НАЗНАЧЕНИЕ
Космические аппараты серии 4В1 предназначены для проведения
исследований планеты Венера с помощью доставляемого на поверхность
планеты посадочного аппарата, а также с пролетной траектории.
Серия 4В1 состоит из двух аппаратов (КА «Венера-11» и КА «Венера-12»),
являющихся полной аналогией друг друга по конструкции, составу бортовых
агрегатов, служебных систем и приборов, комплекту научной аппаратуры и
предназначенных для выполнения идентичных исследовательских программ.
Запуски аппаратов осуществлены: «Венера-11» - 9.09.1978 г., «Венера-12»
-14.09.1978 г.
В программу экспедиции входило:
• доставка СА в припланетную область и обеспечение требуемых условий по баллистике для проникновения СА в атмосферу Венеры;
• репортажная передача, транслируемая на ОА в процессе спуска СА в
атмосфере, содержащая результаты измерений её основных
физико-химических параметров (давления, температуры, химического состава
атмосферы, содержания в ней влаги), результаты исследований облачного
слоя, атмосферных грозовых электроразрядов;
• осуществление посадки ПА на поверхность планеты, на ее дневную сторону;
• транслируемая на ОА передача телефотометрических изображений
поверхности в месте посадки и результатов проведения непосредственного
анализа грунта;
• ретрансляция с ОА на Землю результатов выполнения научной программы ПА;
• проведение с помощью ОА исследований околопланетного и
межпланетного пространства при движении по пролетной траектории.
Основные научные эксперименты, проводимые в месте посадки, - получение
цвет-ных фотопанорам поверхности Венеры, а также забор образцов грунта и
их физико-химический анализ.
СХЕМА ПОЛЕТА
В связи с изменением баллистических условий для полёта к Венере в
1978 году была выбрана пролётно-десантная схема. До момента сброса
спускаемого аппарата баллистиче-ская схема полёта КА серии 4В1 полностью
повторяет схему полёта КА серии 4В («Вене-ра-9» и «Венера-10»).
После прохождения этапов выведения на опорную орбиту ИСЗ и старта
с нее в направ-лении Венеры КА серии 4В1 выводится на попадающую
траекторию первого полувитка (угловая дальность перелёта меньше 180
градусов).
На трассе перелёта проводятся две коррекции: одна – через 20-40
суток после старта, а другая – за 10-20 суток до подлёта к Венере. С
помощью первой коррекции исправляются ошибки выведения, а с помо¬щью
второй корректируется высота перицентра подлётной гиперболы и наклонение
орбиты, а также район посадки спускаемого аппарата.
За 30 суток до разделения орбитального и спускаемого аппаратов
включается заряд свинцово-цинковой батареи спускаемого аппарата. Кроме
того, проводится захолаживание спускаемого аппарата, что позволяет
увеличить продолжительность функционирования на поверхности планеты.
За двое суток до подлета к планете производится разделение
орбитального и спускаемого аппаратов, после чего включается двигатель
11Д425А для увода орбитального аппарата на пролётную траекторию.
В момент посадки ОА совершает частичный облёт Венеры, в ходе
которого идет прием информации с СА, при этом минимальное расстояние от
поверхности Венеры составляет 35 тысяч км.
Продолжительность перелёта - 107 суток.
Спускаемый аппарат входит в атмосферу Венеры со скоростью 11,2
км/с. При снижении до высоты 62-67 км и уменьшении величины про¬дольной
перегрузки до значения nх= –2 вводится парашютная система, причем
последовательно срабатывают вытяжной парашют площадью 1,4 м2 и парашют
увода верхней полусферы спускаемого аппарата площадью 6 м2.
Спуск на парашюте увода осуществляется в течение 10-14 секунд,
после чего по команде ПВУ производится разъединение (с применением
пиротехнических устройств) полусфер теплозащитной оболочки. За счет
аэродинамического воздействия верхняя полусфера отделяется с парашютом
от СА, при этом вводится тормозной парашют площадью 24 м2. В этот момент
включается телеметрическая система спускаемого аппарата и научные
приборы. Через 3-5 секунд после ввода тормозного парашюта происходит
отделение нижней полусферы теплозащитной оболочки. Одновременно с этим
включается передатчик СА. Тормозной парашют обеспечивает плавное
снижение спускаемого аппарата в облачном слое Венеры в тече¬ние 9-10
минут. Фактически тормозной парашют исполняет функции основного.
