Модель повышения квалификации кадров в учреждении дополнительного образования детей
Трунова Людмила Константиновна, директор
Статья отнесена к разделу:
Администрирование школы
«Главным ресурсом развивающегося
общества являются люди,
не столько подготовленные, сколько
развивающиеся непрерывно»
П.Г. Щедровицкий
ВВЕДЕНИЕ
Системное переустройство страны, ускорение
темпа жизни, связанное с информационной
революцией, масштабные экологические и
демографические проблемы, нарастающая
экономическая нестабильность в обществе требуют
от работников производственной и социальной
сферы, но особенно работников образования,
готовящих будущую смену профессиональных
работников, разносторонних знаний. Причем
независимо от рода занятий: будь-то
социально-педагогическая, управленческая или
вспомогательная деятельность.
Традиционная установка, когда
квалификационный диплом о получении той или иной
специальности служил подтверждающим документом
на всю жизнь, устарела. В современных условиях,
ориентируясь на потребности конкурентного рынка
образовательных, досуговых, информационных и
других услуг, учиться и подтверждать собственную
квалификацию надо непрерывно. Особенно это
касается педагогических и управленческих
категорий работников в системе дополнительного
образования детей, которым принадлежит ключевая
роль в подготовке подрастающего поколения к
жизнедеятельности в динамично меняющихся
условиях трансформированного общества.
В настоящее время делается акцент на
долговременное развитие трудового потенциала
работников и, именно поэтому управление
человеческими ресурсами становится ныне
одним из важнейших направлений в
деятельности любого учреждения дополнительного
образования детей, поставленных в такую
ситуацию, когда их функционирование и развитие
напрямую зависит от квалификации и
профессиональной компетентности педагогов.
В период финансового кризиса, когда уровень
доходов сотрудников учреждения оставляет желать
лучшего, обучение на курсах повышения
квалификации стало особенно проблематичным. В
данных условиях возрастает роль повышения
квалификации сотрудников внутри учреждения как
очень важного звена в системе непрерывного
образования, совершенствования
профессиональной культуры педагогических
кадров, подготовки их к работе в новой
образовательной ситуации, в создании условий для
их развития и самореализации.
Вопросы оптимизации методической работы в
образовательном учреждении раскрываются в
работах Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника; важные
аспекты деятельности руководителя
образовательного учреждения, рассматриваются в
трудах В.И. Зверевой, практические рекомендации
по вопросам мотивации и стимулирования
профессионального развития педагогов можно
найти в работах Н.В. Немовой, Ю.А. Долженко и др.
Материалы для обеспечения повышения
квалификации кадров внутри учреждения мы
получаем, изучая специальную и
научно-методическую литературу, статьи
периодических изданий («Дополнительное
образование и воспитание», «Внешкольник»,
«Народное образование», «Педагогика», «Школьные
технологии», «Директор школы», «Завуч» и др.)
В МОУДОД «Дом детства и юношества» сложилась
достаточно эффективная система повышения
профессиональной компетентности педагогических
кадров, позволяющая создать условия для
самореализации, саморазвития и
самосовершенствования педагогов, быстрого
внедрения в практику инновационного опыта
воспитания, обучения и творческого развития
подрастающего поколения.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ РОСТОМ ПЕДАГОГОВ В
МОУДОД «ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА»
Современная образовательная ситуация требует
от педагогов-практиков постоянного
совершенствования их знаний и умений.
Профессия предоставляет педагогу возможность
реализовать себя в труде, познании, общественной
жизни, деятельности, в отношениях, общении,
связанных с выполнением должностных
обязанностей. Не менее важно, что при этом
происходит проверяемая практикой самооценка
психологической и
содержательно-технологической подготовленности
к данной работе, сложившаяся в процессе
профессионального образования и
предшествующего опыта. Такая оценка стимулирует
(должна стимулировать) самообразование и
самосовершенствование специалиста, его
карьерные и статусные намерения и ожидания,
овладение смежными областями знаний.
C годами ценностный смысл образования для
личности меняется, и на первый план выдвигается
потребность в развитии своей культуры и
миропонимания. Познавательные интересы взрослых
людей концентрируются вокруг потребности в
научном понимании многообразных явлений жизни и
осмыслении собственного опыта; в
формировании своей позиции по отношению к
происходящему вокруг и использовании полученных
знаний в практической деятельности.
Поэтому столь актуальны в деятельности
руководителя учреждения вопросы
дальнейшего профессионального роста
сотрудников, развития положительных
личностных качеств, выстраивания
индивидуальной траектории их карьеры в
системе дополнительного образования детей.
Важным направлением управленческой
деятельности руководителя является повышение
профессионального мастерства педагогических
кадров и их мотивации на получение более высоких
результатов деятельности через использование
передовых педагогических технологий,
нестандартных форм и методов организации
взаимодействия участников образовательного
процесса.
