Роль образования на современном этапе развития страны
определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к
правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления
опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций
экономического и общественного развития. Образование должно войти в
состав основных приоритетов российского общества и государства.
Образовательная политика – важнейшая составляющая
политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и
свобод личности, повышения темпов социально-экономического и
научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.
Первейшая задача образовательной политики на
современном этапе – достижение современности качества образования, его
соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства.
Государственно-политические и
социально-экономические преобразования конца 80-х начала 90-х гг.
оказали существенное влияние на российское образованием. За короткий
срок произошла его адаптация к принципиально новым условиям политической
жизни, к свободному развитию демократического гражданского общества,
удалось реализовать академическую автономию высших учебных заведений,
обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность
образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и
негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое
отражение и закрепление в законе РФ «Об образовании». Однако комплксное
обновление системы образования не было осуществлено, в связи, с чем
нынешнее состояние образования – его содержание и структура, его
материальная база, организационно-экономические и управленческие
механизмы, статус педагогического работника не соответствует современным
потребностям развития страны, запросам личности, общества и
государства.
Произошедший в 90-х гг. ХХ в. общесистемный
социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные
процессы. Государство во много ушло из образования, которое вынуждено
было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от
реальных потребностей страны. Это вызвало серьезные разрывы в системе
«государство – образование – общество». В современных условиях, когда
государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои
приоритеты, стало очевидным, что образование более не может оставаться в
состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Действующая система образования существенно отстает
от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное
содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от
реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим
здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Вместе с
тем школа еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания
наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор
информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин
(экономики и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще
не способно в должно мере решить проблему «кадрового голода»,
обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В
то же время многие выпускники учреждений профессионального образования
не могут найти себе работу, определить собственную «нишу» в современной
экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все
эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к
качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
Модернизация образования – это политическая и
общегосударственная, общественная и общенациональная задача, она не
должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Во всех
развитых странах образовательные реформы были успешны, если проводились
сильной государственной властью совместно с обществом. Интересы общества
и государства в области образования далеко не всегда совпадают с
отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и
обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и
не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и
образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной
политики должны стать все граждане России, семья и родительская
общественность, государство, его федеральные и региональные институты,
органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое
сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты –
все, кто заинтересован в развитии образования. Цель модернизации
образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы
образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХ I в., социальным и
экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества,
государства.
Для достижения указанной цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
- формирование в системе образования эффективных
нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов
привлечения и использования ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие образования как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников
образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя,
образовательного учреждения.
На первом этапе – в 2001-2003 гг., происходит
восстановление ответственности государства в сфере образования,
государство выступает как инициатор и главная движущая сила реальных
изменений в образовании. Государство обеспечивает запуск процесса
модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые
условия для широкого участия общества в этом процессе. Модернизация
образования разворачивается и происходит в контексте общего современного
процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном
взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них
источником обеспечения необходимого кадрового ресурса. На этом этапе
модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее
стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы.
Государство в первую очередь должно заняться решением социально значимых
проблем.
На втором этапе, в 2004-2005 гг., предстоит в полном
масштабе реализовать изложенные ранее меры, в частности, те, которые
проходили экспериментальную проверку на первом этапе, развернуть новые
модели содержания образования, его организации и финансирования. Все это
должно быть основано на детальном анализе регионального опыта и
специфики местных условий, должно обеспечивать достижение основных задач
модернизации образования, в первую очередь – современное качество
образования и его реальную доступность для населения. Проведенные ранее
эксперименты позволят четко определить социальные риски новых форм и
выработать соответствующие компенсирующие механизмы. В ходе второго
этапа будет проведено последовательное расширение ресурсного обеспечения
образования, в первую очередь со стороны бюджетов всех уровней. Особое
значение на этом этапе приобретает разработка механизмов управления
инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в
образовании. Эти модели также должны разрабатываться и внедряться с
учетом региональной специфики. Вместе с тем на данном этапе значительно
более важную роль в развитии образования должно играть общество:
предприятия, семьи, местное самоуправление, общественные организации.
Это будет обеспечиваться двумя факторами. Во-первых, доходы семей и
предприятий (и прямо зависящие от них возможности местных бюджетов)
позволят существенно увеличить платежеспособный спрос на образование, в
первую очередь – профессиональное, и расширить поддержку образовательных
организаций как в форме бюджетного финансирования, так и в виде
спонсорской помощи. Во-вторых, формирование прозрачных механизмов
управления образованием и образовательными учреждениями сделает
возможными и эффективными различные формы общественной поддержки и
контроля. В целом образование будет более ориентировано на рынок труда и
требования социально-экономического развития страны. Контракты с
конечными потребителями частично вытеснят форму государственного заказа
(особенно в начальном и среднем профессиональном образовании). Это
позволит снизить темпы роста бюджетного финансирования профессионального
образования, доведя их к концу периода до уровня, соответствующего
росту ВВП (4–5% в год в реальном выражении). В то же время бюджетное
финансирование общего образования из региональных и местных бюджетов
должно сохранять высокие темпы роста до конца десятилетия. Во второй
половине десятилетия, в 2006-2010 гг., общество может ощутить первые
результаты модернизации образования: рост его ресурсообеспеченности в
результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков;
повышение качества общего и профессионального образования, выход
массовой общеобразовательной школы на уровень современных требований и
массовой профессиональной школы на уровень современных требований и
массовой профессиональной школы на уровень международной
конкурентоспособности; на этой основе экспорт образовательных услуг
Росси может составить от 2 до 3 млрд. долл.; снижение социальной
напряженности в обществе; на основе повышения заработной платы
работников образования до конкурентоспособного уровня будут обеспечены
рост социального статуса и улучшение качественного состава
педагогического корпуса, в частности его омоложение; повышение
конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской
экономики в результате опережающего обновления материально-технической
базы начального и среднего профессионального образования, их адаптации к
рынкам труда.
Доступность, качество и эффективность – ключевые
слова образовательной политики России на современном этапе ее
социально-экономического развития.
|