В области нижней границы облачного слоя на высоте 46-48 км
тормозной парашют отделяется, и дальнейший спуск ПА осуществляется на
аэродинамическом тормозном щитке. Этап спуска на тормозном щитке
заканчивается посадкой на поверхность. В зависимости от давления
атмосферы в месте посадки расчетная посадочная скорость аппарата
составляет 7,3-8,5 м/сек, а полное время спуска 58-70 минут.
Поскольку из состава парашютной системы исключен трехкупольный
основной парашют площадью 180 м2, общее время спуска аппарата в
атмосфере уменьшилось по сравнению с «Венерой-9, 10» на 15 минут.
После мягкой посадки на поверхность, через 32 секунды после
достижения контакта, начинается одновременная работа грунтозаборного
устройства и телефотометров. Передача телевизионного изображения,
чередующаяся со вставками телеметрической информации и цифрового массива
с результатами проведения анализа грунта, продолжается до пропадания
радиосвязи.
По окончании выполнения главной задачи экспедиции – исследования
Венеры – ОА продолжает полет по гелиоцентрической орбите, передавая на
Землю научную информацию о межпланетном пространстве.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕКТА
Оба космических аппарата серии 4В1 (КА «Венера-11, -12») успешно
прошли всесторонние наземные испытания и стартовали с космодрома
Байконур в сентябре 1978 года.
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ «ВЕНЕРА-11»
Общая масса КА «Венера-11» составила 4447,3 кг. Масса спускаемого
аппарата –1645 кг, а масса посадочного аппарата на поверхности Венеры –
750 кг. Корректирующая двигательная установка «Венеры-11» была
заправлена 687,4 кг топлива: 241,9 кг горючего и 445,5 кг окислителя.
Старт ракеты-носителя «Протон-К» с КА «Венера-11» произведен с
космодрома Байконур 9 сентября 1978 года в 6 часов 25 минут 39,5
секунды. Старт к Венере осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты
высотой 177 на 159,6 км. Масса головного блока на опорной орбите
составила 19833,1 кг. Импульс второго включения двигателя блока ДМ,
обеспечивший выведение станции «Венера-11» на межпланетную траекторию,
составил 3887,42 м/с. В 7 часов 51 минуту 37,8 секунды произошло
отделение КА от разгонного блока.
В первом же сеансе связи произошел сбой только что построенной
постоянной солнечной ориентации в момент раскрытия антенн метрового и
дециметрового диапазонов. Она почти тут же была восстановлена, а уже 12
сентября КА переведен в режим постоянной солнечно-звёздной ориентации.
По результатам траекторных измерений с целью парирования ошибок
выведения 16 сентября 1978 года проведена первая коррекция траектории КА
«Венера-11». Импульс коррекции составил 9,42 м/с. Двигатель проработал
на малой тяге 5,5 секунды, затратив на коррекцию 20,2 кг топлива.
С первых же минут полёта произошёл отказ основной и резервной
ступеней вентилятора холодного контура спускаемого аппарата (вентилятор
приборного контейнера ПА продолжал работать), вследствие чего обычная
схема захолаживания СА стала невозможной. Чтобы как-то компенсировать
радиационный нагрев спускаемого аппарата, почти на месяц раньше
запланированного срока (17 октября) была закрыта шторка радиационного
нагревателя СА. Другой мерой стал отворот от Солнца на 40 градусов путем
перехода в так называемое «косое» ПСЗО. Все это позволило снизить
температуру в СА на момент разделения до 12°С при норме –10 - –15°С.
Стоит также отметить, что баллистические условия в течение почти
всего перелета «Венеры-11» оказались таковы, что было невозможно
поддерживать постоянную трехосную ориентацию по Солнцу и звезде. Для
воспроизведения магнитофонов в отдельных сеансах строилась трехосная
ориентация по Солнцу и Земле, но по окончании сеанса аппарат снова
переводился в режим ПСО. Только в начале декабря КА был переведен в
режим постоянной солнечно-звездной ориентации.
В ходе межпланетного перелета проводились исследования солнечного ветра и космических источников гамма-излучения.
23 сентября 1978 года произошла солнечная вспышка,
зафиксированная научными приборами КА, но которая, однако, не повлияла
на работоспособность бортовых систем КА. Еще одна вспышка произошла 2
октября 1978 года.
