Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 15.06.2025, 21:43

НеПотеряйка

Меню сайта
Наш опрос
Что для Вас "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дневник

Главная » 2012 » Сентябрь » 01 » Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся
Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся
11:42

Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся


Рождественская Ирина Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Новодвинска Архангельской области

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Со­временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля­щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Особую актуальность эта задача получает в динамично раз­вивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведе­ний, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно ис­пользовать их в своей работе.

Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследо­вательской деятельности школьников. Под учебно-исследова­тельской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением уче­никами творческой, исследовательской задачи с заранее неизвест­ным результатом (в различных областях науки, техники, искусст­ва) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой ис­следования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы1. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потре­бителями готовой информации. Тем более что современная систе­ма образования ориентирует учителя не на передачу знаний в го­товом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятель­ности школьника и доведения её до уровня исследовательской ра­боты, выходящей за рамки учебной программы. Исследователь­ская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нара­стающего потока информации, ориентации в нём и систематиза­ции материала.

Таким образом, мы определили цель программы интеллекту­ально-творческого развития учащихся – создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

Поставив цель – создание условий, мы постарались устано­вить, что же необходимо для раскрытия интеллектуально-творче­ского потенциала ребёнка. Были выделены следующие группы ус­ловий: информационные, организационные, методические, психо­логические, педагогические, финансовые.

Содержание деятельности по интеллектуально-творческому развитию учащихся

Организационные условия: создание творческой группы учите­лей – руководителей исследовательских работ.

Информационные условия:

1  – создание каталога публикаций по организации исследо­вательской деятельности;

2  – создание базы данных одарённых детей и детей, занима­ющихся исследовательской работой;

3  – создание базы данных учителей, занимающихся исследо­вательской работой;

4  – создание базы данных исследовательских работ учащихся;

5  – ознакомление учителей и учащихся с проводимыми кон­курсами разных уровней, требованиями к написанию исследова­тельских работ;

6  – проведение родительских собраний, консультаций для родителей;

7  – разработка Положения о творческой группе, памяток по написанию исследовательской работы.

Методические условия:

1   – диагностика учителей и учащихся, отражающая их отно­шение к исследовательской деятельности, технологиям развиваю­щего обучения, готовности к инновационным процессам;

2   – анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения использования учителями технологий развивающе­го обучения;

3   – информирование преподавателей о новых технологиях развивающего обучения;

4   – ознакомление педагогов с теоретическими основами ис­следовательского подхода в обучении;

5   – консультации по руководству исследовательской дея­тельностью учащихся;

6   – создание методической копилки материалов;

7   – обучение учителей на курсах «Школа исследователя» АО ИППК, на курсах по специфике работы с одарёнными детьми;

8   – обобщение опыта по применению технологий развиваю­щего обучения;

9   – разработка системы стимулирования профессионально­го роста учителя.

Психологические условия:

1   – диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской дея­тельности;

2   – проведение тренингов со школьниками, которые занима­ются исследовательской работой;

3   – организация коррекционно-развивающих занятий;

4   – консультации для школьников, родителей и учителей;

Педагогические условия:

1   – создание школьного научного общества;

2   – ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу;

3   – организация и проведение школьных научных конфе­ренций;

4   – стимулирование школьников для участия в городских, областных, всероссийских исследовательских конференциях;

5   – проведение Дня науки;

6   – организация познавательных игр, конкурсов;

7   – подготовка факультативов, элективных курсов, кружков;

8   – организация летних профильных отрядов;

9   – проведение выставок достижений учащихся;

10  – организация проектной деятельности школьников;

Финансовые условия:

1  – выделение средств на материальное стимулирование пе­дагогов – руководителей исследовательской работой учащихся, руководителей творческих групп;

2  – выделение средств на проведение массовых мероприятий интеллектуально-творческой направленности (конференции, конкурсы, праздники, игры);

3  – создание материально-технической базы для проведения экспериментальной, исследовательской работы по физике, химии, биологии;

4  – выделение средств на программное обеспечение, приме­нение ИТ в исследовательской деятельности.

