Организационные формы управления образованием
Функции управления
образованием выполняют различные органы: а) государственные органы, б) местные
(муниципальные) органы.
К
государственным органам исполнительной власти, осуществляющим непосредственно
управление образованием относятся:
1. Министерство
общего и профессионального образования Российской Федерации;
2. Федеральные
ведомственные органы управления образованием. Ведомственные в том смысле, что
они управляют только подведомственными им образовательными учреждениями по
профилю соответствующих отраслей или сфер деятельности этих органов; управление
образованием не является их основным назначением;
3. Органы
государственного управления образованием субъектов Российской Федерации.
Государственные
органы управления образованием создаются решениями соответствующих органов
исполнительной власти по согласованию с законодательными (представительными)
органами.
Муниципальные
органы управления образованием создаются решениями соответствующих органов
местного самоуправления.
Именно так
решается вопрос в федеральном Законе об образовании, но юридически не совсем
точно. Во-первых, не совсем ясно, каким органом исполнительной власти
принимается решение о создании федеральных органов управления образованием.
Ведь оно может быть принято Президентом Российской Федерации, отнесение
которого к органам исполнительной власти проблематично, во-вторых, на местном
уровне могут функционировать не только органы местного самоуправления, но и
местные государственные органы. Следовательно, они тоже располагают
определенными полномочиями в управлении образованием.
Федеральным
государственным органом, специально созданным для управления образованием в
масштабе страны, является Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации (Минобразование России).
На все органы
государственного управления образованием возложено обязательное осуществление
в области образования следующих функций: разработка и реализация федеральных и
международных программ; разработка образовательных стандартов и установление
эквивалентности (нострификация) документов об образовании; государственная
аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной
аккредитации; формирование структуры системы образования; разработка перечней
профессий, направлений и специальностей, по которым ведутся профессиональная
подготовка и профессиональное образование; прямое финансирование деятельности
учрежденных ими образовательных учреждений; создание государственных фондов
стабилизации и развития системы образования; разработка государственных
нормативов финансирования образовательных учреждений, а также
материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного
процесса; прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка
предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды
развития образования в регионах; контроль исполнения законодательства
Российской Федерации, государственных образовательных стандартов, бюджетной и
финансовой дисциплины в системе образования.
Органам
управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные
учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства
Российской Федерации в области образования и (или) его устава государственные
органы управления образованием вправе приостановить в этой части деятельность
образовательного учреждения до решения суда.
В качестве
федерального органа исполнительной власти Минобразование России, в соответствии
с положением о нем, проводит государственную политику и осуществляет управление
в сфере общего, профессионального и дополнительного образования, а также в
сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего
профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования. На
него возложена координация деятельности в сфере образования и иных федеральных
органов исполнительной власти.
Главными
наиболее специализированными его задачами и функциями непосредственно
нацеленными на решение задач образования, являются следующие: осуществление
государственной политики в сфере образования; разработка и реализация системы
управления научной деятельностью в учреждениях и организациях сферы образования;
реализация кадровой политики в сфере образования и научной деятельности;
информатизация сферы образования; организация и развитие международного
сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого
образовательного пространства в СНГ.
В ключе
основных задач Минобразование России разрабатывает и реализует концепцию
развития образования, а также федеральную программу развития образования,
координирует и контролирует ее выполнение; разрабатывает целевые федеральные,
межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования,
а также типовые положения об образовательных учреждениях. Оно определяет
перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное
образование и профессиональная подготовка;
координирует
деятельность государственных образовательных учреждений по вопросам
определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет
порядок их подготовки по профессиональным образовательным программам
(направлениям, специальностям) .
Минобразование
России наделено и многими другими полномочиями в решении вопросов, имеющих
общее принципиальное значение для образования в стране. Так, оно устанавливает
порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального
образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для
образовательных учреждений, обеспечивающей реализацию федеральных компонентов
государственных образовательных стандартов. Ему поручена разработка
государственных образовательных стандартов и утверждение их федеральных
компонентов; установление федеральных требований к содержанию образования и разработке
общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.
