Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся
Рождественская Ирина Викторовна, заместитель директора по
учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г.
Новодвинска Архангельской области
Нынешнее образование ориентировано на развитие личности.
Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий,
умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Особую актуальность эта
задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве.
Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых
сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно
использовать их в своей работе.
Выходом из создавшейся
проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на
основе исследовательской деятельности школьников. Под
учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации
учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в
различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие
основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы,
ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой
исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение,
выводы1. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят
участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой
информации. Тем более что современная система образования ориентирует
учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения
самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня
исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.
Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми
знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока
информации, ориентации в нём и систематизации
материала.
Таким образом, мы
определили цель
программы
интеллектуально-творческого развития учащихся – создание условий для
развития
интеллектуально-творческих способностей учащихся через организацию
исследовательской деятельности учащихся и
педагогов.
Поставив
цель – создание условий, мы постарались установить, что же необходимо для
раскрытия интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Были выделены
следующие группы условий: информационные, организационные, методические,
психологические, педагогические, финансовые.
Содержание деятельности по интеллектуально-творческому развитию учащихся
Организационные
условия:
создание творческой группы учителей – руководителей исследовательских
работ.
Информационные
условия:
1
–
создание каталога публикаций по организации исследовательской
деятельности;
2
–
создание базы данных одарённых детей и детей, занимающихся
исследовательской работой;
3
–
создание базы данных учителей, занимающихся исследовательской
работой;
4
–
создание базы данных исследовательских работ
учащихся;
5
–
ознакомление учителей и учащихся с проводимыми конкурсами разных уровней,
требованиями к написанию исследовательских
работ;
6
–
проведение родительских собраний, консультаций для
родителей;
7
–
разработка Положения о творческой группе, памяток по написанию исследовательской
работы.
Методические
условия:
1
–
диагностика учителей и учащихся, отражающая их отношение к
исследовательской деятельности, технологиям развивающего обучения,
готовности к инновационным процессам;
2
–
анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения использования
учителями технологий развивающего обучения;
3
–
информирование преподавателей о новых технологиях развивающего
обучения;
4
–
ознакомление педагогов с теоретическими основами исследовательского подхода
в обучении;
5
–
консультации по руководству исследовательской деятельностью
учащихся;
6
–
создание методической копилки материалов;
7
–
обучение учителей на курсах «Школа исследователя» АО ИППК, на курсах по
специфике работы с одарёнными детьми;
8
–
обобщение опыта по применению технологий развивающего
обучения;
9
–
разработка системы стимулирования профессионального роста
учителя.
Психологические
условия:
1
–
диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей,
склонных к исследовательской деятельности;
2
–
проведение тренингов со школьниками, которые занимаются исследовательской
работой;
3
–
организация коррекционно-развивающих занятий;
4
–
консультации для школьников, родителей и учителей;
Педагогические
условия:
1
–
создание школьного научного общества;
2
–
ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять
исследовательскую работу;
3
–
организация и проведение школьных научных
конференций;
4
–
стимулирование школьников для участия в городских, областных, всероссийских
исследовательских конференциях;
5
– проведение
Дня науки;
6
– организация
познавательных игр, конкурсов;
7
–
подготовка факультативов, элективных курсов,
кружков;
8
–
организация летних профильных отрядов;
9
– проведение
выставок достижений учащихся;
10 –
организация проектной деятельности школьников;
Финансовые
условия:
1
–
выделение средств на материальное стимулирование педагогов – руководителей
исследовательской работой учащихся, руководителей творческих
групп;
2
–
выделение средств на проведение массовых мероприятий интеллектуально-творческой
направленности (конференции, конкурсы, праздники,
игры);
3
–
создание материально-технической базы для проведения экспериментальной,
исследовательской работы по физике, химии,
биологии;
4
–
выделение средств на программное обеспечение, применение ИТ в
исследовательской деятельности.
