Думаю, многие помнят сцену из "Звездных войн", где Лея передает
сигнал о помощи. R2D2 включает своей проектор, и в воздухе появляется
трехмерное изображение попавшей в беду принцессы. Считаете, это
фантастика? Однако такие технологии доступны уже сейчас. Причем они были
созданы не где-то за рубежом, а у нас в России.
В 2011 году победителем Кубка Техноваций стал проект DisplAir.
Его суть заключается в проецировании изображения на обработанный поток
воздуха. В результате возникает объемная картинка, которую можно
покрутить с помощью мультитач жестов. Но лучше один раз увидеть, чем сто
раз услышать:
Проект сейчас активно развивается. Пару месяцев назад он получил
инвестиции в миллион долларов. Осенью планируется старт активных продаж
оборудования и услуг.
Об основных этапах развития проекта и особенностях технологического
предпринимательства я поговорил с Максимом Каманиным, основателем и
руководителем проекта:
Юрий Брызгалов: Как родилась идея проекта?
Максим Каманин: В 2009 году я общался со своими коллегами и
однокурсниками о технологиях будущего, что нас ждет. Среди прочего одной
из тем, которая зацепила умы, было обсуждение технологий
воспроизведения изображений в воздухе, голограммы и прочие подобные
вещи. Как водится, все поговорили и забыли.
Через несколько дней в храме, где я служил иподиаконом при архиерее,
глядя на колебания воздуха над горячей свечой, мне пришла идея развивать
проект в области проецирования изображения на потоке обработанного
воздуха.
Юрий Брызгалов: Неожиданный источник идеи. Какие были первые шаги?
Максим Каманин: Я начал изучать существующие на рынке технологии и
конкурентов. На тот момент уже были американские Io2technology и
FogScreen.
Было несколько выступлений на астраханских научных конференциях, где
профессора говорили: "Максим, ты идеалист. Невозможно проецировать
изображения в воздухе".
Юрий Брызгалов: А когда была практическая реализация?
Максим Каманин: Накануне 2010 года у меня была накоплена теоретическая
база, и сформирован проект. С ним я зарегистрировался на Форуме Селигер.
Мне позвонили и сказали, что, если я сделаю рабочий прототип, то его
поставят в шатер, который посетит Президент Медведев. До форума
оставалась буквально пара недель, не было почти никаких практических
наработок, но вызов был принят. С помощью отца и брата был собран первый
прототип. Это был грубый образец, но он уже работал, и какая-то
картинка в воздухе мерцала.
На самом Селигере моя жена Светлана прокралась мимо ФСО к самому
Медведеву и пригласила взглянуть на DisplAir. Ему проект очень
понравился. Благодаря этому он получил всероссийскую огласку, поддержку
со стороны регионального правительства. И с этого момента началось его
активное развитие.
Юрий Брызгалов: Как собиралась команда проекта?
Максим Каманин: Преимущественно по знакомствам, которые были у меня в
Астрахани, а также появились в ходе общения на форумах и конференциях.
По началу денег не было. Основная часть ребят работала на энтузиазме.
Это был разработчик, который сделал первую версию мульти-тач,
конструктор, оставивший своей рабочее место и ставший нашим техническим
директором, и другие.
Финансовые трудности были очень жесткими. К счастью жена и родственники все понимали и поддерживали.
Сейчас нас уже 52 человека. В основном разработчики ПО, инженеры-конструкторы и сборщики оборудования.
Юрий Брызгалов: Какие ключевые этапы можно выделить в развитии проекта?
Максим Каманин: Первый — это Селигер в июле 2010 года.
Второй — это осень 2011 года, когда проект выиграл Кубок Техноваций,
конкурс Саров-2011, стал обладателем Зворыкинской премии и др. Главное в
этих победах, что мы смогли опубликоваться в международных СМИ,
рассказать людям о нашем проекте. Мы смотрели статистику YouTube о нашем
видео. Его посмотрели везде, кроме стран средней Африки, Пакистана и
Антарктиды.