17 декабря 1978 года проведена вторая коррекция, которая
незначительно подправила параметры траектории полёта «Венеры-11»:
импульс составил 2,02 м/с.
За двое суток до подлета к Венере, 23 декабря, прошло разделение
ОА и СА «Венеры-11» и выполнен маневр увода ОА на пролетную траекторию.
Эти операции также прошли штатно, причем импульс увода составил ~213
м/с.
Время перелета «Венеры-11» составило 107 суток.
25 декабря 1978 года спускаемый аппарат «Венеры-11» вошел в
атмосферу со скоростью 11,2 км/с (угол входа –18°). После
аэродинамического торможения в атмосфере, длившегося 35 секунд, и
снижения на тормозном парашюте до высоты 46 км аппарат продолжил спуск с
использованием тормозного устройства. Посадочный аппарат «Венеры-11»
совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. При этом
продолжительность спуска на тормозном щитке составила 52 минуты 58
секунд, а общее время спуска в атмосфере составило 62 минуты 41секунду.
Информация с места посадки в тече¬ние 95 минут передавалась на пролетный
аппарат, мини¬мальное расстояние от которого до поверхности планеты
составило 34370 км.
Во время спуска аппарата с высоты 62 км до поверхности планеты с
помощью установленных на борту научных приборов проводились эксперименты
по тонкому химическому анализу состава атмосферы и облаков,
спектральному анализу рассеянного в атмосфере солнечного излучения,
изучению электрических разрядов в атмосфере планеты. Кроме того,
проводились измерения температуры, давления и аэродинамических
перегрузок.
Хотя для приема информации со спускаемого аппарата был специально
разработан типовой сеанс №7 с разворотами на гироплатформе, но на самом
деле выполнять развороты не потребовалось. При пролете был включен
типовой сеанс №6П, в котором обошлись без гироплатформы, но аппарат
переводился на время сеанса из режима ПСЗО в режим РС с повышением
точности ориентации с ±1° до ±30 угловых минут.
К моменту окончания приема информации с посадочного аппарата
«Венеры-11» температура в приборном контейнере превысила величину 70°С,
однако аппаратура продолжала работать.
После выполнения главной задачи экспедиции – исследования Венеры –
«Венера-11» продолжала полет по гелиоцентрической орбите, передавая на
Землю научную информацию о межпланетном пространстве.
Для проведения советско-французского эксперимента по локализации
гамма-всплесков с максимально большой базой измерений были задействованы
два одновременно выполняющих полет к Венере космических аппарата –
«Венера-11» и «Венера-12». С этой целью были скорректированы полетные
траектории обоих аппаратов. При этом коррекция траектории «Венеры-11»
проведена 7 февраля 1979 года, а чуть раньше, 5 февраля 1979 года, –
«Венеры-12». Были израсходованы практически все запасы топлива; импульс
каждой коррекции составил ~350 м/с.
По мере удаления от Солнца начали неустойчиво работать солнечные
датчики системы ориентации. В результате такого сбоя «Венера-11» перешла
в режим гироскопической стабилизации. 1 февраля 1980 года с ней был
проведен последний сеанс связи, а 8 февраля аппарат на команды с Земли
не откликнулся. Одна из возможных причин – плохое качество «закрутки»
вследствие разбалансированности аппарата после сброса СА и «выжигания»
почти всего топлива. В результате, средний ток сол¬нечной батареи стал
меньше тока нагрузки, и батарея разрядилась.
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ «ВЕНЕРА-12»
Общая масса КА «Венера-12» составила 4457,9 кг. Масса спускаемого
аппарата – 1645 кг, масса посадочного аппарата на поверхности Венеры –
750 кг. Корректирующая двигательная установка «Венеры-12» заправлена
685,3 кг топлива: 237,7 кг горючего и 447,7 кг окислителя.
Старт ракеты-носителя «Протон-К» с КА «Венера-12» произведен с
космодрома Байконур 14 сентября 1978 года в 5 часов 25 минут 13 секунд.
Старт к Венере осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты высотой
185 на 163 км. Масса головного блока на опорной орбите – 19826,05 кг.
Импульс второго включения двигателя блока ДМ, обеспечивший выведение
«Венеры-12» на межпланетную траекторию, составил 3962,54 м/с. В 6 часов
53 минуты 49,8 секунды произошло отделение КА от разгонного блока.
В первых сеансах бортовая аппаратура функционировала штатно.