Данная схема, конечно же, является условной, но необходи­мой для системной организации работы.

Система работы с учащимися

Система работы с учащимися отражена в направлении, которое мы назвали педагогическим.

Организовывая работу с учащимися, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получить опре­делённые знания по тому или иному предмету, но и проявить се­бя, попробовать в различных видах деятельности.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навы­ков должна осуществляться, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и модульного обучения, а также информаци­онные технологии, которые широко внедряются в практику рабо­ты школы.

Исследовательское обучение часто понимается узко: как на­писание научной работы. В то же время применение этого метода на уроках позволяет развивать критическое и творческое мышле­ние, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой.

Массовая внеурочная работа – это интеллектуальные игры, олимпиады, конференции. Игры организуются в рамках предмет­ных недель. В ноябре для учащихся 4, 9-11 классов проводятся олимпиады по различным предметам, в декабре – городские олимпиады. В рамках деятельности школьного научного общест­ва организуются: в ноябре – Ломоносовские чтения, в январе – школьная исследовательская конференция для учащихся 8-11 классов, в апреле – для учащихся 4-7 классов.

Школьное научное общество учащихся создано в 2000 году. К традиционным и наиболее удачным формам работы ШНО мож­но отнести:

•   Ломоносовские дни в ноябре (1-11 классы, школьные олимпиа­ды, ломоносовские чтения, викторины и конкурсы, посвященные Ломоносову, классные часы, выставки рисунков и плакатов, экс­курсия у одной картины, выставки книг, посвященных М.В. Ломо­носову и другим учёным; литературно-музыкальные композиции);

•   школьные исследовательские конференции (январь, апрель, 4 – 11 классы, по секциям);

•   День науки в феврале (1-11 классы, уроки – исследования, дис­путы, рассказы об учёных, интеллектуальные игры, проблемные уроки, уроки-конференции, выступления на уроках учащихся-членов школьного научного общества и др.);

•   организацию выставок исследовательских, творческих, при­кладных работ учащихся – членов ШНО, экскурсии по выставке;

•   конкурс достижений учащихся 1-11 классов «Мои маленькие победы»;

•   конкурс «Неделя «на отлично» (2-11 классы);

•   систематические выступления учащихся с результатами своей исследовательской работы перед коллегами, учителями и роди­телями.

Ежегодно первое родительское собрание в 10 классах посвя­щено особенностям обучения в старших классах. На собрании ро­дители знакомятся с психологическими особенностями старше­классников, закономерностями их интеллектуального развития; им сообщается о целях, задачах, формах деятельности школьного научного общества. На этом собрании обязательно выступают члены ШНО с результатами своих исследований. Родители обяза­тельно приглашаются на подведение итогов городской научно-ис­следовательской конференции.

В работе школьного научного общества в этом году стали принимать активное участие девятиклассники, этому немало спо­собствовал элективный курс «Школа исследователя». Цели прове­дения этого курса: развитие познавательной активности и творчес­ких способностей в процессе учебно-исследовательской деятель­ности; подготовка к написанию научных работ. Учащиеся знако­мятся со специфической терминологией, видами научных источ­ников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки работ. Они учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать статьи, докла­ды, тезисы, аннотации, выступать с докладами и оппонировать.

Нами составлена циклограмма деятельности учителя по ру­ководству исследовательской работой учащихся:

май – составление списка примерных тем исследователь­ских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятель­ности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы;

сентябрь – обсуждение результатов, уточнение формули­ровки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы;

октябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования;

ноябрь – консультирование по анализу собранных материа­лов, обработке данных; декабрь – консультирование по написанию и оформлению работы; январь – консультирование по подго­товке устной защиты работы. Чтобы исследовательская деятель­ность в школе имела постоянную перспективу, необходимо поза­ботиться о преемственности. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические иссле­дования в начальной и средней школе.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психо­логические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формиро­вание интеллектуальных и творческих способностей, но развива­ет позитивные качества личности ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к исследовательской деятельности необходимо на­чинать в младшей школе.