Данная
схема, конечно же, является условной, но необходимой для системной
организации работы.
Система работы с учащимися
Система работы с учащимися отражена в направлении,
которое мы назвали педагогическим.

Организовывая
работу с учащимися, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность
не только получить определённые знания по тому или иному предмету, но и
проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.
Работа
по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться,
главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные
технологии, такие как методы проектов и модульного обучения, а также
информационные технологии, которые широко внедряются в практику работы
школы.
Исследовательское
обучение часто понимается узко: как написание научной работы. В то же время
применение этого метода на уроках позволяет развивать критическое и творческое
мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной
литературой.
Массовая
внеурочная работа – это интеллектуальные игры, олимпиады, конференции. Игры
организуются в рамках предметных недель. В ноябре для учащихся 4, 9-11
классов проводятся олимпиады по различным предметам, в декабре – городские
олимпиады. В рамках деятельности школьного научного общества организуются:
в ноябре – Ломоносовские чтения, в январе – школьная исследовательская
конференция для учащихся 8-11 классов, в апреле – для учащихся 4-7
классов.
Школьное
научное общество учащихся создано в 2000 году. К традиционным и наиболее удачным
формам работы ШНО можно отнести:
•
Ломоносовские
дни в ноябре (1-11 классы, школьные олимпиады, ломоносовские чтения,
викторины и конкурсы, посвященные Ломоносову, классные часы, выставки рисунков и
плакатов, экскурсия у одной картины, выставки книг, посвященных М.В.
Ломоносову и другим учёным; литературно-музыкальные
композиции);
•
школьные
исследовательские конференции (январь, апрель, 4 – 11 классы, по
секциям);
•
День
науки в феврале (1-11 классы, уроки – исследования, диспуты, рассказы об
учёных, интеллектуальные игры, проблемные уроки, уроки-конференции, выступления
на уроках учащихся-членов школьного научного общества и
др.);
•
организацию
выставок исследовательских, творческих, прикладных работ учащихся – членов
ШНО, экскурсии по выставке;
•
конкурс
достижений учащихся 1-11 классов «Мои маленькие
победы»;
•
конкурс
«Неделя «на отлично» (2-11 классы);
•
систематические
выступления учащихся с результатами своей исследовательской работы перед
коллегами, учителями и родителями.
Ежегодно
первое родительское собрание в 10 классах посвящено особенностям обучения в
старших классах. На собрании родители знакомятся с психологическими
особенностями старшеклассников, закономерностями их интеллектуального
развития; им сообщается о целях, задачах, формах деятельности школьного научного
общества. На этом собрании обязательно выступают члены ШНО с результатами своих
исследований. Родители обязательно приглашаются на подведение итогов
городской научно-исследовательской
конференции.
В
работе школьного научного общества в этом году стали принимать активное участие
девятиклассники, этому немало способствовал элективный курс «Школа
исследователя». Цели проведения этого курса: развитие познавательной
активности и творческих способностей в процессе учебно-исследовательской
деятельности; подготовка к написанию научных работ. Учащиеся
знакомятся со специфической терминологией, видами научных источников и
формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления
результатов и критериями оценки работ. Они учатся составлять библиографию, план
исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать
статьи, доклады, тезисы, аннотации, выступать с докладами и
оппонировать.
Нами
составлена циклограмма деятельности учителя по руководству
исследовательской работой учащихся:
май –
составление
списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных
к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы,
плану работы;
сентябрь –
обсуждение
результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач,
выдвижение гипотезы;
октябрь –
консультирование
по сбору материала, работе с информацией, выбору методов
исследования;
ноябрь –
консультирование
по анализу собранных материалов, обработке данных; декабрь –
консультирование
по написанию и оформлению работы; январь –
консультирование
по подготовке устной защиты работы. Чтобы исследовательская
деятельность в школе имела постоянную перспективу, необходимо
позаботиться о преемственности. С этой целью учащиеся старших классов
проводят беседы, классные часы, социологические исследования в начальной и
средней школе.