Главная цель управления педагогическим
коллективом: создать профессионально –
личностную зону успеха каждому сотруднику,
повысить его заинтересованность в
совершенствовании своего педагогического
мастерства, проявлении творческой активности и
духовного единения с участниками
образовательного процесса через овладение
ключевыми и профессиональными компетентностями.
Целенаправленная работа администрации по
достижению этой цели должна способствовать
формированию многоуровневой культуры
самоорганизации всех членов коллектива, росту их
педагогического мастерства.
![](http://festival.1september.ru/articles/601778/img1.jpg)
Схема 1. Основные элементы
педагогического мастерства
Чтобы быть успешным, достичь вершин
профессионального мастерства, иметь высокий
рейтинг у учащихся, коллег, родителей
современный педагог системы дополнительного
образования детей должен постоянно стремиться к
саморазвитию и самосовершенствованию, повышать
уровень своего профессионального роста.
![](http://festival.1september.ru/articles/601778/img2.jpg)
Схема 2. Основные уровни
профессионального роста педагога
Доказано, что профессиональное
самосовершенствование успешно протекает
лишь при наличии у педагога внутреннего
побуждения, искреннего стремления добиться
высоких результатов в работе. В свою очередь,
способность к перестройке деятельности в
соответствии с новыми требованиями современного
общества возможна, если педагогический
коллектив в целом проводит систематический
анализ достоинств и недостатков своей
деятельности на основе показателей уровней
воспитанности и обученности учащихся.
Самостоятельные усилия по освоению достижений
психолого-психологической науки, передовой
практики, совершенствование оценочной
деятельности педагога и руководителей
педагогического коллектива, позитивная
мотивация педагогического труда, неформальное
творческое содружество мастеров
педагогического труда – вот те основные факторы,
которые влияют на профессиональный рост и
мастерство педагога.
Важнейшими элементами кадровой политики
администрации МОУДОД «Дом детства и юношества»
являются:
- создание в учреждении неформального,
основанного на взаимном уважении, доверии и
эмпатии, социально-психологического климата
совместной работы, позволяющего раскрыть
творческий потенциал педагогов;
- формирование собственной инфракультуры
учреждения, существующей в виде выработанных в
коллективе ценностей, стиля общения сотрудников,
системы личностных качеств, позволяющих
изменить мотивационную и операционную сферы
деятельности;
- повышение профессионального мастерства
педагогических кадров и их мотивации на
получение более высоких результатов
деятельности.
Деятельность администрации по кадровому
обеспечению и повышению профессионального
мастерства осуществляется по следующим
направлениям:
- подбор и эффективная расстановка кадров с
учетом социального заказа и потребностей
детского и взрослого населения в дополнительных
образовательных услугах;
- профессиональное и
функционально-ориентированное повышение
квалификации сотрудников учреждения;
- психологическое просвещение педагогов;
- адресная помощь сотрудникам по личным
затруднениям на основе диагностических
исследований;
- стимулирование и поддержка творчески
работающих педагогов.
МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МОУДОД «ДОМ
ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА»
![](http://festival.1september.ru/articles/601778/img3.jpg)
Данная модель повышения квалификации
позволяет научить педагога использовать свои
личностные и профессиональные резервы, строить
индивидуальную систему целостной
педагогической деятельности.
Педагогическая практика доказала, что
развитие личности человека стимулирует
преобразование профессиональной деятельности,
качественно новый уровень которой, в свою
очередь, приводит к дальнейшему развитию
личности.
СПЕЦКУРС «ПУТЬ К УСПЕХУ»
Эффективной формой повышения
профессионального мастерства педагогов
являются спецкурсы, направленные на решение
конкретных проблем коллектива, выявленных в ходе
наблюдений, диагностических исследований и
анализа деятельности учреждения.
Актуальность выбора именно этой
формы продиктована следующими моментами.
Основу педагогического коллектива Дома
детства и юношества составляют штатные
работники, большинство – женщины (более
85%). 44% сотрудников работают в учреждении до 5 лет,
34 % – от 5 до 15 лет, 22% – свыше 15 лет. Половина
педагогов имеют высшее образование, 88% –
аттестованы. Высшая квалификационная категория
присвоена 25% педагогов, первая – так же 25%, вторая
– 38% педагогов.
В связи с ротацией кадров, увеличением числа
вновь прибывших молодых специалистов,
преобладанием в коллективе женщин,
формированием ряда микрогрупп по возрастному
принципу в учреждении сложились сугубо деловые,
основанные лишь на производственной
необходимости, взаимоотношения работников,
несколько снизился уровень взаимного доверия и
эмпатии, что в конечном итоге отрицательно
сказалось на разработке и реализации совместных
проектов, выполнении намеченных планов,
эмоциональном состоянии и снижении
работоспособности отдельных сотрудников.