Минобразование
России утверждает положения о государственной аттестации выпускников
образовательных учреждений; разрабатывает и утверждает формы документов
государственного образца об уровне образования или квалификации, устанавливает
порядок их выдачи.
Данным
Министерством устанавливается порядок лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляется
лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство
образования Российской Федерации выполняет разнообразные задачи и функции в
области подготовки научно-педагогических кадров, подготовки, переподготовки и
повышения квалификации рабочих и служащих, профессионального обучения и переобучения
высвобождающегося и незанятого населения.
Вышеназванные
задачи и функции имеют общее значение, следовательно, они распространяются
также и на подведомственные Минобразованию России образовательные учреждения.
Вместе с тем оно обладает по отношению к таким учреждениям рядом специальных
полномочий. Оно вправе создавать, переименовывать, реорганизовывать и
ликвидировать подведомственные учреждения, устанавливать для них ежегодно
контрольные цифры приема всех категорий обучающихся и т.п.
Минобразованию
России предоставлено право осуществлять в пределах установленной компетенции
инспектирование образовательных органов управления образованием на территории Российской
Федерации.
Минобразование
России вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты,
обязательные для исполнения органами исполнительной власти, в ведении которых
находятся образовательные учреждения, а также подведомственные ему учреждения
и организации.
Свои задачи и
функции Минобразование России должно осуществлять во взаимодействии с
заинтересованными органами исполнительной власти, местного самоуправления,
профильными научными организациями, общественными объединениями.
В субъектах
Российской Федерации в качестве специализированных органов, ведающих сферой
образования, выступают: в республиках — министерства или комитеты, в других
субъектах — департаменты, главные управления, отделы образования. Они являются
единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования
на соответствующей территории в целом. Здесь нет таких предпосылок, какие
имеются на федеральном уровне, для создания двух специализированных органов
образования. Ибо задачи и функции управления деятельностью в области
образования локализованы пределами территорий субъектов Российской Федерации,
ведающими сравнительно небольшим числом образовательных учреждений вообще и
отдельных их видов в частности (вузов и др.). Это не исключает того, что в
отдельных субъектах Российской Федерации могут быть свои решения вопросов
непосредственного подчинения тех или иных конкретных образовательных
учреждений.
Органы
управления образованием создаются в том же порядке, в каком и другие отраслевые
органы. А общая для всех органов управления образованием компетенция
осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.
К компетенции
органов управления образованием субъектов Российской Федерации относится:
осуществление федеральной политики в области образования; разработка и
реализация региональных программ развития образования с учетом национальных,
региональных особенностей; формирование государственных органов управления
образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и
ликвидация образовательных органов соответствующего подчинения, лицензирование
образовательных учреждений; установление национально-региональных компонентов
государственных образовательных стандартов; установление дополнительных (к
федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных норм
и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников,
оснащенности учебного процесса; организация издания учебной литературы,
разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин; организация
подготовки и переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров;
обеспечение соблюдения законодательства в области образования и контроль за
исполнением государственных образовательных стандартов и др.
Закон об
образовании относит к органам управления образованием также «ведомственные
государственные органы управления образованием». Это подразумевает, что
образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ведении
различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с
тем последние выполняют задачи и функции органов управления указанными
подведомственными учреждениями. И только в этой «части» их можно отнести к
органам управления образованием. При этом приоритет в осуществлении функций
межотраслевого характера, охватывающих подведомственные учреждения таких
органов, принадлежит все же специализированным органам управления образованием.
Последние при осуществлении межотраслевых функций в различных формах
сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными
учреждениями. Конкретные формы сотрудничества по соответствующим вопросам
определены действующими нормативными актами, которые, однако, не ограничивают
как инициативы в этом деле, так и ответственности того органа, к компетенции
которого отнесено решение данного вопроса. Например, Минобразования России
разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти и
аналогичных органов субъектов Российской Федерации программы в сфере
образования, но отвечает за это дело в конечном счете данное Министерство.
Руководство
образовательными учреждениями, подведомственными специализированным органам,
осуществляется их структурными подразделениями. Они имеют различные формы и
статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятельные
главные управления, отделы и др., либо подразделения такого рода структур. Они
могут быть специализированными либо осуществлять функции образования наряду с
другими функциями.
|