Однако при построении режима трехосной ориентации 17 сентября точный
солнечный прибор не сформировал признака поиска звезды. В те же сутки
режим ПСЗО был построен на другом комплекте солнечного прибора.
21 сентября 1978 года была проведена первая коррекция траектории
«Венера-12». Импульс коррекции составил 13,22 м/с, при этом двигатель
проработал на малой тяге 7,2 секунды. Расход топлива – 25,1 кг.
Во время перелёта произошёл отказ одного из телеметрических
магнитофонов, что привело к необходимости более частого воспроизведения
информации с оставшегося магнитофона.
В ходе межпланетного перелета с помощью научной аппаратуры ОА
проводились исследования солнеч¬ного ветра и космических источников
гамма-излучения.
КА «Венера-12» летел по более короткой, чем «Венера-11»,
траектории (время перелета – 98 суток) и приблизился к цели полета
первым.
17 ноября 1979 года была закрыта шторка радиационного нагревателя
спускаемого аппарата, а 28 ноября проведено первое пробное
захолаживание приборного отсека спускаемого аппарата с целью продления
сроков активного существования ПА на венерианской поверхности.
9-10 и 13-14 декабря проведены еще два пробных захолаживания,
после чего за сутки до разделения 18 декабря 1978 включено штатное
захолаживание, позволившее в итоге снизить температуру в СА до –12,3°С. К
моменту входа спускаемого аппарата в атмосферу температура в отсеке
поднялась до 5°С.
К этому времени была уже заряжена химическая батарея СА и 14
декабря проведена коррекция траектории. Поскольку «Венера-12» была
нацелена на планету достаточно точно, импульс коррекции составил всего
лишь 2,37 м/с.
19 декабря, за двое суток до входа в атмосферу Венеры, от КА
отделился спускаемый аппарат, а ОА был переведен на пролетную
траекторию. Импульс увода составил 212,83 м/с. Спускаемый аппарат
продолжал движение по попадающей траектории и спустя двое суток вошел в
атмосферу Венеры со скоростью 11,2 км/с и углом входа –19°.
После аэродинамического торможения в атмосфере, длившегося 35
секунд, и снижения на тормозном парашюте до высоты 46 км аппарат
продолжил спуск с использованием тормозного устройства. Интервал от
сброса тормозного парашюта до касания поверхности составил 52 минуты 11
секунд, а общее время спуска в атмосфере с условной высоты входа 125 км
до момента посадки составило 61 минуты 53 секунды. Во время спуска
аппарата с высоты 62 км до поверхности планеты с помощью установленных
на борту научных приборов проводились эксперименты по тонкому
химическому анализу состава атмосферы и облаков, спектральному анализу
рассеянного в атмосфере солнечного излучения, изучению электрических
разрядов в атмосфере планеты. Кроме того, проводились измерения
температуры, давления и аэродинамических перегрузок.
21 декабря 1978 года спускаемый аппарат «Венеры-12» совершил
мягкую посадку и в течение 110 минут передавал с поверхности планеты
научную информацию, которая ретранслировалась на Землю ОА «Венера-12»,
совершавшим в это время пролет на высоте ~ 34 000 км. При пролете был
включен типовой сеанс №6П.
После выполнения главной задачи экспедиции – исследования Венеры –
ОА «Венеры-12» продолжил полет по гелиоцентрической орбите, передавая
на Землю научную информацию о межпланетном пространстве.
Для проведения советско-французского эксперимента по локализации
гамма-всплесков с максимально большой базой измерений были задействованы
два одновременно выполняющих полет к Венере космических аппарата –
«Венера-11» и «Венера-12». С этой целью были скорректированы полетные
траектории обоих аппаратов. При этом коррекция траектории «Венеры-11»
проведена 7 февраля 1979 года, а чуть раньше, 5 февраля 1979 года, –
«Венеры-12». Были израсходованы практически все запасы топлива; импульс
каждой коррекции составил ~350 м/с.
Спустя 1,5 года после запуска для «Венеры-12» представилась
возможность исследовать только что открытую комету Брэдфилда, пусть и с
большого расстояния. 13 февраля 1980 года был включен сеанс, в ходе
которого «Венера-12» развернулась с помощью гироплатформы и провела
исследование кометы. В это время «Венера-12» пересекала орбиту Земли, то
есть была на расстоянии 150 млн. км от Солнца, а комета находилась
внутри орбиты Венеры, то есть как минимум на 50 млн. км ближе к Солнцу.