Методическая работа с учителями

Если дети активно, с интересом занимаются исследовательской работой, участвуют в конкурсах, играх, выступают на конферен­циях, то увлечь учителей исследовательской работой гораздо сложнее. Результаты диагностики «Изучение затруднений учите­лей в обучении учащихся» показывают, что многие учителя испы­тывают трудности в работе со способными учащимися (57%), в применении исследовательских методов обучения (63%), в уме­нии ставить развивающую цель на уроке (51%), в планировании самообразования и повышении педагогического мастерства (54%). Для того чтобы преодолеть эти затруднения, во-первых, был спланирован цикл методических совещаний по ознакомле­нию учителей с основными понятиями исследовательского подхо­да в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей:

1.   Одарённый ребёнок. Виды одарённости.

2.   Исследование в обучении.

3.   Структура и оформление исследовательских работ уча­щихся.

4.   Развитие способностей учащихся в соответствии с их пси­хологическими особенностями.

5.   Формы деятельности учителя, направленные на развитие способностей учащихся.

6.   Метод проектов: теория и практика.

7.   Внеурочная учебная деятельность как средство развития учащихся.

Многие учителя пробовали заниматься с детьми творческой, научной деятельностью: кто-то ограничился уровнем реферата, у кого-то получилась исследовательская работа. В результате сфор­мировалась инициативная группа учителей-руководителей. Сей­час в ней 11 педагогов (из 32 работающих в 5-11 классах), кроме того, с этого года к руководству исследовательской деятельностью учащихся мы привлекаем студентов Поморского государственно­го университета.

Руководство исследовательской работой – дело для нас но­вое, возникает много вопросов, общих проблем. Помочь решить эти проблемы призван спецкурс для учителей, программа занятий которого включает следующие вопросы:

1.  Выбор темы исследования, актуальность темы, определе­ние целей и задач исследования.

2.  Методы исследования.

3.  Поиск, накопление и обработка информации. Организация работы с научной литературой.

4.  Применение информационных технологий в исследовании

5.  Требования к оформлению результатов работы. Цитирова­ние. Ссылки. Схемы и иллюстрации

6.  Критерии оценки исследовательских работ.

7.  Подготовка публичного выступления. Критерии оценки устного выступления.

Кроме того, учителя стали сами заниматься исследователь­ской работой. Тема исследовательской работы учителя физики Герасимовой С.А. – «Теоретические основы организации инди­видуальной исследовательской деятельности учащихся», учите­ля математики Звонаревой Е.В. – «Факторы, влияющие на ус­пешность единого экзамена по математике». Учителя нашей шко­лы участвуют в областных научно-практических конференциях, выступают на курсах в областном Институте повышения квали­фикации учителей.

Если рассматривать уровни развития исследовательской де­ятельности в школе, то можно определить, что мы находимся на втором уровне и стремимся к третьему, высшему:

I. Уровень отдельных педагогов – творческие и исследова­тельские задачи ставятся педагогами. Руководители таких задач не имеют научно-методического руководства, возможности полу­чать консультации специалистов. Исследовательская деятель­ность понимается ими как форма учебной работы. Результаты ра­боты, как правило, остаются в школе.

II. Исследовательская деятельность развивается рядом педа­гогов в различных областях наук и начинает осознаваться ими как подход к ведению образовательной деятельности. На уровне уч­реждения исследовательская деятельность складывается как сис­тема. На межучережденческом уровне в работе участвуют не­сколько образовательных учреждений, возможно возникновение структур типа юношеских научных обществ.

III. На высшем уровне к системе исследовательской дея­тельности подключаются научные учреждения, обеспечивая ре­гулярное научно-методическое руководство на уровне юридиче­ских лиц.

Управление программой развития интеллектуально-творческой деятельности

Важнейшим условием эффективной организации исследователь­ской деятельности учащихся является осуществление компетент­ного управления данным процессом.