Кроме того, методическая учеба,
направленная на повышение профессиональной
компетентности кадров, зачастую рассматривается
педагогами не как средство обучения и развития
их мастерства, а как формальная обязанность,
сохраняющаяся традиционно, но не приносящая
ощутимой пользы.
На основе диагностических исследований личных
затруднений педагогов, наблюдений администрации
и анализа сложившейся ситуации для решения
вышеперечисленных проблем был разработан и
успешно реализован в ходе активного
взаимодействия участников спецкурс «Путь к
успеху».
Спецкурс «Путь к успеху» рассчитан на 2 года и
воплощен в жизнь администрацией МОУДОД «Дом
детства и юношества» совместно с методической
службой учреждения, направлен на оптимизацию
социально-психологического климата в
коллективе, сплочение его членов, повышение
уровня взаимного доверия и взаимопомощи
педагогов-стажистов и вновь принятых
сотрудников.
Цель спецкурса: формировать
стабильный, эффективно работающий коллектив
единомышленников в процессе совместной
творческой деятельности.
Задачи:
- создание комфортных условий для
результативной работы всех участников
образовательного процесса;
- дальнейший профессиональный рост сотрудников,
выстраивание личностной траектории их карьеры;
- апробирование на практике современных
педагогических технологий, форм и методов
организации деятельности;
- выявление творчески работающих сотрудников,
обобщение и распространение ценного
педагогического опыта;
- развитие интеллекта, общекультурного уровня
педагогов, их позитивной мотивации на
саморазвитие и самосовершенствование.
Программа
№ п/п |
Содержание и формы работы |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 |
Семинар-практикум «Команда, без которой мне не
жить» |
Сентябрь 2007 |
Трунова Л.К. |
2 |
Тренинг «Мудрость повседневных контактов» |
Ноябрь 2007 |
Дементьева О. |
3 |
Педагогическая гостиная «Правила твоего
успеха» |
Февраль 2008 |
Трунова Л.К. |
4 |
Фестиваль-конкурс педагогического мастерства
«От сердца к сердцу» |
Апрель 2008 |
Трунова Л.К. |
5 |
Информационный вестник «Портфолио как
инновационная форма оценивания деятельности
педагога» |
Сентябрь 2008 |
Полозова Л.Л. |
6 |
Консилиум «Как помочь детям захотеть учиться?» |
Декабрь 2008 |
Трунова Л.К. |
7 |
Творческая мастерская «Педагогическая
копилка» |
Февраль 2009 |
Кузьменко Л. |
8 |
Фестиваль-конкурс творческих идей «Шаги к
успеху» |
Апрель 2009 |
Трунова Л.К. |
В ходе реализации данного спецкурса
предполагалось достижение следующих результатов:
- создание условий социально-психологического
комфорта и защищенности членов педагогического
коллектива;
- формирование профессионально-компетентной
личности педагога, владеющей когнитивными,
креативными, методологическими и рефлексивными
качествами;
- понимание сотрудниками причин успехов и
неудач, осознание необходимости непрерывного
профессионального самосовершенствования;
- обогащение педагогической практики учреждения
собственными творческими разработками;
- внедрение в процесс образования взрослых
гуманистических идей развития (учение без
принуждения, успех как мотив обучения, вера в
потенциальные возможности каждого обучающегося,
целостное развитие личности и т.д.);
- реализация педагогами своих возможностей,
признание собственной компетентности,
достижение высоких результатов деятельности;
- рост самоуважения сотрудников и их рейтинга
среди участников образовательного процесса.
