Рекомендации
для учителей информатики
(Разработка элективных курсов)
Элективные курсы – это специально организованные
краткосрочные курсы по выбору (8, 12, 16, 18, 34 часа и т.д.) для проведения
системы «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных профессиях.
Виды курсов предпрофильной подготовки
lОриентированные
Создают базу для ориентации в мире современных профессий,
знакомятся со спецификой различных видов деятельности, носят ознакомительный
характер.
lКраткосрочные
(8 – 18 часов)
lПредметные
Углубляют отдельные темы базовых общеобразовательных
программ. Аналогичны элективные курсы в системе профессионального обучения
(16 – 34 часа)
Курсы по выбору должны быть заявлены в привлекательной для
учащихся форме (плакатная реклама, компьютерные презентации)
Требования к оформлению программ элективных курсов
Программа
элективного курса должна содержать следующие структурные элементы:
•
титульный лист,
•
пояснительную записку,
•
тематический план,
•
содержание изучаемого курса,
•
методические рекомендации,
•
списки рекомендуемой литературы и других пособий.
Титульный лист
На
нем должны быть обозначены:
•
наименование образовательного учреждения, где разработана программа;
•
сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
•
название элективного курса;
•
класс(ы), на который рассчитана программа;
•
ФИО и должность автора (авторов) программы;
•
название города, населенного пункта;
•
год разработки программы.
Пояснительная записка
Должна
содержать:
•
обоснование необходимости введения данного курса в школе (актуальность курса);
• указание на место и роль курса в профильном обучении.
Важно показать, как курс соотносится с общеобразовательным и с базовыми
профильными учебными предметами, какие межпредметные связи реализуются при его
изучении, какие общеучебные и профильные умения он развивает, каким образом
создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, как он
влияет на профессиональное самоопределение;
•
цель и задачи курса (цель: для чего он изучается, какие потребности
учащихся и учителей он удовлетворяет; задачи курса: что
необходимо для достижения названных целей);
• сроки реализации программы (продолжительность обучения,
этапы);
•
основные принципы отбора и структурирования материала;
•
методы и формы обучения, режим занятий;
• ожидаемый результат, т.е. ответ на вопрос: «Какие знания,
умения и виды деятельности, необходимые для будущей успешной профессиональной
карьеры, будут освоены?»;
•
инструментарий для оценивания результатов.
Учебно – методический план
Должен
содержать:
•
перечни разделов и тем;
•
указание на число часов, выделяемых на изучение каждой темы;
•
перечень видов занятий.
Содержание курса
Краткое описание содержания всех тем.
Методические рекомендации
В
них должны содержаться:
•
советы по преподаванию каждого раздела и темы;
•
описание приемов работы и используемых средств обучения;
•
дидактические материалы.
Список рекомендуемой литературы и других пособий
Он содержит перечень книг и статей, а также других видов
учебно-методических материалов, необходимых для изучения курса. Желательно
разделить его на 2 части: для учителя, для учащихся.
Критерии оценки программы курса
lстепень новизны для
учащихся;
lмотивирующий потенциал
(вызывает ли ее содержание интерес у учащихся);
lразвивающий
потенциал (способствует ли программа интеллектуальному, практическому,
творческому и эмоциональному развитию школьников);
lполнота и завершенность
заявленных линий;
lсвязность и
систематичность предлагаемого материала.
lсозданную программу нужно
оценивать в следующих аспектах:
lиспользование активных
методов обучения;
lстепень контролируемости
результатов обучения;
lреалистичность
осуществления программы.
Основные аспекты
программы:
Аспекты содержания первого
блока
|
Маркеры (клише)
|
1. Актуальность разработки
курса
|
· Актуальность данной
проблемы возрастает в связи с ..., связанными с ...
· В настоящее время к
числу наиболее актуальных вопросов образования ... относятся ...
· В связи с ... большое
значение приобрела проблема ...
· Интерес к вопросам
обучения ... обусловлен ...
· Огромную важность в
непрерывном образовании личности приобретают вопросы ...
|
2. Причины введения учебной
дисциплины (курса, факультатива)
|
· Необходимость введения
... обусловлена несоответствием действующих ... и требований ...
· Причины введения ...
заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как
...
· Необходимо отметить, что
существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между
необходимостью ... и недостаточной ...
· Введение ..., как вариативной
части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что ...
|
3. Особенности программного
материала
|
· Специфика данной учебной
дисциплины обусловлена ...
· Особенность изучаемого
курса состоит в ...
· Программа ...
ориентирована на применение широкого комплекса ...
· Отличительными чертами
данной программы являются ...
· Особый акцент в
программе сделан на использование ..., что является очевидным признаком
соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
· Предлагаемая программа
является ... Она построена на основе ...
· Нами переработаны
авторские материалы ... (8), являющиеся основанием данной учебной программы.
· Базой данного курса
являются программы ... (5).
|
4. Роль и место дисциплины
(курса, факультатива)
|
· Курс входит в число
дисциплин, включенных в учебный план ...
· Особое место данного
курса обусловлено ... в структуре учебного плана ОУ.
· Изучение данного курса
тесно связано с такими дисциплинами, как ...
· Факультатив тесно связан
и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как ...
|
5. Адресат
|
· Программа адресована
..., а также может быть частично использована в ... классах.
· Курс рекомендован
учащимся ...
· Программа рассчитана на
обучение ...
|
7. Требования к знаниям и
умениям обучающихся.
|
· В результате прохождения
программного материала обучающийся имеет представление о:
· .......................................;
· .......................................;
· .......................................;
· знает:
· .......................................;
· .......................................;
умеет:
· .......................................;
владеет:
· ......................................;
· ....................................;
В результате изучения
курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы развития
..., принципы организации ...; понимать вопросы ...; уметь
использовать ..., применять способы ..., решать ..., проводить ...,
пользоваться ..., владеть культурой ...
|
8. Целевая
установка
|
· В соответствии с этим, целью
прохождения настоящего курса является ... (содействие формированию ...,
создание условий для ..., ознакомление с ..., формирование целостного
представления...).
· Данный курс преследует
цель ...
· Данная программа имеет
цель ...
· В ходе ее достижения
решаются задачи:
· формировать систему ...;
· совершенствовать умения
...;
· развивать творческий
подход к ...;
· создать основу для
понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ...,
систематизировать ..., углубить понимание ...).
· Достижение
поставленной цели связывается с решением следующих задач: ...
· Основные задачи
программы заключаются в следующем: ...
|
9. Структура
программы
|
· Графическая форма
представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в
соответствии с логикой поставленных задач.
· В структуре изучаемой
программы выделяются следующие основные разделы:
· « ..........»;
· « ..........»;
|
|