Приобщение
учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших
классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее
включение в творческий процесс положительно влияет не только на
формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает
позитивные качества личности ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к
исследовательской деятельности необходимо начинать в младшей
школе.
Методическая работа с учителями
Если дети активно, с интересом занимаются
исследовательской работой, участвуют в конкурсах, играх, выступают на
конференциях, то увлечь учителей исследовательской работой гораздо сложнее.
Результаты диагностики «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся»
показывают, что многие учителя испытывают трудности в работе со способными
учащимися (57%), в применении исследовательских методов обучения (63%), в
умении ставить развивающую цель на уроке (51%), в планировании
самообразования и повышении педагогического мастерства (54%). Для того чтобы
преодолеть эти затруднения, во-первых, был спланирован цикл методических
совещаний по ознакомлению учителей с основными понятиями исследовательского
подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ
учащимися, формами работы по развитию детей:
1.
Одарённый
ребёнок. Виды одарённости.
2.
Исследование
в обучении.
3.
Структура
и оформление исследовательских работ учащихся.
4.
Развитие
способностей учащихся в соответствии с их психологическими
особенностями.
5.
Формы
деятельности учителя, направленные на развитие способностей
учащихся.
6.
Метод
проектов: теория и практика.
7.
Внеурочная
учебная деятельность как средство развития
учащихся.
Многие
учителя пробовали заниматься с детьми творческой, научной деятельностью: кто-то
ограничился уровнем реферата, у кого-то получилась исследовательская работа. В
результате сформировалась инициативная группа учителей-руководителей.
Сейчас в ней 11 педагогов (из 32 работающих в 5-11 классах), кроме того, с
этого года к руководству исследовательской деятельностью учащихся мы привлекаем
студентов Поморского государственного
университета.
Руководство
исследовательской работой – дело для нас новое, возникает много вопросов,
общих проблем. Помочь решить эти проблемы призван спецкурс для учителей,
программа занятий которого включает следующие
вопросы:
1.
Выбор
темы исследования, актуальность темы, определение целей и задач
исследования.
2.
Методы
исследования.
3.
Поиск,
накопление и обработка информации. Организация работы с научной
литературой.
4.
Применение
информационных технологий в исследовании
5.
Требования
к оформлению результатов работы. Цитирование. Ссылки. Схемы и
иллюстрации
6.
Критерии
оценки исследовательских работ.
7.
Подготовка
публичного выступления. Критерии оценки устного
выступления.
Кроме
того, учителя стали сами заниматься исследовательской работой. Тема
исследовательской работы учителя физики Герасимовой С.А. – «Теоретические основы
организации индивидуальной исследовательской деятельности учащихся»,
учителя математики Звонаревой Е.В. – «Факторы, влияющие на успешность
единого экзамена по математике». Учителя нашей школы участвуют в областных
научно-практических конференциях, выступают на курсах в областном Институте
повышения квалификации учителей.
Если
рассматривать уровни развития исследовательской деятельности в школе, то
можно определить, что мы находимся на втором уровне и стремимся к третьему,
высшему:
I.
Уровень отдельных педагогов – творческие и исследовательские задачи
ставятся педагогами. Руководители таких задач не имеют научно-методического
руководства, возможности получать консультации специалистов.
Исследовательская деятельность понимается ими как форма учебной работы.
Результаты работы, как правило, остаются в
школе.
II.
Исследовательская деятельность развивается рядом педагогов в различных
областях наук и начинает осознаваться ими как подход к ведению образовательной
деятельности. На уровне учреждения исследовательская деятельность
складывается как система. На межучережденческом уровне в работе участвуют
несколько образовательных учреждений, возможно возникновение структур типа
юношеских научных обществ.
III.
На высшем уровне к системе исследовательской деятельности подключаются
научные учреждения, обеспечивая регулярное научно-методическое руководство
на уровне юридических лиц.