Хотя комплекс научной аппаратуры не был предназначен для изучения комет,
ультрафиолетовый спектрометр ДУМС-1 позволил получить спектр кометы
Брэдфилда. Сеанс исследования кометы Брэдфилда был повторен 17 марта
1980 года.
В середине апреля 1980 года из-за большой удаленности от Солнца,
достигшей расстояния 174 млн. км, произошел сбой трехосной ориентации, и
аппарат перешел в режим «закрутки» (ГС). Последствия оказались такими
же, как и в случае с «Венерой-11», – после сеанса, проведенного 18
апреля 1980 года, войти в связь с «Венерой-12» больше не удалось.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕТА
В экспедициях КА «Венера-11, -12» ЛКИ выполнены в части доставки
посадочных аппаратов в заданные районы на поверхности Венеры и получения
информации с них, ретранслируемой через соответствующие орбитальные
аппараты, на Земле.
Вместе с тем не обеспечено выполнение основных научных задач – не
получены фотопано¬рамы и информация о составе грунта в месте посадки.
Анализ показал – не отстрелились обе крышки телефотометров, которые были
доработаны после полета «Венеры-9» и «Венеры-10», на каждом из
посадочных аппаратов. Кроме того, также на обоих аппаратах, произошел
прорыв внешней атмосферы в вакуумную полость грунтозаборного устройства
ВБ01, в результате чего грунт не был подан к блоку детектирования. Не
получены данные по работе прибора ПрОП, поскольку его работа оценивалась
по передаваемому снимку.
Информации с прибора БДРА ПА «Венеры-11» получено не было
вследствие преждевременного обнуления памяти прибора, а с БДРА ПА
«Венеры-12» она оказалась плохого качества. Не было информации и с
прибора «Сигма», а также с прибора ИОАВ после посадки ПА «Венера-11». Не
работал прибор МНВ-78-2 на ПА «Венеры-12».
ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НОВИЗНА
В полете КА «Венера-11, -12» отработана пролетно-десантная схема
исследовательской экспедиции к Венере. Посадочные аппараты осуществили
мягкую посадку на поверхность планеты в намечаемых районах. Орбитальные
аппараты, выведенные на пролетную траекторию, обеспечили прием и
ретрансляцию на Землю информации, получаемой каждым со своего
посадочного аппарата, в том числе, в течение 95 минут с места посадки ПА
«Венеры-11» и 110 минут с места посадки ПА «Венеры-12».
НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Измерениями с помощью научных приборов было установлено, что
наряду с основной составляющей CO2 в атмосфере Венеры имеется
значительное количество азота (около 5%). Масс-спектрометр обнаружил
также в незначительных количествах водяной пар, хлор, серу и их
соединения. Изотопный состав углерода примерно соответствует земному.
Зарегистрированы изотопы аргона, неона и криптона.
С помощью газового хроматографа были проведены анализы проб из
атмосферы Венеры. Они свидетельствуют о присутствии в атмосфере, кроме
СО2 (основная составляющая), целого ряда газов – азота (несколько
процентов), аргона (~10-2%), угарного газа (несколько тысячных долей %).
Присутствуют также сернистые соединения.
Анализ информации, полученной с помощью нефелометра, подтвердил
вывод, сделанный по результатам нефелометрических измерений спускаемых
аппаратов «Венера-9» и «Венера-10», о расположении нижней границы
облаков на высоте около 48-49 км.
Анализ некоторых результатов, полученных в эксперименте по
исследованию электрической активности атмосферы Венеры («Гроза»), дал
следующие сведения: электрические разряды происходят в облачном слое; их
энергия примерно такая же, как у молний в атмосфере Земли, но частота
следования разрядов намного выше и достигает 30 раз в секунду.
В месте посадки ПА «Венеры-11» температура и давление у
поверхности составили, соответственно, 462°С и 92 атмосферы. В месте
посадки ПА «Венера-12» (на расстоянии около 800 км от места посадки ПА
«Венеры-11») температура и давление у поверхности составили,
соответственно, 470°С и 90 атмосфер.
13 февраля 1980 года был включен сеанс, в ходе которого
«Венера-12» провела исследование кометы Брэдфилда. С помощью
ультрафиолетового спектрометра ДУМС-1 получен её спектр. Сеанс
исследования кометы Брэдфилда был повторен 17 марта 1980 года.
http://www.laspace.ru/rus/venera1112.php