После этих публикаций к нам пришел наш ментор и советник Эдриан Хенни, главный редактор EWDN.com. Он провел огромную работу по подготовке презентационных материалов и привлечению первых инвесторов.
Третий этап — это май 2012 года, когда мы закрыли раунд инвестиций на первый миллион долларов.
Юрий Брызгалов: Какая сейчас у проекта бизнес-модель?
Максим Каманин: Это продажа и сдача в аренду оборудования, а также
разработка ПО. Вместе с девайсом поставляется набор софта, но если
пользователь хочет персональный вау-эффект, то нужна дополнительная
разработка.
Юрий Брызгалов: А кто ваши клиенты?
Максим Каманин: Прежде всего, это компании, а не пользователи. Мы
выходим на рынок через нишу рекламного бизнеса. Сейчас идут переговоры с
крупными компаниями во Франции, которые готовы заказать сразу тысячи
устройств.
Юрий Брызгалов: Как вы планируете потратить инвестиции?
Максим Каманин: Во-первых, это доработка прототипа до коммерческого
варианта. Во-вторых, подготовка рынка, чтобы сформировать международную
сеть, а не продавать под два устройства в своем регионе.
Юрий Брызгалов: Что помогло получить инвестиции?
Максим Каманин: Публикации сыграли большую роль. Когда мы приглашали на
инвестиционную сессию, приходили первые лица компаний на встречу с уже
известным проектом, а не простым стартапом. Они могли уже на месте
принимать решения.
У нас сложилась ситуация, когда в инвесторах недостатка нет. Мы можем
выбирать smart money, то есть тех, кто готов растить проект, обладает
достаточным опытом и контактами.
Но это сейчас. А начинали мы с настроя "Кто бы нам хоть что-то дал". Мы
просили 30 млн рублей и готовы были отдать чуть-ли не 50% компании. Но с
ростом понимания европейских стандартов, а не российских, мы осознали,
что там лучше. Если бы мы тогда отдали 40% одному инвестору, то ни один
европеец не вложился бы в наш проект. Потом что было бы сложно
договориться о следующем раунде инвестиций в проект, где у одного из
инвесторов уже есть львиная доля. Хорошим инвесторам важно, чтобы
команда сама сохраняла контроль на проектом.
Юрий Брызгалов: Какие у вас планы на ближайшие полгода?
Максим Каманин: Сейчас мы дорабатываем оборудование. Коммерческий проект
должен быть более надежным. Плюс разрабатываем модуль запахов.
Обработанный поток воздуха с частицами влаги можно ароматизировать,
чтобы использовать в рекламе косметики. Это будет не просто набор
модулей, а типа блендер, где пользователь сможет создавать свои купажи.
К ноябрю мы должны запустить полу-промышленную серию и продажу первых DisplAir'ов.
Юрий Брызгалов: А где собираетесь производить оборудование?
Максим Каманин: Мы принципиально позиционируемся как российская
компания. Сборка остается в России. Естественно, что комплектующие мы
просто вынуждены закупать зарубежом, потому что у нас их нет, или они
стоят слишком дорого.
Мы планируем подать заявку на размещение в особой экономической зоне Зеленограда, чтобы там разместить производство.
Юрий Брызгалов: Это патриотизм или экономический расчет?
Максим Каманин: Во многом патриотизм. В начале была возможность продать
проект за приличные деньги, например, в Арабские Эмираты или крупному
европейскому концерну, но был решено развивать проект как российскую
разработку, которой будут пользоваться во всем мире.
= = =
20 августа в Астрахани проходит семинар DisplAir для разработчиков о
программировании для мульти-тач интерфейсов. Он также доступен в формате
вебинара.
Узнать подробнее и оставить заявку можно по почте d.tikhomirov@displair.com.
Кроме того, до 3 сентября идет конкурс на дизайн продукта. Победитель
получает контракт на разработку дизайна и iPad с ретина-дисплеем.
Подробнее в первом сообщении.