Управление программой развития интеллектуально-творческой деятельности
Важнейшим условием эффективной организации
исследовательской деятельности учащихся является осуществление
компетентного управления данным процессом.
Распределение
функциональных обязанностей по реализации программы
интеллектуально-творческого развития учащихся:
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе:
1)
осуществляет
общее руководство исследовательской деятельностью в
школе;
2)
организует
планирование работы;
3)
разрабатывает
нормативную базу реализации программы: положения, рекомендации,
требования;
4)
проводит
методическую работу с преподавателями по проблеме использования
исследовательских, проектных и других развивающих технологий
обучения;
5)
координирует
деятельность административно-педагогического персонала по реализации данной
программы;
6)
консультирует
руководителей ученических исследовательских работ;
7)
даёт
оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в школе, анализирует и
корректирует ход реализации программы.
Руководитель ученической
исследовательской работы:
1)
составляет
примерный перечень тем исследовательских работ;
2)
оказывает
помощь учащимся в выборе тем для исследования;
3)
составляет
вместе с учеником рабочую программу
исследования;
4)
осуществляет
текущее руководство, оказывает методическую, организационную помощь в
проведении исследования;
5)
оказывает
помощь учащимся при подготовке к выступлению на конференциях различного
уровня.
Психолог:
1)
проводит
диагностику, направленную на выявление одарённых детей, детей, склонных к
исследовательской работе;
2)
организует
коррекционно-развивающие занятия с учащимися по развитию памяти, внимания,
логического мышления, творческого и нестандартного мышления, стимулирует
развитие исследовательских качеств учащихся;
3)
проводит
просветительскую работу с педагогами, которые помогают учащимся заниматься
исследовательской работой, и с родителями, дети которых занимаются
исследовательской работой.
Педагог-организатор:
1) организует
проведение интеллектуального марафона, познавательных игр и
конкурсов;
2) оказывает
помощь в проведении массовых мероприятий ШНО.
Ожидаемые результаты реализации программы
Предполагается, что в результате реализации программы
выпускник будет обладать следующими качествами личности:
1)
уметь
самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на
практике;
2)
критически
и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей,
генерировать новые идеи;
3)
грамотно
работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их,
выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать
закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить
решения;
4)
быть
коммуникабельным, контактным в различных социальных
группах;
5)
самостоятельно
работать над развитием собственной нравственности, интеллекта,
культуры.
Прогноз положительных
результатов реализации программы:
1) повышение качества обучения, которое
может быть выражено:
•
увеличением
количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»;
•
увеличением
количества участников и победителей городских, областных, всероссийских
исследовательских конференций, конкурсов;
•
увеличением
количества победителей предметных олимпиад;
•
увеличением
количества учащихся – членов школьного научного
общества;
2)
создание
положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам
диагностики;
3)
формирование
культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений,
которые можно проследить по результатам
диагностики;
4)
изменение
отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества, которое можно
проследить по результатам диагностики;
5) формирование
умения работать с информацией, которое может
проявляться:
•
в
уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической
грамотности;
•
в
активном применении учащимися новых информационных
технологий;
•
в
применении учителями разных предметов информационных технологий в
обучении;
6)
повышение квалификации учителя, которое может быть
выражено:
•
повышением
квалификационной категории;
•
увеличением
числа учителей – руководителей исследовательской работой
школьников;
•
увеличением
числа учителей, прошедших курсовую подготовку в «Школе исследователя» АО
ИППК;
•
увеличением
числа учителей, занимающихся исследовательской
работой;
•
увеличением
числа учителей, принимающих участие в работе творческих
групп;
7)
создание
банка данных одарённых детей и учителей, работающих с одарёнными
детьми;
8)
создание
банка данных методических разработок с использованием исследовательских,
проектных и других развивающих технологий, направленных на развитие
интеллектуально-творческого мышления. http://www.researcher.ru/issledovaniya/pedagogika/a_3rqw48.html
|