МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ
КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие
«Предпрофильная
подготовка
и
профильное обучение как факторы обеспечения качественного
доступного
образования»
Ставрополь, 2011
ББК
АА
Авторы-составители:
Черноусенко Т.И.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и физики СКИРО ПК и ПРО
Боброва И. А.,
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии СКИРО ПК и
ПРО
Сабельникова-Бегашвили
Н. Н., кандидат биологических наук, зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин СКИРО
ПК и ПРО
Научный редактор:
Игропуло И. Ф.,
доктор педагогических наук, профессор,
зав. кафедрой психологии
и педагогики СевКавГТУ
Рецензенты:
Таранова Т. Н.,
доктор педагогических наук,
зав. кафедрой
педагогики и педагогических технологий СГУ
Технический редактор:
Белая С.А., методист регионального центра информатизации
СКИРО ПК и ПРО
Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы
обеспечения качественного доступного образования (Учебно-методическое пособие) / авт.-сост.: Черноусенко Т.И., Боброва И.А., Сабельникова-Бегашвили Н.Н. / научный
редактор Игропуло И.Ф. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2011. –
192 с.
Предлагаемое
издание предназначено для педагогов, руководителей школ и учреждений
дополнительного образования детей, работников муниципальных органов
образования, организующих предпрофильную подготовку и профильное обучение в
образовательных учреждениях. Структура и содержание пособия представляют собой
гармоничное единство теоретико-методологических и технологических основ
накопленного в учреждениях Ставропольского края опыта работы по проблемам
предпрофильной подготовки и профильного обучения. Пособие может быть полезно
преподавателям системы повышения квалификации педагогических кадров, работникам
научно-методических центров, а также преподавателям и студентам педагогических
вузов.
Содержание
|
Введение
|
4
|
|
Программа
|
6
|
1.
|
Государственная политика в области
предпрофильной подготовки и профильного обучения как стратегической линии
развития современной школы
|
|
1.
1
|
Эволюция
российского образования
|
19
|
1.2.
|
Профильное
обучение как стратегическая линия развития старшей школы. Особенности
профилизации школы в условиях перехода на новую образовательную парадигму.
|
27
|
1.3.
|
Формирование нового содержания
профильного образования как стратегическая задача в идеологии управления
школой.
|
35
|
1.4
|
Технологическое
обеспечение профильного обучения на старшей ступени общего образования.
|
47
|
1.5.
|
Предпрофильная
подготовка и пути ее реализации.
|
58
|
1.6.
|
Основы педагогического проектирования.
Особенности проектирования системы профильного обучения.
|
69
|
2.
|
Система профильного обучения в современной
школе как педагогическая инновация.
|
|
2.1.
|
Оптимальные условия организации
образовательного процесса как фактора развития индивидуальности и
саморазвития обучающихся
|
87
|
2.2.
|
Построение системы
предпрофильной подготовки и профильного обучения в современной школе.
|
95
|
2.3.
|
Создание модели сельской профильной
школы жизненного и профессионального самоопределения
|
111
|
2.4.
|
Профессиональное
самоопределение учащихся в теории и практике профильного обучения, его
социальные, психологические и педагогические основы.
|
123
|
2.5.
|
Инновационные
образовательные практики в системе профильного обучения.
|
136
|
3.
|
Социальное партнерство и сетевое
взаимодействие в условиях профилизации современной школы
|
|
3.1.
|
Проектная
и исследовательская деятельность обучающихся в условиях сетевого
взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
|
149
|
3.2.
|
Музейная педагогика в системе
профильного обучения.
|
159
|
3.3.
|
Профориентационная
деятельность в профильной школе в условиях сотрудничества «школа-вуз»
|
167
|
|
Глоссарий
|
182
|
|
Интернет-ресурсы
|
189
|
|