисования предлагают листы бумаги только стандартного размера, они
подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть только
такого размера и что родители хотят от них именно этого.
Ребенок видит огромный мир, когда он впервые берет в
руки карандаши и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой
бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги.
Ибука предлагает давать ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по
нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного
человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.
Специалисты по дошкольному воспитанию считают, что
отказываясь удовлетворить любое желание своего ребенка, родители
проявляют не недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его же
интересах. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет
и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего
играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. То есть,
если родители хотят развить у ребенка нестандартное мышление и
изобретательность, они не должны покупать все, что он просит. Этим можно
достигнуть прямо противоположного эффекта. Готовые игрушки редко
нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром.
Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная.
У взрослых часто бывают искаженные представления о
ценности той или иной игрушки, основанные на их собственных детских
впечатлениях. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и
особенно реагирует на те, которые удовлетворяют его потребность в
творчестве. Для ребенка игровой материал – все, что он трогает и видит.
Нет особой нужды, по мнению М. Ибуки, вообще покупать ему игрушки и
настаивать, чтобы он обязательно играл, как «положено».
Глина, бумага для
вырезания, цветная бумага для складывания фигур – лучшие игрушки для
развития творческих способностей ребенка. Эти материалы имеют одну общую
характеристику – они не имеют определенной формы или назначения. Именно
поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста,
когда интеллект развивается быстрее всего. Он может делать с этими
материалами все, что ему заблагорассудится.
Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте,
существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков:
лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость
рук и самовыражение – первые, но далеко не единственные качества,
приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Меня часто спрашивают, - писал Масару
Ибука, - помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет.
Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование,
чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и
добрым".
Основная цель этой теории - предотвратить появление
несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на
скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его
учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального
лингвиста; главное - развить в ребенке безграничные потенциальные
возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.
В раннем возрасте мозг ребенка не развивается
отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с
физическим и сенсорным. Профессор Куньо Ацуку утверждает: «Физические
упражения улучшают работу всех органов и повышает сопротивляемость
ребенка внешним стрессам». Было подмечено, что ребенок, который начинает
рано ходить, бывает очень смышленым.
Ибука дает такой совет
родителям: «Пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, только
при одном условии, что для вас не важен результат его работы».
Для ребенка важен не результат, а сам процесс его
деятельности. Как бы ни проста была работа, ребенку следует показать,
как ее делать. Участие ребенка в простом труде по дому очень полезно для
развития его интеллекта и двигательных способностей. Те родители,
которые полагают, что «жестоко заставлять работать маленьких детей»,
обделяют своего ребенка.
Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка.
Жан Пиаже создал теорию фаз роста, наблюдая над
развитием своих троих детей. Ребенок, по его наблюдениям, развивается с
потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы
его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии. Родители должны
внимательно наблюдать за ребенком, знать, что и когда необходимо
малышу, что ему интересно.
Научить ребенка кататься на роликах уже после того,
как он научился ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время,
когда он учится ходить, можно с легкостью сделать из него прекрасного
фигуриста.
Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте,
оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны
заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. «Комната,
лишенная стимуляторов, вредна для малыша», - считает М. Ибука. Профессор
Уайт, занимающийся исследованиями раннего развития, согласен с ним:
если для роста ребенка с самого рождения создать разнообразные условия,
то это дает значительный эффект в формировании интеллекта. Поэтому в
детской обязательно должны быть цветастые обои, цветной потолок, пестрые
одеяла, хороший вид из окна.
По мнению Ибуки, впечатления раннего детства
определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка. Родители должны
стараться, чтобы все эмоции и воспоминания об этом периоде были
положительными.
Заключение
В раннем детстве ребенок активно познает мир
окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий
с ними. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам»,
хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные
не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я»
ребенка. Поэтому необходимо учитывать волю ребенка, уважать его «я».
Детский мозг имеет способность впитывать информацию в больших
количествах, но при этом особое предпочтение отдается той, которая
интересна ребенку. Очень важно развить интерес ребенка к получению новых
знаний, который в дальнейшем превратится в пытливость и гибкость ума
взрослого человека.
В раннем детстве развиваются и другие способности
ребенка: желание что-то создавать, стремление к познанию и
преобразованию окружающего мира. Это важно для развития интеллекта и
формирования характера ребенка. Мозг ребенка в раннем детстве очень
пластичен, способен усвоить одновременно системы мышления 2-х языков.
Поэтому возраст от 1 года до 3-7 лет сензетивен для обучения ребенка
иностранным языкам.
Музыкальный слух, физические навыки формируются как
раз в этот период. Необходимо заниматься с ребенком спортом, начинать
водить его в художественную или музыкальную школу.
Чтобы развитие личности ребенка было гармоничным,
важно обеспечить ему благоприятную среду, которая играет первостепенную
роль в ранний период. Она развивает способности к определенной
профессии, пробуждает интерес к занятиям родителей.
Впечатления и воспоминания раннего детства формируют
образ мыслей, мировоззрение взрослого человека. Задачи родителей –
обеспечить самые благоприятные эмоции об этом периоде. Ведь большинство
комплексов и страхов человека свое начало берут именно из раннего
детства.
Родители – эталон для малыша, их поведение должно быть образцовым, чтобы ребенок впитывал и усваивал только хорошие качества.
Все отрицательные эмоции ребенка всегда имеют
причину: голод, усталость, боль. Родители должны выяснить ее и
предотвратить последующие вспышки детской раздражительности.
В раннем детстве нельзя принуждать ребенка к
чему-либо. Иначе можно добиться обратного эффекта: ребенок возненавидит
это занятие. Лучше пробудить заинтересованность, желание самому заняться
этим делом.
Цель раннего развития – не сделать из ребенка гения, а
дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело,
сделать ребенка сообразительным и добрым.
Список использованной литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Венгер Л.А., Мерсина В.С. Психология. – Москва, 1988.
- Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е издание. – М., 1972.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. – Москва, 1960.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология – Москва, 1998.