Достижению поставленных целей и задач в полной
мере способствовали интерактивные формы
работы с педагогическими кадрами:
- организационно-деятельностные, сюжетно-ролевые
и деловые игры;
- предметно-содержательные, методические,
психологические практикумы;
- консультационные ассоциации;
- творческие лаборатории по освоению новых
педагогических технологий;
- круглые столы, педагогические консилиумы,
дискуссии;
- методические смотры, конкурсы, выставки и др.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
СПЕЦКУРСА «ПУТЬ К УСПЕХУ»
В процессе совместной деятельности
администрации и педагогического коллектива:
- созданы комфортные условия для выполнения
сотрудниками своих должностных обязанностей,
проявления инициативы и творческих способностей
(реализация проектов «Досуг – дело серьезное»
(оборудование малого зала досуговых мероприятий
в 2007 г.); «Рождественская звезда»
(изготовление оборудования для проведения
окружного этапа одноименного краевого конкурса
в 2008 году); «Учение с увлечением» (ремонт и
оборудование кабинета школы раннего развития
детей в 2009 году);
- сформировалось работоспособное ядра
коллектива, состоящее из опытных педагогов и
только начинающих свою педагогическую карьеру
молодых коллег, включающее и бывших выпускников
учреждения (методисты Дементьева О.С., Кривошеина
Т.С.);
- 50% педагогов имеют высшее образование (3
человека закончили ВУЗы в течение 2-х последних
лет);
- 84% членов педагогического коллектива
аттестованы, из них 58% имеют высшую и 1
квалификационные категории;
- наблюдается устойчивый рост числа участников и
победителей конкурсов профессионального
мастерства педагогов Дома детства и юношества:
Год |
Число участн
(%) |
Наименование фестивалей-конкурсов
профессионального мастерства |
Кол-во номинаций |
Кол-во победителей
и призеров |
2006 |
56 |
«Радуга творчества» |
3 |
10 |
2007 |
68 |
«Как наше слово отзовется» |
3 |
12 |
2008 |
68 |
«От сердца к сердцу» |
4 |
13 |
2009 |
79 |
«Шаги к успеху» |
3 |
12 |
- положительная динамика уровня
профессионализма педагогов:
Уровни профессионализма
педагогов |
Педагогическая умелость |
Педагогическое мастерство |
Педагогическое творчество |
Педагогическое новаторство |
2008 |
39% |
2008 |
44% |
2008 |
17% |
2008 |
– |
2009 |
33% |
2009 |
44% |
2009 |
23% |
2009 |
– |
- позитивные изменения профессионально-значимых
качеств личности и
индивидуально-психологических особенностей
педагогов;
- достигнуты высокие результаты участия
коллектива Дома детства и юношества в городских,
краевых и республиканских конкурсных
мероприятиях (2007 г. – лауреаты III
Всероссийского смотра-конкурса «Каникулы», 2008 г.
– лауреаты II краевого конкурса учреждений
дополнительного образования детей в номинации
«Дом»; 2008 г. – I место в конкурсе учреждений
дополнительного образования Сибирского
федерального округа).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы модернизации содержания образования,
новые приоритеты в образовательной политике
государства, изменения концептуальных
ориентиров побуждают педагогов системы
дополнительного образования детей к поиску
новых подходов к самосовершенствованию,
мотивирующих развитие креативных способностей
сотрудников, их познавательно – ценностных
интересов и повышение уровня профессионального
мастерства.
Самостоятельные усилия по освоению достижений
психолого-психологической науки, передовой
практики, совершенствование оценочной
деятельности педагога, позитивная мотивация
педагогического труда, неформальное творческое
содружество педагогов-стажистов и молодых
специалистов – вот те основные факторы,
которые влияют на профессиональный рост и
мастерство педагога.
Для совершенствования профессиональной
культуры педагогов, повышения уровня их
мотивации на саморазвитие и творчество
администрация МОУДОД «Дом детства и юношества»
г. Рубцовска успешно использует следующие
факторы:
- учет результатов диагностики профессиональных
и индивидуально-психологических особенностей
педагогов;
- индивидуализация взаимоотношений с
сотрудниками;
- дифференциация взаимодействия разных групп
педагогического коллектива;
- ориентация на позитивные возможности личности
педагога;
- личный пример руководителя.
Это позволяет максимально мобилизовать
интеллектуальные, материальные и финансовые
ресурсы для эффективного функционирования
учреждения, добиться роста профессиональной
компетентности сотрудников, обогащения их
педагогического опыта и мастерства. Что в свою
очередь привело к созданию привлекательного
имиджа учреждения как образовательного и
культурно – досугового центра микрорайона,
места сотрудничества и общения детей и
взрослых.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Долженко Ю.А. Проблемы формирования
«успешного» педагога в системе постдипломного
образования. Практико-ориентированное пособие
для руководителей образовательных учреждений. –
Барнаул: АКИПКРО, 2001.
- Долженко Ю.А. Слагаемые эффективного
управления учебно-воспитательным процессом.
Практико-ориентированное пособие для
заместителя директора школы. – Барнаул: АКИПКРО,
1998.
- Козлов Н. Мудрость в повседневных
контактах. // Воспитание школьников № 4-6, 1997; № 1,
1998.
- Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. и др.
Руководство педагогическим коллективом: модели
и методы. – М., 1995.
- Национальная доктрина образования в Российской
Федерации на период до 2025 г. Основные направления
социально-экономической политики Правительства
РФ на долгосрочную перспективу. – М., 2002.
- Педагогика профессионального образования:
Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений / под ред. Сластёнина В.А. – М.:
Издательский центр «Академия», 2006.
- Педагогика. Учебное пособие /под ред.
Пидкасистого П.И. – М.: «Высшее образование», 2007.
- Фопель Клаус Как научить детей
сотрудничать. Психологические игры и упражнения.
– М.: «Генезис», 1999.
- Шемшурина А. Этическая грамматика //
Воспитание школьников № 1-2, 1996.
|