Распределение функциональных обязанностей по реализа­ции программы интеллектуально-творческого развития учащихся:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

1)   осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе;

2)   организует планирование работы;

3)   разрабатывает нормативную базу реализации программы: положения, рекомендации, требования;

4)   проводит методическую работу с преподавателями по про­блеме использования исследовательских, проектных и других раз­вивающих технологий обучения;

5)   координирует деятельность административно-педагогиче­ского персонала по реализации данной программы;

6)   консультирует руководителей ученических исследовательских работ;

7)   даёт оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в школе, анализирует и корректирует ход реализации программы.

Руководитель ученической исследовательской работы:

1)   составляет примерный перечень тем исследовательских работ;

2)   оказывает помощь учащимся в выборе тем для исследования;

3)   составляет вместе с учеником рабочую программу иссле­дования;

4)   осуществляет текущее руководство, оказывает методичес­кую, организационную помощь в проведении исследования;

5)   оказывает помощь учащимся при подготовке к выступле­нию на конференциях различного уровня.

Психолог:

1)   проводит диагностику, направленную на выявление ода­рённых детей, детей, склонных к исследовательской работе;

2)   организует коррекционно-развивающие занятия с учащи­мися по развитию памяти, внимания, логического мышления, творческого и нестандартного мышления, стимулирует развитие исследовательских качеств учащихся;

3)   проводит просветительскую работу с педагогами, которые помогают учащимся заниматься исследовательской работой, и с ро­дителями, дети которых занимаются исследовательской работой.

Педагог-организатор:

1)   организует проведение интеллектуального марафона, по­знавательных игр и конкурсов;

2)   оказывает помощь в проведении массовых мероприя­тий ШНО.

Ожидаемые результаты реализации программы

Предполагается, что в результате реализации программы выпуск­ник будет обладать следующими качествами личности:

1)   уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффек­тивно применять их на практике;

2)   критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

3)   грамотно работать с информацией: уметь собирать необходи­мые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;

4)   быть коммуникабельным, контактным в различных соци­альных группах;

5)   самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Прогноз положительных результатов реализации программы:

1)  повышение качества обучения, которое может быть выражено:

•   увеличением количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»;

•   увеличением количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, кон­курсов;

•   увеличением количества победителей предметных олимпиад;

•   увеличением количества учащихся – членов школьного научно­го общества;

2)  создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;

3)  формирование культуры мышления, рационального усво­ения знаний, исследовательских умений, которые можно просле­дить по результатам диагностики;

4)  изменение отношений «учитель – ученик» в сторону со­трудничества, которое можно проследить по результатам диагнос­тики;

5)  формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:

•   в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;

•   в активном применении учащимися новых информационных технологий;

•   в применении учителями разных предметов информационных технологий в обучении;

6)  повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:

•   повышением квалификационной категории;

•   увеличением числа учителей – руководителей исследователь­ской работой школьников;

•   увеличением числа учителей, прошедших курсовую подготовку в «Школе исследователя» АО ИППК;

•   увеличением числа учителей, занимающихся исследовательской работой;

•   увеличением числа учителей, принимающих участие в работе творческих групп;

7)  создание банка данных одарённых детей и учителей, рабо­тающих с одарёнными детьми;

8)  создание банка данных методических разработок с ис­пользованием исследовательских, проектных и других развиваю­щих технологий, направленных на развитие интеллектуально-творческого мышления.

http://www.researcher.ru/issledovaniya/pedagogika/a_3rqw48.html


Просмотров: 5794 | Добавил: i_elf | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск по сайту
Google Scholar

Мои сайты
  • Создать сайт
  • Творческий учитель
  • Сайт ООАКМР
  • Школьный сайт
  • Информатика учебник (будет)
  • Математические основы информатики
  • РоЖдЕнИе ИдЕи
  • ВиРтУаЛьНыЙ мУзЕй
  • О тебе и обо мне

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz