Виды универсальных учебных действий
(по материалам ФГОС НОО)
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к
учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение;
- смыслообразование - установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- нравственно-этическая
ориентация - действие нравственно –
этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный
моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним
относятся следующие:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей
с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его
временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата
действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия,
а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
-
самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск
и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств;
-
структурирование
знаний;
-
осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-
выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
-
рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
-
смысловое
чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-
постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных
действий составляют знаково-символические действия:
-
моделирование;
-
преобразование
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические
универсальные действия:
-
анализ;
-
синтез;
-
сравнение,
классификация объектов по выделенным признакам;
-
подведение
под понятие, выведение следствий;
-
установление
причинно-следственных связей;
-
построение
логической цепи рассуждений;
-
доказательство;
-
выдвижение
гипотез и их обоснование.
Постановка
и решение проблемы:
-
формулирование
проблемы;
-
самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
УУД обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или
деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами
коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками – определение целей, функций
участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов –
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов –
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов
разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнера –
контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-
умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации, владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих
становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках
нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности
ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных
УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии
развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся
выступают:
-
соответствие
возрастно-психологическим нормативным требованиям;
-
соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие
развитие УУД
Формирование УУД в образовательном
процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
-
Формирование УУД
как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
-
Формирование УУД
происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
-
УУД, их свойства
и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности
усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов
компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
|